В. Дыхательные и голосовые упражнения

Работа над дыханием может предварять пение песен, а
может быть самостоятельным видом работы на занятиях. Здесь
предложены упражнения для развития диафрагмально-
брюшного дыхания без голоса; с голосом; с использованием
предметов; без предметов; упражнения на тренировку про­
должительного, направленного речевого выдоха, согласован­
ной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной сис­
тем. Некоторые упражнения взяты из сборников [1; 24; 47].
Сюда относятся и голосовые упражнения,взятые из детс-

ких сборников по хоровому пению Г. А. Струве и других авторов. Особенностью работы над дыханием является постепенное увеличение нагрузки. Начинать необходимо с 4-х повторов в 2—3 подхода и постепенно увеличивать количество раз. Часть упражнений сопровождается счетом, часть выполняется под му­зыку. При разучивании упражнений взрослый вначале пока­зывает упражнение полностью, затем дает краткое пояснение и просит повторить упражнение вместе с ним. Взрослый конт­ролирует движения каждого ребенка, направляя движения рук, головы, туловища при выполнении упражнений детьми.


Младшая и средняя группы

1 .Упражнения на укрепление мышц диафрагмы и развитие дифференцированного вдоха через нос и выдоха через рот

1. «Нюхаем воздух»

И.п. - стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При повороте головы влево-вправо делается короткий резкий вдох («собака нюхает воздух») и произвольный выдох. Вначале выполнять на 4 счета в 2-3 подхода, затем количество раз уве личивается. Темп 60-72 вдоха в минуту. Пауза между дозами вдохов 2-3 сек.

2. «Ушки»

И.п. -стоя, покачивать головой, как будто говорю: «Ай-ай, как не стыдно!». Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - резкий, короткий вдох и произволь­ный выдох.

3. «Насос»

И.п. - стоя, в руках держать палочку, как рукоятку на­соса. Представить, что качаешь шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Вдох резкий, короткий. Не надо разгибаться до конца. «Шину» надо быстро «накачать» и «ехать» дальше.

2.Упражнения на постановку речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох

4. «Отдыхаем»

И.п. - лежа, рука лежит на верхней части живота. Вдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подло­жечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе -опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподви­жен. Рука контролирует правильное выполнение упражнения.

5. «Загораем»

И.п. - стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, посмотреть вверх на «солнышко». Опустить руки вниз через стороны - выдох, голову опустить в и.п.


6. «Испугались»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх - вдох, присесть, обхватить руками колени и произнести на выдохе: уф, ух.

7. «Дровосек»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в «замок» подня­ты над головой - вдох. Быстрый наклон туловища вперед, руки уронить вниз, как «топор», с произнесением на выдохе «ух».

8. «Надувная игрушка»

Это упражнение проводится как соревнование между детьми. Раздаются небольшие надувные игрушки. По коман­де «Марш!» дети начинают их надувать. Кто первый надует свою игрушку - становится победителем.

9. «Чей одуванчик дальше улетит?»

Для выполнения этого упражнения необходимы бумаж­ные султанчики по количеству детей. Взрослый предлагает детям дуть каждому на свой «одуванчик» как можно дольше под счет. Обращает внимание детей, что дуть надо спокойно, щеки не надувать, выдыхать через рот. Того из детей, кто доль­ше всех делал плавный выдох, взрослый хвалит в конце уп­ражнения. Упражнение можно проводить под музыку вальса.

3. Упражнения на тренировку синхронной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем

10. «Послушный мяч»

Каждый из детей подбрасывает вверх мячик и ловит его обеими руками. Поймав мяч, одновременно произносит слог «оп»; «хоп». Взрослый хвалит тех детей, кто дольше всех смог не выпустить мяча из рук.

11. «Веселые мячики»

Дети выполняют прыжки, одновременно произнося лю­бые слоги, предложенные взрослым. В дальнейшем это могут быть строчки любого детского стихотворения. Дыхание и речь при выполнении упражнения должны быть свободными и скоординированными с движением. Плечевой пояс, шея, верх­няя часть груди свободны. Во время прыжков следить за


плавностью выдоха, ровным и свободным звучанием голоса и четким произношением.

