Препятствия на пути преданного служения.
Преданный, занимающийся регламентированной практикой преданного служения, должен совершать все пять аспектов поклонения Господу, описанных в предыдущей части. Одновременно с этим, существуют определенные запретные действия, которые создают препятствия на пути духовного прогресса. Их необходимо избегать.
Существует десять видов запретных действий:
1. Общение с материалистами.
2. Нездоровые взаимоотношения.
3. Непосильные проекты.
4. Поверхностное изучение различных научных трудов и философий.
5. Скупость.
6. Подверженность скорби.
7. Непочтительность к полубогам – высшим сущностям, олицетворяющим силы природы.
8. Причинение беспокойства другим живым существам.
9. Оскорбления святого имени и при поклонении Господу.
10. Попустительство критике в адрес Господа и его преданных.
Существует шесть видов материалистов:
1. Люди, лишенные нравственных принципов и веры в Господа.
2. Люди, придерживающиеся нравственных принципов, но лишенные веры в Бога.
3. Люди, чья вера в Бога является вторичной по отношению к нравственным принципам.
4. Лицемеры.
5. Имперсоналисты.
6. Политеисты.
Те, кто не верят в Бога и лишены нравственных принципов, занимаются греховной деятельностью. Не придерживаясь норм морали, они просто занимаются, чем хотят. Ради чувственных удовольствий и личной выгоды они не останавливаются ни перед чем. Люди, следующие нравственным принципам, но не принимающие Бога, рассуждают, что нужно просто вести себя нравственно из чувства долга, не думая о Боге. Они забывают, что вера в Бога – это основная составляющая нравственных принципов. Однако мы видим, что если человек лишен почтения к Богу, он не сможет должным образом следовать нравственным принципам. Где гарантия того, что такие люди не пожертвуют принципами морали ради собственной выгоды, если подвернется соответствующая возможность? Изучив их характер, мы обнаружим, что им не удается следовать своей философии на практике. Когда затрагивается вопрос личных интересов, такие люди неизбежно нарушают нормы морали.
Материалисты третьего уровня верят в Бога, но эта вера второстепенна по отношению к их нравственным принципам. Такие люди бывают двух типов. Одни утверждают, что поклонение Богу важно, но при этом сами не верят в Его фактическое существование. Они полагают, что нет вреда в том, чтобы верить в Бога и поклоняться Ему с целью развития хороших качеств. Но если человек поднялся до нравственного уровня, то в подобном поклонении уже нет необходимости. Другие верят, что, поклоняясь Господу, мы очистим свое сердце и сможем осознать безличный дух. На этом уровне у нас уже не остается никаких обязанностей по отношению к кому-либо, к Богу в том числе. Такая связь с Богом подобна временной встрече путешественников в гостинице. Оба эти вида людей отвергают преданность.
Четвертый вид людей, также отвергающих преданность – лицемеры. Они делятся на обманщиков и обманутых. Хотя они и не принимают вечную природу преданного служения, они украшают себя символикой верующих людей. Ими движут собственные мотивы, достойные порицания любого честного человека. Обманывая всех вокруг, они прокладывают дорогу в ад. Недальновидные люди, очарованные их внешним видом, встают на этот путь и заканчивают тем, что отвергают Бога. Лицемеры носят красивую религиозную символику, молятся, кажутся отрешенными от мира и красиво говорят, но в глубине сердца они лелеют плотские желания – желание богатства и женщин. Таких людей и религиозных групп довольно много.
Пятый вид – это имперсоналисты. Согласно их воззрениям, когда сердце очистится благодаря преданному служению, откроется истина. Высшая истина, по их мнению – это освобождение, уничтожение индивидуальности души. Поскольку индивидуальность души теряется, все растворяется в едином, недифференцированном состоянии. Представления о Боге и преданности преходящи. Служение Господу – это лишь метод, но никак не цель. Если преданный не будет избегать общения с подобными людьми, то его вера в само существование преданного служения ослабеет.
Люди, принимающие множество богов, не верят ни в одного. Общаясь с такими людьми, преданный также теряет веру в преданное служение. Необходимо избегать общения с этими шестью видами людей. Под общением подразумевается не просто находиться вместе в одной комнате, поезде, на работе или магазине. Общение означает близкие отношения. Общения такого рода необходимо избегать.
