Взаимоотношения слуги – господина.
Эти взаимоотношения бывают двух видов: пронизанные благоговением и пронизанные уважением. Взаимоотношения, пронизанные благоговением, называют взаимоотношениями слуги и господина. Взаимоотношения же, пронизанные уважением, называют сыновьими взаимоотношениями. Поклонение лишенное благоговения, обычно не обсуждается. Поэтому считается большой удачей, если душа достигает чувств к Кришне, лишенных благоговения – то есть с ощущением близости (дружеские взаимоотношения), жалости (родительские взаимоотношения) и сильного желания (романтические взаимоотношения). Все они упоминаются в священных писаниях, но преданные, переживающие их, не интересуются священными писаниями, поскольку для них их собственная природа является священными писаниями. Хотя отнюдь не все, кто достиг духовных чувств, игнорируют священные писания, предмет духовных взаимоотношений объясняется лишь вплоть до уровня благовейных чувств к Господу, и цель его – показать правильные ориентиры для обычных преданных. Выходить далеко за эти рамки не является целью этой книги.
В отношениях слуги – господина на первый план выходит личностная природа Бога. Господь предстает перед своими преданными в двух ипостасях: как олицетворение могущества и как олицетворение сладости. Строго говоря, олицетворением сладости может быть только образ Кришны. Облик Кришны включает в себя все аспекты Его могущества, но Его удивительная нежность затмевает их. Могущество Кришны проявляется лишь иногда и при этом не противоречит проявлениям Его сладости. Все это подробно объясняется в священных писаниях. Нет ничего столь же сладостного, как отношения с Кришной. Поэтому мы рассмотрим взаимоотношения слуги и господина, проявляющиеся во Вриндаване.
Когда у преданного с Кришной возникают отношения слуги – господина, он считает себя обретшим расположение Кришны. Его любовь основана на почтительности, и он воспринимает себя слугой Господа. Объектом этих взаимоотношений является верховный Образ Кришны как источника всех материальных вселенных, океана сострадания, повелителя непостижимых энергий, венца всех совершенств, источника всех воплощений, привлекающего сердца освобожденных душ, Бога богов, наивысшего объекта поклонения, самого непреклонного, самого снисходительного, защитника предавшихся Ему душ, самого сострадательного, воплощения истины, вершителя судеб, самого могущественного, чистого, справедливого, друга преданных, великодушного, самого влиятельного, наисильнейшего, самого выдающегося, самого благодарного и повелеваемого чистой любовью.
Существует четыре вида субъектов этих взаимоотношений: подчиненные, находящиеся под защитой Господа, спутники и личные слуги. Живые существа, уполномоченные Господом управлять глобальными процессами этой вселенной (полубоги), принадлежат к категории подчиненных. Второй тип преданных делится на три группы: преданные, принявшие покровительство Господа; преданные, некогда стремившиеся к освобождению, но затем отказавшиеся от этого в пользу служения Господу; и те, кто по своей природе привязаны к поклонению Господу. К третьему виду относятся своего рода Его «адъютанты» и «личные секретари». К четвертому виду относят тех, кто всегда оказывают Ему личное служение. Это вид делится на две подгруппы. К первой относятся преданные, живущие на духовных планетах, отличных от Вриндавана, и занятые разнообразными видами служения: они обмахивают Господа опахалом, подают Ему орехи бетеля, держат зонт над Его головой. Ко второй относят жителей Вриндавана, совершающих личное служение Господу.
Все эти слуги смиренны и считают себя преемниками милости Господа. Они готовы выполнить любое Его приказание, преданы Ему и признают Господа Своим вечным господином. Некоторых из них привлекает выполнение сокровенных поручений Кришны, некоторые позволяют себе дистанцированно шутить с Ним, а иные бесстрашно гордятся своей ролью спутника Господа. Среди преданных, находящихся под защитой Кришны, Его спутников и личных слуг могут встречаться и вечные обитатели духовного мира, и души вернувшиеся в духовный мир из материального, и души, достигшие совершенства, но живущие в этом мире.
Обычными стимулами для этих взаимоотношений являются: звуки флейты Кришны, звук Его рожка, Его улыбающийся взгляд, описания Его качеств, Его лотосные стопы, следы Его стоп, грозовые облака и аромат, исходящий от Его тела. Особыми стимулами являются милость Кришны, листики растения туласи на Его стопах, остатки пищи после вкушения их Кришной и вода, которой омывали Его стопы. Это причины взаимоотношений.
Кроме упомянутых выше тринадцати внешних признаков эмоций, слуги Господа проявляют несколько дополнительных: полное повиновение указаниям Господа, дружба с другими слугами Кришны, отсутствие даже капли зависти в служении Кришне и непреклонность в служении Господу. В отношениях «слуга – господин» проявляются все восемь спонтанных признаков эмоций, таких, как оцепенение и др. Среди эмоциональных выплесков наблюдаются такие, как счастье, гордость, воспоминания, тревога, смирение, сильное волнение, забота, энтузиазм, задумчивость, склонность к рассуждениям, досада, невозмутимость, опьянение, дерзость, утаивание, вежливость, мечтательность, усталость, болезнь и потеря жизни.
Поскольку в этих взаимоотношениях к Кришне относятся как к господину, их пронизывает ощущение благоговения наряду с беспокойством о том, как исполнить служение должным образом. Это настроение, объединенное с чистой любовью, становится постоянной эмоцией в этих взаимоотношениях. Преданные из категории принявших покровительство Господа, развивают эти чувства благодаря практике преданного служения. Преданные из категории спутников и личных слуг пробуждают эти чувства благодаря прошлому опыту. Эти воспоминания оживают в сознании благодаря слушанию о Господе или лицезрению Его образа. Во взаимоотношениях слуга – господин присутствуют также проявления любви, нежности и влечения.
Духовные взаимоотношения с Господом имеют градацию: непревзойденные, привлекательные и изумительные. Право на эти взаимоотношения дается жадным желанием их обрести. Те духовные взаимоотношения, которые привлекают преданного на стадии практики, становятся его вечными взаимоотношениями. Преданность, основанная на установившихся духовных взаимоотношениях, называется безраздельной преданностью. Спонтанная преданность, которую мы описывали в разделе, посвященном практике преданного служения, – это та, которая следует примеру безраздельной преданности. Такой преданный подражает поведению и качествам вечных спутников Господа, находящихся с Ним в определенных взаимоотношениях. Преданный подражает тем взаимоотношениям, которые он принимает как суть своей жизни и считает наивысшими, и он фактически обретет подобный образ жизни, достигнув духовного совершенства. Это предел отношений слуга – господин.
Отношение к Господу как к своему отцу называется уважительными взаимоотношениями. Такие преданные бывают двух типов: подчиненные Господа и Его сыновья. Более подробно это объяснено в соответствующих разделах священных писаний.