Взаимоотношения между второстепенными и главными правилами.
Каково различие между традиционной религиозной жизнью и регламентированным преданным служением? Разница очень большая. Людям, испытывающим безразличие к объектам материального мира, подходит путь философского постижения истины и отречения от мира. Тем, кто все еще имеет материальные желания, подходит путь традиционной религиозной жизни. Тем, у кого есть вера в верховное положение Господа, и в значительной степени отрешение от материальной жизни, подходит путь преданного служения. Правила, регулирующие жизнь человека в соответствии с его природными наклонностями, возрастом и общественными отношениями, даются и на пути традиционной религиозной жизни, и на пути преданного служения. Но на пути традиционной религии есть много элементов, противоречащих принципам преданного служения, таких, как поклонение полубогам (или сильным мира сего) с целью удовлетворения желаний, уважение к материальному положению, разнообразные виды насилия по отношению к животным, оказание людям почтения по их происхождению (а не по качествам). С другой стороны, безраздельное служение Господу, стремление исключительно к духовным объектам и целям, служение преданным и людям, обладающим возвышенными духовными качествами, сострадание и ненасилие ко всем живым существам – вот некоторые из отличительных характеристик преданного служения.
Какова связь между обсуждавшейся ранее естественной системой общественного устройства жизни и регламентированным преданным служением? Должен ли человек встать на путь такого преданного служения, отказавшись от правил системы общественного устройства, или делать это параллельно с выполнением своих предписанных обязанностей? Мы говорили ранее, что смысл следования правилам естественной системы общественного устройства состоит в том, чтобы поддерживать тело, развивать умственные способности, трудиться на благо общества и постигать духовное знание с целью развития чистой преданности Господу. До тех пор, пока человек обусловлен материальным телом, он должен следовать этим правилам. Это невозможно отрицать, поскольку без развития тела, ума, общественных отношений и духа человек будет деградировать. Правила общественного устройства предназначены для решения этой проблемы, потому следовать им необходимо. Однако выполнение этих правил не является окончательной целью. С их помощью человек должен развивать свою преданность Господу.
Но если следовать всем правилам естественной системы общественного устройства жизни, что занимает довольно много времени, у человека может не остаться времени для непосредственной практики преданного служения. Более того, что делать в ситуациях, когда принципы преданного служения и естественной системы общественного устройства приходят в конфликт?
Во-первых, отметим, что без надлежащего заботы о теле, уме, взаимоотношениях и духе, человек не сможет заниматься преданным служением, находящимся на более высоком уровне. Каким образом в сердце сможет пробудиться семя преданности – вера, если человек преждевременно умрет, столкнется с умственными проблемами и никогда ничего не узнает о духе? А если человек откажется от правил естественный системы организации общества, его поступки и помыслы будут просто безумными. Он будет совершать самые тяжкие грехи. В нем не будет видно ни малейшего проблеска преданности.
Таким образом, хотя исполнение своих естественных обязанностей отнимает время и силы, их необходимо выполнять как вспомогательные аспекты преданного служения, и по мере духовного прогресса они будут отнимать все меньше и меньше времени. Разнообразные виды такой деятельности будут превращаться в практику преданного служения. Главное внимание человек должен уделить пяти видам преданного служения, указанным Шри Чайтаньей, и одновременно тщательно исполнять свои естественные обязанности, что может занимать довольно много времени. Постепенно ему следует отвергнуть обязанности, противоречащие принципам преданного служения. И, наконец, когда человек очистится благодаря преданному служению, естественные обязанности станут вспомогательными аспектами преданного служения. Если действовать таким способом, то не возникнет никакого конфликта между естественными обязанностями и преданным служением. Благодаря практике такого служения и жизнь священнослужителя, и жизнь простого рабочего настолько очищаются, что поднимаются на один качественный уровень. Самый заурядный человек, освященный духом служения Господу и Его преданным, становится равным лучшим из представителей интеллигенции, жертвующих всем на благо человечества. Чистота братства преданных очистит жизни четырех естественных классов настолько, что вся земля будет казаться духовным миром. Когда устраняются препятствия, возникающие в результате отождествления себя с телом, становится возможным истинное равенство душ.
Подобно тому, как мирская мораль расширяется до уровня теистической морали в рамках естественной системы общественного устройства, точно так же теистическая мораль, избавляясь от своих недостатков, преобразуется в принципы преданного служения. В рамках естественных обязанностей поклонение Господу является лишь одним из многих правил. Когда естественные обязанности превращаются в один из аспектов преданного служения, они становятся вспомогательными по отношению к поклонению Господу. Хотя это различие может показаться незначительным, но, когда вера становится твердой, вся жизнь человека изменяется. Традиционная религиозная жизнь, и жизнь преданного Господа совершенно различаются.
Согласно священным писаниям, каждый человек обладает потенциалом для выполнения преданного служения. Поскольку преданность Господу – это естественная наклонность души, ей следует уделять полное внимание. Поэтому преданным служением могут заниматься люди, принадлежащие к любому из четырех естественных классов общества, и находящиеся на любой из естественных стадий жизни. Конечно, поскольку нецивилизованные люди – это тоже люди, они тоже имеют право на служение Господу, хотя у них есть для этого меньше возможностей. Поскольку их происхождение, круг общения, действия и сама природа крайне неупорядочены, такие люди исключительно привязаны к грубой материи и живут подобно животным. Ради удовлетворения своих чувств они становятся эгоистичными, жестокими и немилосердными. Поскольку их сердца черствы, им сложно оценить величие преданного служения. Но примеры Харидаса Тхакура, охотника, спасенного Нарадой, и история об Иисусе и Павле показывают, что подобные люди действительно обладают потенциалом для преданного служения. Однако, изучив их жизни, мы обнаружим, что им пришлось испытать столько тягот и страданий в восхождении по пути преданности, что они смогли прожить лишь недолго.