Нездоровые взаимоотношения также являются запретными для преданного. Существует четыре вида подобных нездоровых отношений:
1) с учениками;
2) с окружающими;
3) с подчиненными;
4) с друзьями.
Если кто-то принимает в ученики недостойных людей ради обретения богатства и власти, это наносит огромный ущерб ученической преемственности. Чистый преданный Господа не станет давать посвящение недостойным людям. Общение с непреданными приводит к появлению множества греховных привычек. Поэтому такое общение следует оставить. Неблагоприятно иметь близких помощников, не являющихся преданными, и следует воздерживаться от приема на работу и непосредственного общения с подчиненными, которые не являются преданными. Когда мы выбираем друзей, мы должны прежде всего учитывать, преданные ли они.
Преданному следует умерить свой энтузиазм к осуществлению крупных проектов, если он находится в одной из трех ситуаций: если у него изначально нет средств, необходимых для осуществления проекта, если он находится в преклонном возрасте или если у него недостаточно людей, необходимых для осуществления проекта. Подобные вещи становятся препятствиями на пути преданного служения. Если ресурсоемкие проекты, такие как строительство храмов, центров и т.д. – трудновыполнимы, за них не следует браться.
Преданные должны изучать священные писания, в которых говорится о преданном служении, и работы, согласующиеся с ними, но не нужно, из-за недостатка времени, делать это отрывочно. Следует тщательно изучать книгу, иначе мы превратимся в самоуверенных поверхностных «эрудитов». Некоторым людям даже просто нравится оспаривать любое услышанное утверждение, вне зависимости от того, верно оно или нет. Для преданного это непозволительно.
Скупость очень портит преданного. Существует три вида скупости: скупость в хороших манерах, деньгах и в предпринимаемых усилиях. Преданному Господа следует оказывать почтение, вставая, когда тот приближается, и оказывая всяческие знаки внимания. Необходимо уважительно относиться и делать пожертвования священнослужителям. Следует должным образом заботится о тех, кто находится на нашем иждивении, платить установленную цену за приобретаемые товары, исправно платить налоги, выражать благодарность нашим благодетелям, помогать голодным, больным и лишенным крова. Если подобающе относиться ко всем живым существам в этом мире, скупость не одолеет преданного. Даже ничего не имея, он будет дарить другим теплые слова – и этого достаточно. Нужно проявлять великодушие к другим, помогая им словом и делом. Недостаток должного поведения для преданного непозволителен.
Преданный не должен давать волю сожалению, дурным привычкам, предрассудкам, пристрастию к одурманивающим веществам. Для сожаления, горести, гнева, страха, жадности и безумия всегда будут тысячи причин, но преданный не поддается влиянию таких обстоятельств. Эти вещи ослабляют ум и препятствуют развитию преданности. Преданный должен всегда остерегаться их! Плохие привычки: дневной сон, поздний подъем, несвоевременное принятие пищи, нечистоплотность, сон в роскошной постели и гурманство, в конечном счете, станут препятствием на пути преданности. Преданный должен принимать лишь самое необходимое и не привыкать к излишествам.
Принятие одурманивающих средств порождает множество пороков, ибо пристрастие к ним разрушает преданность. Преданный должен избегать спиртного, марихуаны, опиума и даже табака. Они запрещены в разделах священных писаний, предназначенных для преданных. Даже простое курение становится такой пагубной привычкой, что приводит человека в общество греховных людей, также потворствующих этой привычке.
Предрассудки порождают множество проблем. Из предрассудков возникает предвзятость, а предвзятость означает отсутствие уважения к истине. Украшение тела определенной священной символикой и ношение соответствующей одежды – это один из методов развития преданности, связанный с телом. Но отождествлять ношение подобной символики, которая будет отличаться в разных религиозных группах, с преданностью – это предрассудок, порождающий предвзятое отношение к этой группе. Находясь под влиянием таких ошибочных убеждений, человек может не увидеть настоящего преданного, если он не носит эту символику. Если преданный не может найти хорошего общения в рамках своего непосредственного окружения, подобные предубеждения помешают ему отправиться искать такое общение в другом месте. Поскольку без хорошего общения невозможно добиться ничего, преданный оказывается в опасной ситуации. Те, кто питают пристрастие к традиционной религиозной жизни, также не смогут развить вкус к более высокому уровню – преданному служению. Иногда это даже может привести к межрелигиозной вражде, которая приводет к еще большей деградации человека.
