Великие подвиги святого Стефана

Нравственные традиции христианства не прерываются: Евангелию в меру сил вторят Жития святых. Жития, как известно, писались с единственной целью — нравственного воспитания населения. "Исстари наши предки понимали значимость живого примера для воспитания нравственности" — это из предисловия. Какие же образцы и примеры предлагают нам Жития святых и, соответственно, православная церковь?

Преподобный Стефан прославился своей деятельностью по распространению христианства. А именно: он отправился в Пермскую область, где народ жил тогда по своему обычаю и своей вере, молясь своим богам.

· В Житии для этих людей находятся следующие ласковые и терпимые слова: Хамовы дети, непросвещенные, нечестивые, в узах дьявольских, заблудшие, неверные, а молились они бесам.

И вот, придя в чужой край, Стефан начал свои великие подвиги. Далее по тексту: "Однажды преподобный раб Божий, помолясь Богу, сотворил молитву и вошел в некое место, где была их знаменитая кумирница, иначе капище, и собрался разорить идолов. И опрокинул жертвенники, и богов сравнял с землей, и с Божьей помощью знаменитую их кумирницу поджег, огнем запалил ее. Все это сделал один, когда идолослужители не знали и кумирников не было, и не было ни спасающих, ни защищающих".

И еще по тексту: "Какое рвение было у преподобного против статуй, которых называли кумирницами, как возненавидел он их из-за непомерной мерзости! И совершенной ненавистью возненавидел их, и до конца их ниспроверг, и идолов попрал, и кумиров сокрушил, богов с землей сравнял. Те статуи, высеченные, изваянные, выдолбленные, вырезанные, ниспроверг, и топором посек, и огнем испепелил, и пламенем пожег, и без остатка их истребил. Неленостно сам со своими учениками по лесам обходя, и по погостам выспрашивая, и в домах ища, и в лесу находил, и здесь и там всюду находил, пока все кумирницы не уничтожил и до основания их не искоренил, и ни одной из них не осталось".

· Почему местные жители не убили его на месте? Едва ли его спасал Бог, как думает автор Жития. Все проще: если бы они его убили, их бы судили по российским законам по статье за убийство. А против него статей закона не было.

И Стефан рушил культурные ценности, совершал массовые надругательства над кладбищенскими памятниками, уничтожал то, что было свято для этого народа. По современному и Российскому, и международному законодательству он — преступник. Христианская же церковь оценила его деяния иначе: преподобный Стефан стал епископом Пермским, после смерти был канонизирован в святые, а его жизнь и подвиги занесены в Жития для воспитания подрастающего христианского поколения. На современных семинарах по христиан­ской педагогике эти Жития в качестве своеобразных медитаций зачитывают во время трапезы умильными голосами, как пример того, чему еще надо научиться будущим педагогам.

· Ради справедливости отмечу, что на фоне нашей дикости христианская педагогика в целом — сильное и доброе дело. Но кто и когда будет отделять зерна от плевел?