4.Упражнения на сочетание произнесения звука с началом выдоха

12. «Осенний ветерок» (См. Музыкальное приложение № 40)
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие

листья или листья из легкой бумаги для каждого ребенка. Взрослый показывает, как дует осенний ветер со звуком «ф». Взрослый обращает внимание детей на то, что при правиль­ном выполнении листочек отклоняется в сторону на протяже­нии всего выдоха, а звук «ф» не прерывается. Упражнение в начале выполняется под счет, затем под музыку «Осень».

13. «Греем ручки»

Взрослый предлагает детям согреть свои «замерзшие» ручки. Показывает, как нужно выдыхать на руки и произно­сить одновременно с выдохом звук «х».

5.Упражнения на закрепление умения направлять воздушную струю посередине языка

14. «Чей пароход лучше гудит?»

Каждому из детей дают чистый пузырек. Взрослый гово­рит: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. Он гудит, как пароход, а как у Миши гудит пароход? » После это­го каждый из детей показывает, как хорошо гудит его « пароход ». Взрослый обращает внимание детей на то, что кончик языка дол­жен быть слегка высунут, чтобы он касался края горлышка пу­зырька . Струя воздуха должна быть длительной и идти посереди­не языка. Упражнение выполнять под счет до 4-х.

15. «Снежинки»

Детям раздают бумажные снежинки и предлагают по­дуть на них со звуком «с». Взрослый обращает внимание де­тей на то, что кончик языка спрятан за нижние зубы, а губы улыбаются. Выдох плавный под счет до 4-х.

16. «Надуй воздушный шарик»

Взрослый предлагает надуть воображаемый шарик и придумать, кому из сказочных героев он его подарит. Взрос-


лый показывает, как медленно надувается воздушный шар, имитируя движения руками и произнося звук «ш» на выдохе под счет до 4-х. Обратить внимание детей на правильное по­ложение языка и губ во время произнесения шипящего звука.

17. Дыхательные и голосовые упражнения:

— пропевание гласного звука три раза на одной ноте на од­
ном дыхании;

— пропевание гласного звука по терциям вверх, вниз; с до­
бором воздуха;

— пропевание гласного звука с повышением, понижением
по гамме в диапазоне 5 нот первой октавы; с добором
воздуха;

— пропевание трех гласных на одной ноте на одном дыхании;

— пропевание трех гласных по терциям вверх, вниз в пре­
делах первой октавы с добором воздуха;

— пропевание пяти гласных 1-го, 2-го ряда вверх, вниз по
гамме с добором воздуха;

— пропевание прямых слогов на звуки: «м», «н», «п», «т»,
«ф», «к», «х» (по схеме -см. выше);

— пропевание закрытых слогов на звуки: «м», «н», «л» (по
схеме - см. выше);

— пропевание слогов со стечением со звуками: «п», «т»,
«ф», «к», «х» (по схеме - см. выше);

18. Упражнения на развитие силы голоса (по схеме -
см. выше)

Упражнения те же, только с постепенным усилением, ос­лаблением звучания голоса при движении вверх, вниз по гамме.

Г. Складовые попевки и пение песен

Каждую складовую попевку дети исполняют, глядя на таблицу, слушая пение взрослого и следя за указкой, которой показывают, что нужно петь. Вначале взрослый поет корот­кую песенку к картинке. Она предназначена для того, чтобы создать у детей эмоционально-смысловой образ к следующей за ней складовой попевке. Сначала все попевки дети поют со­вместно со взрослым. Необходимо обращать внимание на пра­вильную и четкую артикуляцию гласных и согласных. Ар-


тикуляция звуков должна выполняться чуть утрировано. За­тем постепенно дети запоминают попевки наизусть и поют их самостоятельна, следя за указкой.

Также исполняются и попевки с зарифмованными име­нами, словами. Самыми простыми для исполнения являются таблицы с прямыми слогами. (Таблицы № 1-21). Дальше мож­но разучивать попевки с закрытыми слогами и со стечением согласных. Учитывая речевые возможности детей, их возраст, на усмотрение логоритмиста исполняются таблицы с зариф­мованными именами или словами на определенную букву.** (См. «Я читаю и пою»).