Преданному следует избегать пренебрежения к полубогам – высшим сущностям материального мира, олицетворяющим силы природы. Существует два вида полубогов: воплощения Господа и обыкновенные живые существа, наделенные особыми полномочиями. Следует почтительно относиться ко всем слугам Бога. Те души, которым по милости Господа было поручено управлять глобальными процессами в этой вселенной и поддерживать порядок в мире, относятся к категории полубогов и достойны всеобщего уважения. Преданный не должен из зависти относиться к ним пренебрежительно. Оказывая им должное почтение, он может молиться им с просьбой усилить его преданность Господу. Преданный должен быть уважителен ко всем живым существам. Следует также уважительно относиться ко всем разнообразным образам полубогов, которым поклоняются в различных религиозных группах, поскольку, поклоняясь им, люди, находящиеся на более низком уровне сознания, подготавливают себя к преданному служению Господу. Неуважение к полубогам приведет к росту гордыни и уменьшению смирения. Таким образом, сердце перестанет быть подходящей обителью для преданности.
Преданный не должен причинять беспокойство другим живым существам. Одним из видов беспокойств является убиение других живых существ ради употребления в пищу их плоти. Сплетни, критика других, ссоры, ругань, лжесвидетельство, эксплуатация, насилие, воровство, растрата чужих денег, драки, прелюбодеяние – это все действия, причиняющие беспокойства другим. Преданный избегает их.
Когда человек становится преданным, в нем естественно проявляется сострадание ко всем живым существам. Это качество – сострадание – неотделимо от преданности. Качество, которое в общении с Господом называется преданностью или чистой любовью, становится дружбой, состраданием или безразличием в общении с другими живыми существами. Это чувство является неотъемлемым аспектом вечной природы души. В духовной обители это качество проявляется только как дружба, но в материальном мире оно проявляется как дружба по отношению к преданным, милосердие по отношению к невинным и безразличие к злым людям. Все это лишь различные аспекты того же самого сострадания. В обусловленном состоянии это сострадание чрезвычайно ограничено. Оно начинается, распространяясь лишь на собственное тело, затем расширяется до рамок своей семьи, нации и соотечественников. Затем оно расширяется до рамок всего человечества и становится полным, когда охватывает все живые существа. Патриотизм – это всего лишь частный аспект этого чувства, выражаемого по отношению к своей стране. Филантропия – это сострадание, охватывающее все человечество. Преданный не должен ограничиваться лишь этими чувствами. Он проявляет сострадание ко всем живым существам, не желая никому причинять вред.
Преданный должен всегда быть осторожным и избегать оскорблений по отношению к святому имени и при поклонении Господу. Оскорбления при поклонении Господу бывают пяти видов: пренебрежительное отношение, непочтительность, нечистоплотность, недисциплинированность и гордость. Все различные виды оскорблений, которые можно совершить при поклонении Господу в храме, упомянутые в священных писаниях, подпадают под эти пять категорий. Все оскорбления перечислить трудно, но некоторые из них мы вкратце опишем.
К первой категории оскорблений относятся следующие: не устраивать регулярно праздники в храме, даже если для этого имеются деньги; поклоняться Господу, используя утварь худшую, чем позволяют средства; не предлагать Господу фрукты, свободно доступные в данное время года; появляться перед образом Господа без предложения поклонов или вознесения молитв или стихов, прославляющих Господа; входить в храм Бога, не зажигая света.
Непочтительность проявляется следующим образом: входить в алтарную в обуви; не склоняться перед образом Господа; приносить поклоны, касаясь пола одной рукой, показывать на образ Господа пальцем, оказывать кому-либо знаки почтения в присутствии образа Господа, сидеть, вытянув ноги по направлению к образу Господа, возносить молитвы, сидя в постели, спать или есть в присутствии образа Бога, громко говорить в присутствии образа Господа, сплетничать в присутствии образа Всевышнего, сокрушаться о материальных проблемах, ссориться и осуждать других в присутствии образа Господа, испускать газы, угощать кого-либо пищей, не предложенной Богу, сидеть спиной к образу Господа, приветствовать кого-либо в присутствии образа Всевышнего, созерцать образ Господа в неподходящее время.
Нечистоплотность проявляется следующим образом: приходить в храм грязным или неопрятным, проводить службы в шерстяной одежде, сплевывать в храме, думать о материальных вещах во время поклонения образу Господа.