Несмотря на то, что все люди имеют право заниматься преданным служением, тем, кто следует предписаниям естественной системы общественного устройства жизни, это делать гораздо легче. Но, даже имея для этого все возможности, многие из таких людей не встают на путь преданного служения. Причина этого в том, что человеческая жизнь подобна лестнице. Нецивилизованные люди находятся на первой ступеньке, атеистические моралисты находятся на второй, теистические моралисты – на третьей, люди, следующие регламентированной практике преданного служения – на четвертой, а те, кто служат Господу из спонтанной привязанности – на пятой. Стремление подниматься с одной ступени на другую заложено в самой природе души, но человеку не нужно делать свои шаги преждевременно или слишком быстро. Только хорошо утвердившись на одной ступеньке, можно подниматься на следующую. Именно поэтому подчеркивается это качество – устойчивость на своем уровне. Когда человек становится компетентным, чтобы подняться на следующую ступень, он должен оставить привязанность к предыдущей. Тенденция цепляться за прежний образ жизни называется консерватизмом. Из-за нее нецивилизованные люди не питают уважения к атеистическим моралистам; атеистические моралисты не имеют уважения к псевдотеистическим моралистам; псевдотеистические – к теистическим моралистам; теистические моралисты не проявляют уважения к людям, следующим регламентированной практике преданного служения; а последние, в свою очередь, не оказывают почтения к людям, проявляющим спонтанную преданность Господу. Из-за этого люди, живущие традиционной религиозной жизнью, зачастую не питают уважения к тем, кто стоит на пути регламентированной практики преданного служения. Это никак не затрагивает само преданное служение, но можно только пожалеть тех, кто не проявляет интереса к своему собственному духовному прогрессу. Те, кто находится на более высоком уровне, естественно проявляют сострадание к менее продвинутым, но последние не смогут сами по себе оставить свой уровень и развить вкус к более высокому, если они не смогут милостью возвышенных душ.
Когда сознание людей, живущих традиционной религиозной жизнью, вызревает в чувство преданности Господу, они начинают жить жизнью преданного, но, пока это не произошло, человек все еще находится на уровне материалистичной религии. Подобные ритуалы не является составной частью преданного служения – это уступка нашим слабостям. Когда религиозная жизнь приносит свои плоды, она превращается в преданное служение. В этот момент возникает настоящая вера в Господа, и человек поднимается над уровнем традиционной религиозной жизни. В сознании большинства людей традиционные религиозные обряды являются неотъемлемыми атрибутами нравственной жизни. Они не основаны на подлинной вере и, следовательно, не являются преданным служением. Когда пробуждается вера в Господа, все действия получают приоритеты в соответствии с тем, насколько они помогают самому главному – преданному служению. Таким образом, если преданному выпадает удача общаться с возвышенной святой личностью, он не захочет прерывать встречу, чтобы выполнить те или иные обряды, которые положено совершать в определенное время. Преданный понимает, что нет нужды оставлять деятельность, плоды которой с лихвой превосходят результаты, которые дает совершение этих обрядов.
Подобно традиционной религиозной жизни, пути философского познания истины и отречения от мира также не являются неотъемлемыми частями преданного служения, потому что они делают сердце черствым, что, в свою очередь, противоречит принципам преданного служения. Философские поиски и отречение от мира до некоторой степени могут быть полезными на этапах, предшествующих преданному служению. Они могут также немного помочь, когда человек только встает на путь преданного служения. Взаимоотношения между преданным служением, философским поиском истины и отречением мы покажем отдельно.
В священных писаниях рассматривается множество аспектов преданного служения. В одних книгах - шестьдесят четыре, в других – девять. Среди всех видов преданного служения пять считаются главными: привязанность к поклонению образу Господа; вкус к обсуждению «Шримад Бхагаватам» в обществе преданных; дружба с преданными того же уровня и общение (слушание и служение) с преданными более высокого уровня; воспевание святых имен Господа; проживание (хотя бы в мыслях) во Вриндаване – месте, где Господь Кришна явил миру Свои чудесные деяния. Преданному следует, в особенности, совершать те аспекты преданного служения, к которым он имеет более сильный вкус, но это не должно приводить к отторжению других видов служения. Суть всех аспектов преданного служения сводится к двум принципам: всегда помнить Господа и никогда не забывать Его. Любая деятельность, которая помогает нам помнить Его, является предписанием, а все, что побуждает забыть Его, запрещается. Помня об этих двух принципах, зрелый преданный может в какой-то момент строго выполнять одно предписание, но, впоследствии, сосредоточиться на другом, не привязываясь к следованию правилам ради правил.
Преданные, следующие регламентированной практике преданного служения, бывают трех типов: обладающие верой, твердостью и вкусом. Преданные, обладающие верой, принимают прибежище у духовного учителя, получают духовное посвящение и под его руководством совершенствуются в преданном служении. Занимаясь преданным служением в обществе преданных, человек изгоняет дурные привычки из сердца. Когда уходит нечистота, вера становится твердой. Затем, пропитываясь духовным желанием, она становится вкусом. На этом заканчивается первый этап преданного служения, именуемый практикой. Вкус перерастает в привязанность и затем в духовные эмоции. Далее мы рассмотрим это подробнее.