Духовные чувства.

Неважно, возникают ли духовные чувства в результате практики преданного служения, по милости Господа или Его преданного, в любом случае, энергию им дает только общение с преданными Господа. Если преданный, достигший уровня духовных эмоций, случайно оскорбит другого преданного, это бесценное сокровище – духовные чувства – будет либо постепенно уменьшаться и затем вовсе сойдет «на нет», либо превратится в чувства низшего порядка. Это очень печально. Следовательно, так важно, чтобы преданный, достигший уровня духовных эмоций, был очень осторожен в общении с другими преданными, обращался с ними с любовью и избегал оскорблений в их адрес. На уровне практики такое общение приводит к очищению сердца от дурных привычек, а на уровне духовных эмоций углубляет духовное влечение в сердце.

Иногда кажется, что бесценным сокровищем духовных эмоций владеют люди, не имеющие отношение к преданному служению Господу. Необходимо правильно понять, что такое чистые духовные эмоции преданного Господа. Не в целях критиковать других, но ради удовлетворения преданных, задающих этот вопрос, мы ответим на него. Сказанное неизбежно будет идти вразрез с практикой некоторых религиозных групп. Поэтому заранее приносим свои извинения. Лишь вследствие доброй удачи, на стадии чистой преданности живое существо достигает уровня духовных эмоций. Невозможно «научить» духовным чувствам по книгам, и поэтому данная работа предназначена для тех, кто имеет веру в чистое преданное служение. Если случайно эту книгу прочитает кто-то другой, в этом не наша вина. Если, вследствие доброй удачи, они согласятся с ее положениями, хорошо. Если нет, мы попросим отдать книгу кому-нибудь другому и не обижаться на нас.

Согласно приверженцам философии абсолютного монизма, дух лишен качеств. Однако, поскольку трудно поклоняться непосредственно духу, им приходится прибегать к какому-либо образу. Индивидуальная душа обладает качествами, поэтому она вынуждена поклоняться объекту, имеющему какие-нибудь качества, вследствие этого, на начальном уровне человек, подверженный влиянию всевозможных качеств, должен поклоняться некому вымышленному образу. Постепенно человек обуздывает свой ум и становится в состоянии прибегнуть к знанию и отрешенности в целях поиска безличного духа. В соответствующих трактатах говорится, что, если человек примет девять принципов: отрешенность, аналитический подход, обуздание ума, самообладание, безразличие, терпение, вера, последовательность и желание освобождения – то обретет знание, что ему делать. Чтобы овладеть этими качествами, рекомендуется исполнение своих предписанных социальных обязанностей, аскетизм и служение Богу. Причем под Богом понимаются определенные материальные образы как представляющие безличный дух в этом мире. Благодаря поклонению этим объектам, человек учится сосредотачивать свой ум. В конечном итоге он сможет сосредотачивать свой ум без всякого объекта и достигнет осознания недвойственной сущности. Когда это осознание станет еще глубже, человек осознает, что «я» есть дух.

Приверженцы этой философии говорят, что дух – это единственная сущность или реальность. Все остальное лишено бытия, нереально. Образы, которым они поклоняются на уровне практики, также нереальны. На заключительной стадии, стадии недвойственности, эти образы больше не существуют, также как и характеристики, им приписываемые. Это лишь воображаемые, вымышленные образы. К этой категории людей относятся последователи практики йоги и те, кто поклоняются различным божествам с целью обретения освобождения. Хотя приверженцы этой практики понимают, что божества в конечном итоге нереальны и воображаемы, тем не менее, они поклоняются им. Чувства, которые они испытывают во время своего поклонения, они называют духовными. Во время праздников их может охватывать дрожь, они могут покрываться испариной, бледнеть, плакать или танцевать в экстазе. Хотя всё это действительно признаки эмоций, это не те бескорыстные духовные эмоции и вера, которые мы описывали в этой книге.

Сколько существует видов чувств? Известны пять видов: чистые духовные чувства, тень духовных чувств, отраженные чувства, материальные чувства и притворные чувства. Чистые эмоции называются в священных писаниях чувствами души, чувствами к Богу, духовными чувствами и духовными эмоциями. Та функция, которая связывает душу в ее чистом состоянии с Господом, называется духовными чувствами. На этом уровне единственным объектом влечения является Господь. Такие духовные эмоции характеризуются безраздельной преданностью Господу. Мягкость, естественность, внутренняя радость, вкус, привязанность – это лишь различные грани духовных чувств.

Небольшое проявление этих чистых духовных чувств называется тенью духовных чувств. Поскольку они очень незначительны, их описывают как чувства низшего уровня, и они остаются до тех пор, пока внешняя ситуация благоприятна. Но они порождают счастье и рассеивают печаль. Человек может переживать подобную тень духовных эмоций в обществе преданных в ходе практики преданного служения. Такие эмоции не постоянны, а переменчивы. Общаясь с преданными, даже обычные люди могут переживать тень духовных чувств. Если человек испытал эту тень чистых духовных чувств хотя бы однажды, ему очень повезло, ибо с каждым разом он будет испытывать все более и более высокие ее стадии. Это не настоящие духовные чувства, а лишь их подобие. По милости чистых преданных, эта тень духовных чувств может очень быстро стать истинными духовными чувствами или эмоциями, но если человек оскорбляет преданных, эта тень духовных чувств исчезает.

