Философское учение о движении
Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса:
1. Какова связь материи и движения? (или более конкретно: может ли существовать материя без движения и движение без материи?)
2. В чем сущность движения?
3. В каких формах проявляется (или может проявляться) сущность движения?
Вопрос о связи материи и движения является исходным и основным вопросом философского учения о движении с позиций современного материализма. Можно предположить, что последовательный материализм в трактовке связи материи и движения будет состоять в выяснении того, что является первичным: материя или движение. Так ли это? Здесь следует обратить внимание на то, что в данной своей постановке сам вопрос уже выражает вполне определенное утверждение, именно: либо материя, либо движение – первичны. Рассмотрим последовательно каждую содержащуюся в данном вопросе альтернативу.
1. Допустим, что материя первична. Тогда сначала существует материя, но, разумеется, без движения. Затем откуда-то «приходит» движение. Откуда оно «приходит» и что является причиной движения материи? В данном случае необходимо предположить некий внешний по отношению к материи источник движения, например, Бог. Но тогда это уже не материализм.
2. Допустим, что первично движение. Тогда сначала существует только движение. Материи пока нет. В таком случае возникает вопрос: что движется? Поскольку материи еще нет, ответ на этот вопрос оказывается однозначным и безальтернативным: движутся наши мысли, или, во всяком случае, нечто нематериальное. Затем каким-то образом из нематериального движения должна возникнуть материя. Но и это то же не материализм.
Таким образом, все выводы, вытекающие из первого и второго допущений, не согласуются с материализмом. Остается предположить, что сама постановка вопроса «Что первично материя или движение?» не состоятельна, так как в такой постановке вопроса уже предполагается, что материя и движение могут существовать сами по себе: материя без движения и движение без материи.
Логика рассуждения подводит нас к необходимости сделать следующий вывод: материя и движение неразрывно связаны. Это значит – не существует материи без движения и движения, не связанного с какой-либо материей. Следовательно, последовательный материализм в философском учении о движении будет состоять в обосновании необходимой и неразрывной связи материи и движения, неотделимости их друг от друга.
Тогда каким определением движения можно правильно выразить эту связь?
В истории философской мысли существовали две принципиально различные позиции в понимании движения.
Первая состояла в отрицании необходимого характера связи материи и движения, т.е., так или иначе, допускалась возможность существования материи без движения (например, в учении Аристотеля). Вторая состояла в признании необходимого характера этой связи, т.е. утверждалась неразрывная связь материи и движения. Так, например, сложились определения понятия движения как свойства или существенного свойства материи (материализм XVII–XVIII вв.). В дальнейшем развитие второй точки зрения приводит к современному, диалектико-материалистическому определению понятия движения: движение есть способ существования материи.
Вопрос о сущности движения представляет известную сложность. Как это не парадоксально, но понять сущность движения легче, чем дать ее верное теоретическое описание. Известная апория Зенона «Стрела» прекрасная иллюстрация этому. Ее можно выразить в следующем умозаключении:
Движущаяся стрела в каждый данный момент времени t1 находится в точке m1, в момент времени t2 , она находится в точке m2 и т.д. в момент времени tn в точке mn. Но находиться здесь, в этой определенной точке, быть именно здесь – значит покоиться здесь. Следовательно, в каждый данный момент времени в каждой данной точке пространственного «здесь» стрела покоится. Сумма состояний покоя – вот что такое движение стрелы. Это и значит, что «летящая стрела – покоится».
В чем реальный смысл этой апории и как она разрешается? Ошибка Зенона заключается в том, что он пытается мыслить непротиворечиво то, что по своей природе представляет противоречие: 1) если стрела находится «здесь» (например, в точке m1), то она уже неподвижна, а 2) если она находится «не-здесь» (например, в точке m2), то она, следовательно, находится в другом «здесь» (в точке m2, m3 и т.д.), но и в этом «здесь» она (стрела) – покоится, согласно 1-ому. Поскольку и в 1-ом и во 2-ом случаях описание движения как движения не получается, необходимо изменить предпосылку рассуждения. Необходимо допустить, что в каждый данный момент времени движущаяся стрела находится «здесь» и «не-здесь». Именно в этом состоит сущность движения, которое по самой своей природе есть противоречие.
Итак, отвечая на второй вопрос («В чем сущность движения?»), современные философы-диалектики отвечают: сущность всякого движения в противоречии. Это, например, противоречие моментов изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, беспокойства и покоя, неуравновешенности и равновесия. Абсолютные покой, равновесие, устойчивость – невозможны. Покой есть временное состояние равновесия противоположных сил, вызывающих движение, определяющих ту или иную его конкретную форму. Поэтому всякий покой относителен, а движение абсолютно. Вместе с тем покой не следует понимать как нечто второстепенное, несущественное в движении. Покой (устойчивость, равновесие) как моменты реального движения – существенные условия дифференциации материи. «Покой есть главное в движении» (Лао Цзы), столь же главное, как и другой его момент – изменчивость.
Всякое движение проявляется в различных изменениях. В этом смысле третье основное положение философского учения о движении заключается в утверждении, что движение есть изменение вообще, или всякое изменение.
Положение о движении как всяком изменении (качественном, количественном, физическом, химическом, биологическом, социальном, духовном и т.д.) направлено против метафизического сведения движения лишь к какой-либо одной его конкретной форме (например, к механическому движению в философском материализме XVII–XVIII вв.). Движению материи присущи самые разнообразные формы, самые различные виды изменений и взаимодействий материальных объектов, в которых проявляется их сущность.