Пение песен. Как уже было сказано выше, все тексты пе­сен имеют простую мелодию и доступны для исполнения деть­ми 3—4-летнего возраста, несложный текст и интересное со­держание помогут быстро выучить песню наизусть. Как дополнительную помощь при разучивании и самостоятельный вид работы можно использовать тексты детских песен и попе-вок, напечатанные крупными буквами и проиллюстрированные картинками. Этот вид работы лучше начинать со средней груп­пы на четвертом этапе работы. (См. «У Кота Котовича. Попевки и детские песни. Приложение к пособию «Логопедическая рит­мика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушени­ями речи». -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.)

К особенностям работы молено отнести следующее: внача­ле дети слушают взрослого и следят за указкой по тексту, затем нропевают совместно со взрослым. После того как текст выучен наизусть, поют самостоятельно.

Младшая группа

«Пение попевок»* (См. Муз. сопровождение №№ 47-75); «Овощная песенка»* (См. Музыкальное сопровождение № 64); «Ладушки»* (См. Музыкальное сопровождение № 63); «Динь-дон»* (См. Музыкальное сопровождение № 66); «Кошка»* (См. Музыкальное сопровождение № 67); «Заинька»* (См. Музыкальное сопровождение № 68); «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня* (См. Музыкаль­ное сопровождение М 69);


«На санках»* (См. Музыкальное сопровождение № 73); «Коты, коты, коточики»* (См. Муз. сопровождением 74).

Средняя группа

Пение попевок* (См. Муз. сопровождение М?М 47-75); «Осень»* (См. Музыкальное сопровождением; 24); «С базара»* (См. Музыкальное сопровождением 64); «Тень-тень, потетень»* (См. Муз. сопровождением 65); «Гуси-гусенята»* (См. Музыкальное сопровождением 70); «Дождик» (Музыкальное сопровождением № 71); «Заиньки и волк»* (См. Музыкальное сопровождением 72); «Голубые санки»* (См. Музыкальное сопровождением 75); «Азбука-потешка» [17].

5. Речедвигательные упражнения

Эти упражнения проводятся как в сопровождении музы­ки, так и без нее. Главной задачей является ритмичное испол­нение стихотворного текста, согласованное с движениями. Особенностью работы является использование самых простых ритмических рисунков на два, три, четыре счета и музыкаль­ного размера 2/4,, или 4/4 такими длительностями, как восьмые и четверти, половинки. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала отдельно движения, отдельно речевой материал, по­том речь соединяется с движениями, и работа идет над согла­сованным выполнением речедвигательного задания.

В таких заданиях используются различные предметы: мячи, платки, бубен и другие. Поскольку двигательные воз­можности детей в этом возрасте крайне ограничены, а спо­собность координировать движения различных частей тела с речью только начинает формироваться, используются самые примитивные виды движений с предметами: бросание и лов­ля мяча, передавание или перекатывание мяча друг другу, взмахи платочком вверх-вниз, в стороны.

Младшая группа

1. «Играем в прятки!» (описание игры см. на с. 31)

2. «Позови игрушку сам» (описание игры см. на с. 31)


3. « Кто быстрее найдет свою игрушку? » * (См. Музыкаль­
ное сопровождение № 2а) (описание игры см. на с. 32).

4. «Со мною играй, за мной повторяй!» (описание игры
см. на с. 32).

5. «Игры с платочком»'-- (См. любое Музыкальное сопро­
вождение ).

Дети заходят в зал и садятся на стульчики в ряд. Взрос­лый показывает коробку с разноцветными платками и пред­лагает детям поиграть с ними.

Идет вдоль стульчиков и у каждого ребенка спрашивает: «Юля, кто сидит рядом с тобой? А с другой стороны кто сидит? »

После этого дает ребенку платочек в руки. (Показать, как держать за уголок.)

Детям раздают платочки и предлагают легко с ними по­бегать под музыку. На конец музыкальной фразы нужно вер­нуться и сесть на свое место.

Все платки собирают в коробку.и уносят на противопо­ложную сторону зала. Платочки раскладывают на стульях, стоящих напротив каждого из сидящих детей. Называя каж­дого по имени, по очереди предлагают: «Паша, иди, плато­чек бери!»

Под спокойную музыку ребенок идет через зал к стулу, стоящему напротив, и находит свой платочек на сидении.

