Отличия «spoil system» и «merit system»
Системы | Система добычи | Система заслуг |
Критерии | Parrainage (франц.) Paternalisme (англ.) Spoils system (америк.) | Concours (франц.) Merit system (америк.) |
Оперативность формирования государственного аппарата | Быстро | Медленно |
Служебная верность руководителю | Предан | Самостоятелен |
Квалификация служащего | Решающего значения не имеет | Высокая |
Образование Принцип | Не требуется Лояльности | Специалист управления Нейтральности |
Стоимость системы | Дёшево | Дорого |
Демократичность (доступность) | Изо всех слоев общества | Только образованные |
Организационные последствия | Препятствует закрытой касте чиновников | Образуется каста специалистов |
Постоянство (стабильность) | Нет | Есть |
Способ замещения должностей (по преимуществу) | Назначение | Выборы |
Ответственность | Перед начальником | В судах административной юстиции перед гражданином |
Субъект отбора | Начальник | Специальный государственный орган |
Преемственность | Нет | Есть |
Государственная служба представляет собой политический организационно-управленческий, регулятивный и интегративный институт общества, который обеспечивает взаимодействие граждан и государства, реализацию функций государства посредством специальных учреждений и организаций, в которых работают специально подготовленные служащие, основывающие свою деятельность на соответствующих нормах и ценностях.
Ключевой тенденцией развития государственной службы является повышение ее институциональных возможностей посредством:
1) совершенствования законодательства,
2) разработки и внедрения кодексов,
3) создания стройной системы ее организации как по вертикали, так и по территории государства,
4) четкого определения функций, границ применения власти,
5) участия в процессах реформирования общества и государства.
Тенденцией исторического развития государственной службы является развитие ее функций в аспекте все большего усиления направленности на реализацию интересов народа и государства, их всесторонней гуманизации.
Мировая практика дает огромное разнообразие подходов к
организации кадровой работы на государственной службе.
Подходы формируются под воздействием различных истори-
ческих, культурных, социально-экономических, политических,
конфессиональных и иных особенностей развития страны. В по-
строении системы кадровой работы в государственных органах
важную роль играют несколько факторов, среди них: норматив-
ное правовое регулирование государственной службы и управле-
ние государственной службой. Первый фактор связан с наличием
нормативных правовых актов, регулирующих порядок органи-
зации государственной службы в определенной стране. В США
основным нормативным правовым актом является Закон Пендл-
тона, который был принят в 1883 году. В последующем, в 1993
году Конгрессом был принят Закон Хэтча. Во Франции действу-
ют комплексные законы, такие как Закон от 13 июля 1983 года
«О правах и обязанностях чиновников» и Закон от 11 января 1984
года «Статус публичной службы». В соответствии с этими акта-
ми все служащие, независимо от того, на чьей службе они нахо-
дятся – государства либо коммун, департамента или района, под-
чинены минимуму общих правил. Наряду с общими действуют
и специальные статуты по видам административных органов. В
Великобритании действует программа «Улучшение управления в
правительстве: следующие шаги». ;В ФРГ – Общий Закон
«О правовом положении государственных служащих»иЗакон
«О федеральных государственных служащих»в редакци-
ях1985 года.
Второй фактор связан с наличием «эффективной внутрен-
ней системы управления самой государственной службой» ,
которая обычно представлена специальными государственными
органами или подразделениями государственных органов, к ком-
петенции которых относится обеспечение и развитие системы
государственной службы. В США кадровые полномочия распре-
делены между Советом по защите системы заслуг и Офисом по
управлению персоналом (Office of Personnel Management). По-
следний обеспечивает централизацию и координацию деятель-
ности кадровой службы в административно-государственном
управлении. Офис располагает полномочиями: назначать госу-
дарственных служащих на должность, способствовать карьерно-
му продвижению, проводить оценку их труда, повышать квалифи-
кацию, поощрять и привлекать к ответственности, разрабатывать
рекомендации для совершенствования кадровой работы. Совет
по защите заслуг в свою очередь должен обеспечить соблюдение
законов, касающихся государственной службы по найму, ее про-
хождения соответственно принципу «системы заслуг» и уволь-
нения. Кроме того, в каждом федеральном ведомстве
создается Совет по управленческим ресурсам, который определя-
ет процедуру найма и отбора на руководящие должности.