Недисциплинированность включает в себя следующее: утолять жажду до проведения службы Господу, употреблять пищу, воду, ароматические масла и т.д., не предложив их предварительно Господу, пропускать ежедневные службы Богу, пропускать положенные посты.
Поклоняясь Господу, преданный должен считать себя смиренным слугой Бога. Иначе он начнет заниматься самовосхвалением и считать себя лучшим преданным. Наслаждаться, устраивая помпезное поклонение в храме, тоже является проявлением гордыни.
Всем преданным, как священнослужителям, так и посетителям храмов, следует избегать этих пяти видов оскорблений при поклонении Господу.
Оскорбления по отношению к Святому Имени бывают следующие:
1. Критиковать преданных.
2. Считать полубогов независимыми от Господа.
3. Проявлять непочтительность по отношению к духовному учителю.
4. Критиковать и поносить Веды и другие священные писания.
5. Считать славу Святого имени преувеличением.
6. Давать собственные толкования Святому имени.
7. Совершать греховные поступки в расчете на очищающую силу Святого имени.
8. Считать повторение Святого имени одним из благочестивых религиозных ритуалов.
9. Объяснять славу Святого имени неверующим.
10. Не испытывать влечения к Святому имени Господа, даже постоянно слушая о его славе.
Даже в рамках обычных норм морали, критика других считается грехом. Но из всех грехов священные писания выделяют критику преданных Господа как самое серьезное оскорбление. Люди, совершающие это оскорбление, прекращают общаться с преданными и перестают продвигаться в преданном служении. Критика преданных приводит к тому, что преданность в нашем сердце тает день ото дня, как убывающая луна. Даже если человек добросовестно выполняет все религиозные, семейные и профессиональные обязанности, если он совершает это оскорбление и избегает общества преданных, преданность в его сердце угаснет. Можно часто наблюдать, что такие люди даже опускаются до уровня атеистической морали и, в конечном итоге, становятся полностью безнравственными созданиями – на уровне животных. Поэтому этого оскорбления необходимо избегать.
Считать, что полубоги независимы от Господа или находятся на одном уровне с Ним – это политеизм. Такие люди не являются преданными. Верным является понимание того, что Бог – один. Тот, кто этого не понимает – просто невежда и оскорбитель. Когда мы произносим имя Господа, мы автоматически произносим имена всех полубогов. Преданный должен относиться к полубогам как к слугам Господа. Утверждение, что какое-то могущественное сверхсущество, управляющее глобальными процессами во вселенной – это Бог, ни к чему хорошему не приводит. Подлинная цель – в поклонении Всевышнему Господу, важным аспектом поклонения является прославление Его святого имени. Высшая Истина не имеет материальных качеств. Ко всем полубогам, находящимся под влиянием материальных стихий: добродетели, страсти и невежества – следует относиться как к слугам Господа, но, не питая к ним недобрых чувств, преданный должен поклоняться Господу, пребывающему в чистой благости вне стихий материальной природы. Если отказаться от пути, указанного в Ведах и других авторитетных священных писаниях, и начать изобретать что-то другое, это приведет к большим проблемам.
Указания на поклонение тем или иным полубогам, приводящиеся в соответствующих священных писаниях, являются материальным средством, помогающим осознать безличный дух. В разделах священных писаний, посвященных преданному служению, Господь описывается как вечная личность, исполненная знания и блаженства. Преданный не служит Господу с целью достижения безличного духа. Поэтому неверно полагать, что воображаемые образы полубогов (будучи материальными и, следовательно, временными) находятся на одном уровне с высшей истиной. Если кто-то попытается возразить, что полубоги тоже являются вечными и духовными личностями, то это будет противоречить и философии монизма, и философии преданного служения. Поэтому разумный человек не подменяет смысла священных писаний и относится к полубогам как к преданным Господа, управляющим глобальными аспектами материальной природы. В противном случае это будет оскорблением по отношению к Господу, вечной абсолютной личности.
Непочтительность к духовному учителю – это серьезное оскорбление. Без веры в духовного учителя не может быть веры в его наставления. Без веры не может быть преданного служения, поэтому преданный должен иметь непоколебимую веру в духовного учителя и других святых личностей. Те, кто имеют склонность считать себя выше духовного учителя, совершают оскорбление и не смогут развить привязанности к Господу.