— Вот он! - произносит ребенок, поднимая платочек вверх.

Взрослый предлагает этому ребенку позвать следующе­го, и попросить: «Юля, иди, платочек бери!»'Второй ребенок идет под музыку через зал. Останавливается у коробки, нахо­дит свой платок и произносит: «Вот он!» и т.д. Все дети нахо­дят свои платочки. После того как все перешли на противопо­ложную сторону, можно сыграть плясовую музыку и выполнить танцевальные движения: притопы одной ногой, помахать над головой платком, покружиться. Взрослый вы­полняет сам, а дети за ним повторяют.

Далее взрослый предлагает первому ребенку: «Паша, беги, платочек неси!» Ребенок бежит под музыку, возвраща­ясь через зал обратно, держит над головой в руке платок. На конец музыкальной фразы останавливается. Взрослый


предлагает ему: «Скажи Юле: Юля, беги, платочек неси!» Второй ребенок бежит через зал под музыку, держа над голо­вой платок и т.д., пока все дети не выполнят упражнения.

6. Игра «Хоровод»

Дети берутся за руки, образуют круг. Взрослый читает стихи:

«Нынче праздник в огороде, В огороде и в саду, Пляшет овощ в хороводе, Напевая на ходу».

Взрослый ведет хоровод и поет (на мотив русской народ­ной песни «Как у наших у ворот»), а дети подпевают ему: «Я иду на огород, Я иду на огород, Где капуста растет». Взрослый: «Капуста какая?»

Дети: «Капуста большая (разводят руки и делают круг шире) и маленькая (сужают круг).

Взрослый спрашивает: «Где же среди нас капуста? Да­вайте ее позовем». Дети хлопают в ладоши, зовут капусту: «Ка-ПУС-та». Выходит ребенок в шапочке-капусте.

Взрослый: «Попросим капусту сплясать нам, а мы по­хлопаем и подпоем».

«Капуста» танцует в кругу, выполняя движение «пру­жинка*, а дети на слог «пу-пу» хлопают в ладоши на мело­дию «Как у наших у ворот».

Взрослый: «Что делаю с капустой? » Взрослый сам пока­зывает и сопровождает движения речью, предлагая детям повторять движения за ним. «Я ее ре-жу (левая рука в кулак -это капуста, правая- «нож» выполняет режущие движения), я ее мну; я ее солю. Будет на зиму вкусная капуста!» «Я иду на огород, Я иду на огород, Где морковка растет!»

Взрослый: «Морковка какая?» Дети: «Морковка боль­шая (разводят руки) и маленькая» (сужают круг).

«Где же среди нас морковка?» Дети хлопают, зовут: «Мор-КОВ-ка».


Выходит ребенок в шапочке-морковке. Повторяется та­нец и пение слогов на «КО-ко».

Взрослый: «Что делаю с морковкой? Морковку из земли тяну (наклоняется к земле, тянет морковку); ножиком чищу (правая рука- «морковка», левая- «ножик»); зубками ее гры­зу (дети повторяют движения за взрослым, отвечая на вопро­сы: «Что, Юля, делаю?» - «Тяну, чищу, грызу» и т.д.) «Я иду на огород, Я иду на огород, Где картошка растет!»

Движения и слова повторяются. Дети зовут: «Кар-ТОШ-ка». Взрослый: «Веселей играй, гармошка!

В хоровод пришла картошка. Под землей росла девица, Но свежа и круглолица. Без нее какой обед? Без нее обеда нет. Жарь ее, вари, туши -Наедайся от души!»

Повторяется танец « картошки » в хороводе. Взрослый: «Что делаю с картошкой?» Показывает и гово­рит: «Я картошку мою (левый кулак - «картошка», правая рука моет «картошку»), чищу, режу, жарю, варю, тушу».

В конце игры взрослый раздает каждому ребенку из кор­зины овощ (картошку, морковку, капусту) и спрашивает: «Что, Петя, моешь и чистишь?» Ребенок отвечает: «Я мою и чищу картошку». - «Что, Ира, тянешь из земли, потом моешь и гры­зешь?» Ребенок отвечает: «Я тяну, мою и грызу морковку». И т.д. Важно, чтобы ребенок правильно называл окончания слов.

7. « Маме надо отдыхать»* (См. Музыкальное сопровож­дение №10).

Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку - движения на носках; на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением: «Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.


Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу».

Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «мамочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходь­ба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:

«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут» -

выполняют следующие движения: повернувшись лицом к сту­лу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами.

С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.

8. Играс колокольчиком* (См.Музыкальное сопровожде­
ние №; 41)

Дети сидят на стульчиках по кругу. У одного из детей в | руках колокольчик. Сословами: «Я бегу, бегу, бегу, Колокольчик я несу. Колокольчик в руки дам И на место сяду сам».

Ребенок с колокольчиком бежит по кругу. Бег выполняется под музыку. На конец фразы останавливается рядом с любым из Iдетей и передает ему колокольчик. Тот, кому он его передает, дол­жен ответить на вопросы взрослого: « Что делает Петя? »

Ребенок отвечает: «Петя бежит (несет, дает, сидит)». Игра продолжается дальше. Последний играющий на конец музы-кальной фразы садится на свободный стульчик и отвечает на опросы. Важно следить за тем, чтобы дети употребляли глагол нужном лице, времени и числе.

9. Игра «Моем шею,моем уши»* (См. Музыкальное со-
ровождение № 42).

Дети в кругу выполняют движения со словами под музыку: «Моем шею, моем уши, Вытираю их посуше.


Чистота всего дороже,

Мы и зубы чистим тоже.

Порошком,

Порошком.

Раз, два, три -

Зубы щеткой чище три!»

Взрослый выбирает одного из детей, кто лучше всех «чис­тил зубы ». Ребенок выходит в круг и под музыку повторяет все движения. Дети в кругу поют те же слова, только изменяют гла­гол на третье лицо единственного числа. Например: «Моет шею, моет уши» и т.д.

Игра продолжается, водящий в кругу выбирает следующего.

10. «Громко — тихо»

Дети стоят по кругу, руки на поясе. Проговаривая сло­ва, переступают ногами на месте (шаг - слово). Громкому про-говариванию слова соответствуют сильные удары ног, тихо­му - слабые. Громкому или тихому проговариванию соответствуют громкие или тихие хлопки (хлопок — слово)

1. «Ногами - топ, ногами - топ,
Громко топнем: топ, топ, топ!
Ногами - топ, ногами - топ,
Тихо топнем: топ, топ, топ».

2. «Руками - хлоп, руками - хлоп,
Громко хлопнем: хлоп, хлоп, хлоп!
Руками - хлоп, руками - хлоп,
Тихо хлопнем: хлоп, хлоп, хлоп».

11. Игра «Заинька»

Инсценировка стихотворения. Каждый ребенок сидит рядом с обручем-«домиком» и повторяет движения за взрос­лым, договаривая за ним последнее слово в каждой строчке стихотворения:

«Зайка серенький сидит Вот так, вот так,

И ушами шевелит - Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, Зайке холодно стоять,

И ушами шевелит. Надо зайке поскакать -

Зайке холодно сидеть, Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть - Надо зайке поскакать».


На последние строчки стихотворения ребенок выполняет прыжки в круг, из круга. Прыжки можно выполнять под музыку.

12. Игра «Мишка косолапый»

Инсценировка стихотворения сопровождается движени­ями по ходу сюжета. Каждый ребенок ходит вокруг своего обруча-«домика», подражая движениям взрослого, который изображает походку медведя. Ребенок самостоятельно дого­варивает последнее слово в каждой строчке стихотворения.

13. Игра «Кошка»6

Взрослый читает текст, сопровождая его показом дви­жений. Дети повторяют за ним, двигаясь по кругу:

«Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь ».

(Дети движутся по кругу.на носках «мягким шагом», имитируя движения кошки. На последние слова присажива­ются на корточки и сворачиваются «клубочком».)

«А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну ».

(Дети «просыпаются», поднимают руки вверх, делают прыжок на месте, мягко приземляясь.)

«А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком».

(На конец фразы дети поднимают ладошку к лицу и ими­тируют движения языком.)

14. Игра «Ехали-ехали». Дети сидят свободно лицом к
взрослому и повторяют слова и движения за ним:

«На собаке ехали, До будки доехали -

6 Стихотворение из сб. Й. Лопухиной «Речь, ритм, движе­ние». СПб, 1997.