Духовные чувства в сердце преданного могут отразиться в сердцах абсолютных монистов и людей, поклоняющихся вымышленным божествам. Внешние признаки чувств, которые эти искатели освобождения проявляют во время праздников или в процессе воспевания святых имен Господа, видя чувства преданных, называются отраженными. «Механизм» проявления чувств у таких людей обычно бывает следующим: поняв на практике, что достичь освобождения с помощью методов, данных их духовным учителем, слишком трудно, они начинают молиться своим вымышленным божествам, изливая им свои чувства. Таким образом, такие люди испытывают радость обретения своей желанной цели, частички счастья, приносимого освобождением. Как тень духовных чувств, так и отраженные чувства являются лишь подобием чистых духовных чувств. Чистые чувства пробудятся лишь в человеке, принявшего в своем сердце вечный образ Господа и совершающего настоящее преданное служение. Постольку люди, поклоняющиеся вымышленным божествам, не верят в вечность души, в их сердцах нет места для вечных духовных чувств. Для них, в конечном итоге, Господь не имеет никакого образа, потому что конечная цель этих людей – слияние с Богом, где стирается разница между источником чувств и их объектом. Таким образом, их чувства можно назвать отражением чистых духовных чувств, или переживания этих людей могут принимать форму материальных или даже притворных чувств.

Если люди считают, что индивидуальная душа, вместилище духовных чувств, временна, а объект чувств, Всевышний Господь, лишен конкретных черт, их чувства также должны быть временными – чувствами номинальными, притворными, материальными или отраженными. Если по воле случая, осознав наставления истинных духовных учителей или развив духовный вкус, человек, поклоняющийся вымышленным божествам, осознает, что подлинный объект поклонения – это вечный духовный образ Господа, и что душа – Его вечная слуга, он сможет испытать частичное проявление духовных чувств. Его чувства направляются тогда от материальных качеств, олицетворяемых этими божествами, к источнику всех качеств – Кришне. В священных писаниях говорится, что те, кто поклоняются различным божествам, в действительности поклоняются Господу, но делают это неправильно. В конце концов, они достигают Кришны. Смысл этого утверждения заключается в том, что пока будут иметь место неверные представления об источнике или субъекте чувств, духовные чувства не проявляются в полной мере. После того, как постепенно, на протяжении духовной практики в течение многих рождений, в человеке развиваются духовные чувства, неверные представления о душе и Господе рассеиваются. На этом этапе становится возможным обрести преданность Кришне. Причиной этого развития, конечно же, является общение с преданными.

Существует много примеров материального чувства, в особенности среди людей, неравнодушных к спиртным напиткам, женщинам, богатству, чревоугодию и т.д. Ромео расстается с жизнью из-за Джульетты. Ленский погибает на дуэли из-за Ольги. В художественной литературе можно найти много подобных примеров. Все это признаки чувств, но что это за чувства? Когда духовная душа становится обусловленной и начинает считать себя материальной, ее изначальная функция, чувства к Господу, также искажаются. Отказавшись от Господа в качестве объекта духовных эмоций, человек принимает в этой роли материю, и затем проявляет внешние признаки чувств. Все воображаемые образы всевозможных божеств, которым люди поклоняются с целью обретения освобождения, также материальны. Эффект чувств, направленных на вымышленные божества, аналогичен эффекту материальных чувств, направленных на материальные объекты. Слушая о приключениях Гулливера, читатель отождествляет себя с ним, переживая вместе с ним радости и горести, и проявляя признаки эмоций. Однажды, во время слушания эпизода из Рамаяны, где Господь Рама отправляется в «ссылку» в лес, одну пожилую женщину охватило горе. Когда ее спросили, почему она сокрушается, она ответила, что ее коза забрела в лес и потерялась. Слушая историю о Раме, она вспомнила о козе и заплакала. Поэтому поймите, что никто из людей, плачущих во имя поклонения Господу, не имеет чистых духовных чувств, и большинство людей действует, побуждаемое материальными чувствами. Частным случаем материальных чувств являются отраженные чувства, проявляемые монистами и людьми, поклоняющимися воображаемым божествам.

Описанные выше четыре вида чувств могут также быть притворными. Неверная жена может проявлять признаки материальных чувств к мужу, чтобы избежать подозрений. Желая насладиться вкусом мяса или вина, люди могут совершать религиозные обряды, проявляя внешние признаки чувств. Это пример притворных чувств. Желая снискать похвалу духовного учителя, славу среди преданных, веру со стороны обычных людей или аплодисменты на больших собраниях, многие люди симулируют духовные чувства к Господу – у них перехватывает голос, тело покрывает испарина, из глаз льются слезы и т.д. Но их сердца лишены той кристальной чистоты, которая вызывает подлинные духовные чувства.

Те, кто не оказывают должного почтения к истинным духовным чувствам к Господу, не отличая их от многообразных других видов чувств в этом мире, находятся в прискорбном положении. Однако бывает, что без следования какой-либо духовной практике в человеке могут внезапно пробудиться чувства к Господу. В таком случае следует понимать, что во многих предыдущих жизнях он занимался практикой преданного служения, но, вследствие каких-то препятствий, чувства не смогли пробудиться. Когда же препятствия устранились, покров, скрывавший духовные чувства, был снят, и они неожиданно засияли в полную силу. В этот момент в преданном пробуждается глубокая привязанность к Господу и отрешенность от всего остального.