Все аутентичные священные писания прославляют воспевание святого имени Господа и преданное служение Ему. Критикуя их, человек тормозит собственный духовный прогресс. Люди, не питающие уважения к священным писаниям и придумывающие новые способы поклонения Господу, являются бременем для мира. Это становится очевидным, если окинуть взором спектр новоявленных религиозных направлений. Суть в том, что существует лишь один путь к достижению окончательной цели. Это общий порядок вещей. В различных странах, в соответствии с местным языком и обычаями, формы духовной практики могут немного различаться, но суть везде одна. Проведя тщательный анализ, мы не увидим принципиальных различий. Священные писания вечны. Методы, данные в них, также вечны. Методы, данные в произведениях, согласующихся с ними, авторитетны. Если кто-то изобретает новый метод «духовного самоосознания» и подводит под него свою философию, к этому нужно относиться как не более чем к безосновательному проявлению гордыни и фантазии. Иначе это станет препятствием на пути развития преданности.
Существует множество видов благочестивой деятельности, которая не приносит вечных плодов, но, тем не менее, людей, имеющих материальные наклонности, стараются привлечь этими плодами, чтобы вдохновить вести себя благочестиво. Многие незадачливые люди говорят, что прославление Святого имени является таким же пустословием, что и прославление благочестивых деяний. Но плоды воспевания Святого имени реальны и вечны: священные писания даже не в состоянии перечислить их все. Существует много аспектов поклонения Господу, но сутью всего поклонения является воспевание Святого имени. Те, кто считают, что плоды воспевания Святого Имени, приводящиеся в священных писаниях, являются просто преувеличением, совершают оскорбление по отношению к Святому имени.
Придумывать собственные толкования святым именам – это также оскорбление. Имя Бога – это вечное имя прекрасной личности, исполненной знания и блаженства, но люди, находящиеся на невысоком уровне духовного развития, боятся принять Его как личность. Поэтому они интерпретируют Его имена, такие как Кришна, Рама и другие, пытаясь объяснить их с имперсональной точки зрения. Сердца людей, совершающих это оскорбление, становятся черствыми, и постепенно они теряют духовный вкус.
Если человек продолжает совершать греховные поступки, считая, что повторение святых имен искупит их последствия, он совершает серьезное оскорбление. Грехи и влечение к материальным удовольствиям ослабевают параллельно с развитием привязанности к Господу. Когда человек принимает прибежище Святого имени, у него естественно пропадает вкус к греховным действиям. Но если человек всегда повторяет святые имена, но в тайне совершает грехи, это просто низкий обман. Совершая греховные поступки, такой человек будет думать, что позже, обратившись к Святому имени, он искупит последствия греха. Но преданный должен обращаться к Святому имени, будучи свободным от этого оскорбления.
Существует множество видов благочестивых действий, таких, как жертвоприношения, аскезы, благотворительность, изучение священных писаний, совершение религиозных обрядов и служение гостям. Люди, поглощенные материальной деятельностью, будут думать, что повторение святых имен относится к тому же разряду благочестивой деятельности. Это большое оскорбление. Между благочестивыми поступками, приносящими временные материальные плоды и повторением святых имен, приносящим вечное блаженство, огромная разница.
Атеисты, не признающие ничего, кроме моральных правил или социальных обязанностей, не могут прибегнуть к воспеванию святых имен, не очистив предварительно свое сердце. Объяснять таким некомпетентным и неверующим людям славу Святого имени столь же бесполезно, как сеять семена в бесплодную землю. Люди, раздающие святые имена в надежде получить взамен хорошее вознаграждение, – это просто торговцы. Они обменивают бесценные бриллианты на безделушки и сходят с пути преданности.
Если, даже услышав о славе Святого имени, обусловленный сильными материальными привязанностями, человек не развивает преданности к нему, то его только можно пожалеть. Такой человек совершенно безнадежен и считается оскорбителем.
Преданный должен поклоняться Господу, будучи свободным от этих десяти оскорблений. Преданный не должен спокойно относиться к или принимать участие в критике Господа или Его преданного. Если он слышит такие слова, если возможно, он должен выступить против них. Если он слышит такие слова из уст своего собственного духовного учителя, ученику следует смиренно предостеречь его. Если духовный учитель начинает плохо относиться к преданным, то ученик должен отвергнуть его и принять прибежище у истинного духовного учителя.
Преданному, следующему регламентированной практике преданного служения, нужно оставить эти десять видов пагубной деятельности и, совершая пять видов поклонения Господу, развивать, таким образом, свою преданность.