             
   
     
 
 
   
 
   
 

На олене ехали, До кочки доехали -Динь, динь, динь. На лошади ехали, До двора доехали -Цок, цок, цок. Тпру! Приехали!»

Тяв, тяв,тяв.

На корове ехали,

До хлева доехали -

Му-му-му.

На овечке ехали,

До ворот доехали -

Тук-тук-тук.

На козочке ехали,

До луга доехали -

Тупы, тупы, тупы.

Все слова сопровождаются ритмичным похлопыванием ладоней по коленям, причем ударный слог тянется дольше и хлопок выполняется сильнее, а на звукоподражания выпол­няются соответствующие образу движения.

В конце игры взрослый спрашивает: «Карина, на ком ты ехала?» Ребенок отвечает: «Яехала на корове» ит.д. После этого взрослый просит вспомнить, на ком по порядку ехали дети. Когда потешка разучена, дети самостоятельно читают текст и выполняют движения.

15. «Еду, еду к бабе, к деду» (описание игры см. на стр. 37)

16. «У оленя дом большой»* (См. Музыкальное сопро-
вождение № 43).

Взрослый поет песню, сопровождая текст движениями. Дети повторяют слова и движения за взрослым:

«У оленя дом большой, (Руки скрещены над головой, изображают рога оленя, далее руки над головой, изображают крышу дома.)

Он глядит в свое окно, (Руки по обе стороны лица, изоб­ражают окошко.)

Зайка по лесу бежит, (Прыжки на двух ногах, руки, как лапки, прижаты к груди.)

В дверь к нему стучит, (Одна ладонь изображает дверь, вторая сжата в кулак.)

Тук, тук, дверь открой, (Стук в воображаемую дверь.)

Там в лесу охотник злой. (Показать рукой назад за себя.)

— Зайка, зайка, забегай, (Манить рукой к себе.)


Лапу мне давай». (Протянуть руку вперед как для пожатия.)

Последние четыре строчки повторить еще раз.

17. «Это кто?»

Дети стоят свободно напротив взрослого. Взрослый чи-тает стихотворение и выполняет руками постукивание кулак о кулак на каждый слог слова. По тексту стихотворения дети

должны отвечать на вопросы взрослого, также сопровождая

речь движениями:

«Ток-ток-ток; ТОК, ТОК,

— Это кто, кто?

— Это кот, коток,
Острый коготок!
Этот кот-ребенок -
Маленький котенок!

Тик-тик-тик; ТИК, ТИК,

— Это кто стучит?

— Это кит, кит, кит.
Это кит стучит!
Этот кит-ребенок -
Маленький китенок!

Тук-тук-тук; ТУК, ТУК.

— Это кто тут?

— Это бык-бычок,
Беленький бочок!
Он совсем ребенок,
Маленький теленок!»7

18. «Пошел котик на торжок»

Игра в кругу с мячом. Выбирают «кота». Дети образуют

 

pyг. «Котик» идет по кругу и несет в лапках пирожок (мя-ик). Дети хлопают в ладоши и пропевают слова: «Пошел котик на торжок, Купил Наде пирожок».

7 Стихотворение из сб. И. Лопухиной «Речь, ритм, движе-

ние». СПб, 1997.

Г 7*-593


На последние слова «котик» останавливается напротив названного ребенка и отдает пирожок со словами: «На, Надюша, поиграй, Назад котику отдай!»

«Котик» останавливается в кругу и танцует присядку, а
дети передают по кругу мяч со словами:
«Пошел котик во лесок, — На, Надюша, поноси,

Принес Наде поясок. Назад котику снеси!»

На ком слова закончатся, тот и выходит в круг вместо «кота», а «котик» встает на освободившееся место. Игра про­должается дальше.

19. Речедвигательная игра «Зайка прыг, зайка скок»
Дети читают потешку и сопровождают ее ритмичными

движениями:

«Зайка прыг, зайка скок, (Хлопок — прыжок, хлопок —

прыжок.)

Провалился потолок, (Ритмичные шаги на месте.) На пороге Котофей, (Хлопок - прыжок, хлопок - прыжок.) Стало зайке веселей. (Ритмичные шаги на месте.) Гоп, гоп, гоп!» (Прыжки на двух ногах; на одной ножке.)