Отдел высшего руководства тесно контактирует с учреждени-
ями, подбирая, оценивая и анализируя номенклатурную группу
административных государственных служащих. В его функции
входит организация работы советов по квалификации. Предста-
вителям советов Управления по итогам сверки квалификацион-
ных данных с точки зрения определенной должности приходится
работать с ведомственными советами, оценивающими деятель-
ность кадровых учреждений при министерствах .
Во Франциивопросами функционирования системы местной
государственной службы занимается Национальный центр го-
сударственной территориальной службы, во главе которого сто-
ит Административный совет. Данный совет состоит из равного
представительства местных коллективов (коммун, департаментов
и округов) и представителей профсоюзных организаций мест-
ных служащих. Национальный центр государственной террито-
риальной службы занимается вопросами образования местных
государственных служащих; организует конкурсы на замещение
должностей; проводит экзамены для продвижения по службе, по-
лучения нового ранга или новой должности; принимает участие в
исследованиях, касающихся проблем образования.
В Великобритании функция набора кадров закреплена за
Комиссией гражданской службы по кадровым вопросам и
Агентством по оценке и отбору кандидатов для государственной
службы. Комиссия гражданской службы занимается отбором на
средние и высшие должности гражданской службы (юристы,
экономисты, инженеры, администраторы) через специальные
конкурсы. Отбор кандидатов проводят отделы Комиссии по ад-
министративным, научным, техническим должностям, а также
общий отдел по отбору на юридические, информационные и
другие должности.
Во всех рассматриваемых странах существуют норма-
тивные правовые акты и специальные органы, занимающиеся во-
просами государственной службы.
Прием на государственную службу четко регламентирован,
но имеет свои особенности. В отборе на государственную службу
существуют различия между элитарной (относительно закрытой)
системой отбора кадров, которые характерны для ФРГ, Франции,
, где усложненная программа конкурсного отбора – сред-
ство поддержания элитарности, и гибкая система отбора на кон-
курсной основе, применяемая в Великобритании, США, ряде других стран.
Например, в Великобритании процедура найма различается в
зависимости от ступени, группы и характера должности. Так, все
государственные должностные лица подразделены на 2 основные
категории: политиков, заменяемых в ходе ухода правительства в
отставку, и администраторов – профессионалов, нанимаемых на
постоянную работу Комиссией гражданской службы.
На технические должности 1 и 2 ступеней приходят по осо-
бой процедуре и требуют одобрения Премьер-Министра. Пере-
мещения на 3 ступени должны быть одобрены Управлением по
делам Кабинета.
Процедура конкурсного отбора администраторов состоит из
письменного доклада, тестов, интервью и заключительного со-
беседования прошедших испытания с сотрудниками Отдела по
окончательному отбору.
Во Франции проводятся конкурсы трех типов: внешний, вну-
тренний и открытый. Их отличия между собой состоят в следую-
щем: к участию во «внешнем» конкурсе допускаются кандидаты,
поступающие на государственную службу, во «внутреннем» − те,
кто продвигается по службе, имеют некоторый опыт, в «откры-
том» − все желающие, отвечающие требованиям стандарта .
Конкурс предполагает проведение устного и письменного
экзаменов. По результатам экзаменов составляется рейтинг пре-
тендентов. Если жюри не одобрило ни одного кандидата или же
представлено недостаточное число претендентов, а должностных
вакансий больше, возможно составление дополнительного списка.
Для некоторых должностей категорий «А» (служба
контроля, инспекций) допускается произвольный выбор админи-
страции, т.е. внеконкурсные процедуры. Также если замещаемая
должность не настолько важна для них, не применяют сложную и
дорогую конкурсную процедуру и проводят внеконкурсную про-
цедуру набора.
Конституция Франции закрепила равный доступ к государ-
ственной службе, который запрещает любую дискриминацию по
полу, убеждениям либо взглядам претендента. Но в случае, если
претендент имеет взгляды, несовместимые с должностью или
противоречащие общечеловеческим нравственным нормам, от-
клонение его кандидатуры необходимо. Если в приеме на госу-
дарственную службу отказано, это можно обжаловать в судебном
порядке .
