Духовные эмоции.

Чистая любовь к Богу является результатом практики преданного служения. Чистая любовь имеет две стадии: предварительная, называемая духовными эмоциями, и собственно чистая любовь. Чистая любовь подобна солнцу, а духовные эмоции – его лучам. Духовные эмоции являются проявлением чистой благости и смягчают сердце, наполняя его трансцендентным вкусом. Когда поклонение Кришне, описанное ранее в разделе, связанном с общими характеристиками преданного служения, поднимается на уровень чистой благости и смягчает сердце, наполняя его трансцендентным вкусом, культивирование сознания Господа достигает стадии духовных эмоций. Когда в сердце проявляются духовные эмоции, они полностью овладевают умом. Фактически, духовные эмоции – это самостоятельный феномен, но, поскольку они проявляются в уме, кажется, что он является их источником. Другое название духовных эмоций – духовные чувства. Такие чувства сами являются воплощением вкуса, но кажется, что они являются причиной возникновения влечения к Кришне. Здесь следует отметить, что чувства являются духовным феноменом, не имеющим никакой связи с материальным миром. Чувства, которые обусловленные души испытывают к материальным объектам, – всего лишь искаженное материальное проявление духовных чувств. Когда человек совершенствуется в преданном служении Господу в материальном мире, то духовные чувства – частичное проявление энергии знания из духовного мира – становятся причиной вкуса ко всем объектам, имеющим отношение к Господу. Одновременно с этим частичное проявление энергии наслаждения дарует преданному подлинное блаженство. Духовные чувства являются семенем древа желаний чистой любви. Когда появляются различные другие аспекты духовных эмоций, соединясь с ними, духовные чувства порождает древо чистой любви. Конкретные примеры мы рассмотрим позже при обсуждении темы духовных взаимоотношений.

Духовные чувства – это мельчайшая неделимая частица, атом чистой любви к Богу. Все стадии, через которые проходит человек в ходе практики преданного служения: вера, вкус и привязанность - являются лишь фрагментами одного атома духовных чувств. Хотя вера и вкус, возникающие в результате общения с преданными, могут быть фрагментарными, они отражают истинные духовные элементы. Однако в людях, отвергающих какие бы то ни было нормы морали, эти фрагменты духовных чувств обладают очень искаженной формой. В людях, следующих нравственным принципам, их форма несколько упорядочена. В теистически настроенных людях, следующих нормам морали, их форма еще более упорядочена, но все еще остается искаженной. В человеке, находящемся на уровне практики преданного служения, искажений нет, но духовные чувства все еще остаются в виде раздробленных фрагментов изначального атома. С дальнейшим духовным продвижением появляется духовные чувства, первый атом чистой любви, а когда проявляются все атомы духовных чувств, душа достигает совершенства. Пока человек, достигший духовных чувств, остается в материальном теле, он все еще будет соприкасаться с материальными элементами. Причиной искажения духовных чувств является привязанность к материи. Но если душа направит свои чувства на Господа, она освобождается от всех искажений, и восстанавливается в своей истинной природе.

Духовные чувства, или духовные эмоции, бывают двух видов: приходящие в результате практики и милости. Духовные эмоции, приходящие благодаря практике, бывают двух видов: приходящие благодаря практике регламентированного и спонтанного преданного служения. Преданный, наделенный верой, вследствие прилежной практики преданного служения, постепенно развивает вкус к Господу. Благодаря дальнейшей практике, вкус преобразуется в привязанность и затем в духовные чувства, или духовные эмоции. Таковы последовательные стадии практики преданного служения. В священных писаниях мы находим примеры обретения духовных эмоций как благодаря практике регламентированного, так и спонтанного преданного служения.

Духовные эмоции, возникающие в результате милости, бывают двух видов: возникающие в результате милости Господа и милости преданного. Кришна может проявиться в виде Своих слов, облика или эмоциональных ощущений. Когда Господь доволен преданным, Он изливает на него нектар Своих слов. Или Он может оказать милость, явив Свой облик. Или же Он может создать необычайное ощущение в сердце преданного. Многие души достигли уровня духовных эмоций по милости возвышенных преданных. Духовная энергия переполняет преданных, и, будучи милосердными, они могут поделиться ею с другими душами.

В связи с этим следует упомянуть еще один момент. Духовное могущество преданного, обладающего чистой любовью к Богу, безгранично. Поэтому, если он проявит свою милость, то может оделить чистой любовью к Богу любого. Преданный уровня духовных эмоций, являя свою милость, может возвысить людей, уже занимающихся преданным служением, до своего уровня, а материалистичных людей, заслуживших это благодаря прошлым благочестивым поступкам, – до уровня духовного вкуса. Преданные, находящиеся на уровне практики регламентированного и спонтанного преданного служения, своими наставлениями и примером могут зажечь веру в сердцах материалистичных людей, заслуживших эту милость.

Обычно человек поднимается до уровня духовных эмоций благодаря практике. Случаи достижения этого уровня в результате милости Господа крайне редки. Однако благодаря этой милости подняться на уровень духовных эмоций могут даже самые недостойные люди. Причина этого кроется в том, что Господь обладает непостижимым могуществом и является творцом всех правил и законов. Не следует думать, что в этой «раздаче» милости есть что-то несправедливое, поскольку Кришна независим и имеет право делать то, что считает нужным. Что является правом? Воля Верховного Господа и является правом. Следование правилам, вытекающим из воли Бога, обычно и считается правильным поведением. Однако для личности, обладающей полной независимостью, все правила являются второстепенными и подчиненными ее воле. Кришна выше стандартов человечества, определяющих материальные «хорошо» и «плохо».

В соответствии с тем, как существуют пять типов преданных, духовные чувства влечение также могут быть пяти видов, но мы рассмотрим это в главе, посвященной взаимоотношениям с Господом.

Когда в сердце пробуждаются духовные эмоции, жизнь преданного становится безупречно чистой. Таким образом, когда совершенствующийся преданный поднимется до этого уровня, его образ жизни естественным образом изменится. Сдерживающая сила правил и наставлений ослабляется, и его поведение становится в некоторой степени непредсказуемым. Переход от жизни на уровне регламентированной практики к уровню духовных эмоций не бывает резким, но поведение такого человека кажется независимым от правил и предписаний, ибо вся его деятельность регулируется естественными духовными чувствами к Господу. Хотя преданный на уровне духовных эмоций может быть независим в своих поступках, это не становится препятствием на пути его духовного прогресса. У него нет никакого вкуса к благочестивой или греховной материальной деятельности, он не питает никакого интереса к исполнению предписанных обязанностей. У него нет склонности подражать другим. Благодаря его предшествующей практике, вся деятельность, связанная с физическим, умственным, духовным и социальным развитием, происходит сама собой, без особых усилий со стороны преданного. Не может быть и речи о том, чтобы, равнодушно относясь даже к мирскому благочестию он совершал грехи. Поглощенный духовными эмоциями, преданный порой может совершать поступки, не соответствующие стандартам регламентированного служения, но начинающие преданные не должны питать к этому никаких недобрых чувств. Он достиг подлинного успеха в жизни, поэтому осуждения в его адрес приведут к тому, что человек постепенно растеряет всю свою преданность. Поведение преданного уровня духовных эмоций очень похоже на поведение преданного уровня регламентированной практики, но в нем появляются определенные новые характеристики, которые следует отметить отдельно.