20. Игра в хороводе «Заинька, приди к нам!»8
Выбирают «Заиньку». Она становится в кругу.

1 куплет выполняет все, что поют дети:

«Заинька, приди к нам,

Серенький, приди к нам.

И так и сяк приди к нам,

И так и сяк приди к нам. («Заинька» идет по кругу.)

2 куплет («заинька» выбирает из круга еще одного ребенка,

они выполняют движения вдвоем):
«Заинька, умойся,
Серенький, умойся.
И так и сяк умойся,
И так и сяк умойся!»


3 куплет (выбирают еще одного ребенка):

«Заинька, причешись, Серенький, причешись». И т.д.

4 куплет (выбирают еще одного):

«Заинька, попляши, Серенький, попляши». И т.д.

Ребенок, которого выбрали последним, становится «зай-кой», и игра продолжается дальше.

21. «Петя-петушок»

Взрослый показывает детям картинку или игрушку - кра­сивого петушка и предлагает самим ребятам поиграть в « петуш-ков». Взрослый показывает движения и произносит слова:

«Петя, Петя, Петя, Петя, Пе-ту-шок, (Выполнить шаг " на каждое слово, а на последнее слово - три шага подряд. Руки имитируют взмах крыльями)

Золотистый, золотистый гребешок. (Движения те же) Петя, лапкой землю рой,

; Крылья вскинь над головой! (Имитировать движение,

как роет лапкой землю. Вскинуть руки вверх над головой и ' посмотреть на них.)

22. «Бабушка, купим курочку!»(описание игры см. на с. 40).

В конце игры взрослый спрашивает детей, кого они по­купали вместе с бабушкой. Важно, чтобы дети правильно стро­или фразу и произносили окончания слов. В конце взрослый может усложнить задачу, попросив назвать всех зверей и птиц по порядку, или только зверей, или только птиц, о которых пелось в потешке.

Средняя группа

23. Игра «Ладушки» в парах (описание игры см. на с. 38)(

24. Речедвигательная игра с мячом «Снежки» (описа­
ние игры см. на с. 46)


 


8 Цит. Науменко Г.М. Детское поэтическое творчество.'-М., 2001.


9 Стихотворение из сб. И. Лопухиной «Речь, ритм, движе­ние». СПб, 1997.


25. «Баба сеяла горох» — канон

Дети стоят по кругу. На слова потешки:

«Эх,ох,эх, ох,

Баба сеяла горох,

Прыг, скок, прыг, скок,

Обвалился потолок» -

поочередно выполняют прыжки и «пружинки» все вместе. Затем дети проговаривают слова и выполняют движения по очереди друг за другом по кругу.

Например: первый прыгает, второй выполняет «пружин­ку», третий прыгает, четвертый выполняет «пружинку» и т.д.

26. «Мышка»10 (игра с пением)

Дети стоят в кругу. «Мышка» - в центре с мячом. Дети ведут диалог с мышкой:

— Мышка, где была?

— У коваля.

— Что ковала?

— Подковы для коня.

— Что за работу дали?

— Кусок сала.

— Куда клала?

— Под лавку.

— Чем накрыла?

— Травкой.

— Куда сало дела?

— Кошка съела!

Во время диалога « мышка » идет по внешнему кругу за спи­нами детей. На последние слова останавливается за спиной лю­бого ребенка и кладет «сало» — мячик. Каждый из детей в кру­гу оборачивается. Тот, у кого лежит «сало», становится салкой. Хватает мячик и бежит за «мышкой», стараясь ее осалить, а «мышка» должна успеть обежать круг и занять свободное мес­то. Новая «мышка» продолжает игру дальше.

Науменко Г.М. Детское поэтическое творчество. — М.,

2001. 102


27. Игра «Екимка»10

Дети стоят в кругу. Взрослый начинает прибаутку: •

«Екимка, Екимка,

Сходи по мякинку,

Накорми скотинку: (На последние слова передает мя­чик стоящему рядом ребенку.) .

Кобылу Ненилу,

Коня Данилу,

Корову Федору

И бычка Ерему,

Овечку Варвару, ,

Барана Захара,

Свинью Аксинью,

Борова Василия,

Курочку Ольгуньку,

Петушка Сергуньку,

Кошку Матрешку

И кота Алешку».