В США занятие должностей, помимо «патронажного» мето-
да, «проводится в «открытой» и «закрытой» формах и основыва-
ется на «системе заслуг».
«Закрытая форма» предусмотрена для комплектования выс-
ших должностей государственного аппарата (министров, их за-
местителей и помощников), ряда министерств и ведомств (госу-
дарственного департамента, ФБР, ЦРУ, служб здравоохранения и
лесного хозяйства) .
При «открытой» форме существует четыре типа назначений
на карьерные и общие высшие административные должности:
1) карьерное назначение посредством конкурсного отбора
на основе модели управленческой квалификации на карьерные
должности;
2) некарьерное назначение, проводимое Офисом по управле-
нию персоналом, на общие должности;
3) временное назначение на срок не более трех лет на общие
должности для выполнения специальных работ;
4) чрезвычайное назначение на срок не более 18 месяцев на
общие должности в случае особых обстоятельств.
Кроме этого, в США законодательно закреплена норма, пред-
усматривающая прохождение определенного срока подготови-
тельной службы для занятия последующей должности путем
сдачи квалификационного экзамена. Внеконкурсные назначения
касаются лиц, впервые назначаемых на средние и низкие (техни-
ческие) должности государственной службы и так называемой
«патронажной системы», где на должности назначаются лица,
пользующиеся особым доверием Президента или глав мини-
стерств и ведомств .
В ФРГ лица, находящиеся на государственной службе, делят-
ся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Различия в
их статусе определяются характером их взаимоотношений с госу-
дарством, порядком приема на работу, прохождения и прекраще-
ния службы, вознаграждения за работу, предъявляемыми к ним
требованиями, содержанием их прав и обязанностей.
Различие между государственными служащими и граждан-
скими служащими (и рабочими) государственной службы состо-
ит в том, что если первые назначаются на службу, то со вторыми
(и третьими) заключается трудовое соглашение. Государственные
служащие назначаются пожизненно, тогда как трудовое согла-
шение со служащими и рабочими может быть расторгнуто. Для
оплаты труда чиновников законом устанавливается денежное со-
держание, труд служащих и рабочих оплачивается в соответствии
с тарифным соглашением. Чиновники получают государствен-
ную пенсию, а служащие и рабочие – пенсию на основе договора
о социальном страховании.
Порядок приема на государственную службу регулируется
федеральными законами по единой системе для всех трех уров-
ней государственной службы: федерации, земель и общин. Ком-
плектование кадрами осуществляется на конкурсной основе. К
каждому уровню государственных должностей предъявляются
квалификационные требования. Например, для занятия низше-
го уровня необходимым условием является успешное окончание
основной общеобразовательной школы или подготовительная
практика по будущей специальности. Средний уровень предпола-
гает окончание реального училища, подготовительную годичную
практику, сдачу экзамена. Для повышенного уровня необходимо
школьное образование, имеющее право на поступление в высшую
школу, подготовительная практика к занятию должности в тече-
ние трех лет, сдача экзамена на право службы в этой должности.
Для высшего уровня – окончание высшей школы, подготовитель-
ная практика к занятию должности в течение минимум двух лет,
сдача экзамена на право прохождения государственной службы.
В частности, федеральные государственные служащие при-
нимаются на должность Федеральным президентом либо его
представителем посредством вручения претенденту грамоты о
его назначении. Грамота содержит отметки: «с испытательным
сроком», «почетный служащий», «временно», «пожизненно», но
если изменяется характер деятельности – обозначается новый
статус.
Наряду с этим государственная служба предусматривает
определение испытательного срока, но не более чем пять лет.
Назначить на постоянную государственную службу могут лишь
после того, как будет успешно пройден испытательный срок, а
также достигнут возраст двадцати семи лет.
Интересен опыт временного замещения должностей. К при-
меру, если у руководителя отдела возникают причины, препят-
ствующие выполнять свою работу, им назначаются один или
несколько помощников с определенными полномочиями, так
называемые «временные руководители». Более того, если, по
мнению служащего, заданная ему работа не отвечает его способ-
ностям или ему хотелось бы выполнять какую-либо другую, об
этом должна быть уведомлена кадровая реферативная группа. В
такой ситуации кадровому работнику вменяется в обязанность
провести личную беседу со служащим и представить результаты
руководителю.