Важно следить, чтобы дети передавали мяч, называя нового героя потешки. Тот ребенок, у кого последним ока­жется мяч, выходит из игры и садится на стульчик. Игра про­должается дальше.

28. «Скрип-скрип, скрипачок»

Дети стоят в кругу и на слова потешки по кругу друг за другом выполняют присед с выставлением ноги на пятку: «Скрип,скрип,скрипачок, Купи новый башмачок Кошке Машке, Коту Николашке, Лошадке Нениле, Ослику Гавриле, Петуху Никите, Курочке Улите, Утке Анютке, Гусю Васютке».


29. «Потешка»

Дети изображают действия птиц и зверей, о которых го­ворится в потешке, и произносят текст за взрослым:

«Как петух в печи пироги печет, (Хлопать в ладоши, меняя положение рук.)

Уточка в сапожках избу метет, (Изображать подметание пола, согласуя движения с речью.)

Поросенок в ступе горох толчет, (Ударять кулаком о кулак.)

Кошка на окошке рубашку шьет», (Движения иголкой с ниткой.)

Главное в этой игре — выполнять движения ритмично, согласуя их с ритмом стиха, а также вовремя выполнить дви­жение по ходу текста. После того как движения разучены, взрослый только показывает движения героев, а тот ребенок, которому показано это движение, должен вовремя вступить и правильно произнести свой текст. Тот, кто забывает свой текст и вовремя не вступает, выбывает из игры.

30. «Кувшинчик»(описание игры см. на с. 50)

31. «Мой веселый звонкий мяч»(описание игры см.
нас. 50)

6. Игра на музыкальных инструментах

Этот вид заданий нужно рассматривать как составную часть музыкально-ритмических заданий, где требуется не­сложный аккомпанемент, доступный для исполнения деть­ми младшего дошкольного возраста.

Используются такие инструменты, как деревянные ложки, бубны, погремушки, свистульки, бубенчики. Неко­торые песни («Наш веселый пастушок», «Бубенчики висят» и др.) также исполняются в сопровождении музыкальных ин­струментов. Особенностью работы является поэтапное разу­чивание текста песни, отдельно разучивается музыкальный аккомпанемент, и только после этого пение и аккомпанемент сливаются воедино. Очень полезно исполнение простых му­зыкальных канонов на два-три музыкальных инструмента.


Сюда вошли следующие песни и попевки: «Заинька-се­ренький», «Сидит ворон на дубу», «Андрей-воробей», «Наш веселый пастушок», «Бубенчики висят», «Долгоногий жу­равель», русская народная песня «Тень, тень, потетень».

7, Подвижные игры

В этот раздел входят игры на развитие быстроты реак­ции, силы, ловкости и выносливости. Эти игры способствуют развитию умения у детей действовать в коллективе, развива­ют дух соревнования, укрепляют эмоционально-волевые ка­чества личности у детей, развивают образность мышления и творческую фантазию. Особенностью работы является простое и доступное объяснение детям условий игры. Перед игрой детям предлагается ответить на вопросы, связанные с прави­лами игры, простыми ответами, что стимулирует их самосто­ятельное речевое высказывание, а взрослому дает представ­ление о том, хорошо ли дети поняли эти правила. Помимо уже перечисленных игр, в раздел.«Упражнения на развитие вни­мания и памяти» вошли следующие игры.

Младшая группа

1. «Поймай платочек»

Дети разбиваются на пары. Платок закрепляется сзади у одного из детей. Один из детей произносит имя другого ре­бенка. Например: «Паша, лови!» И бежит к противополож­ной стене. Второй в паре должен догнать первого и схватить платочек. Затем дети в паре меняются.

2. «Собери урожай»

На полу в зале разложены 3-4 кегли (морковка), 3-4 боль­ших мяча (капуста), 3-4 маленьких мяча (картошка). Взрос­лый вызывает трех детей и объясняет: «Ты собираешь «мор­ковку», ты - «капусту», а ты - «картошку», каждый в свою корзину (или обруч на полу). Брать можно только один овощ. Первый, кто соберет, поднимает руки вверх и говорит: «Все!» Тот, кто победит, остается на вторую игру». И т.д.


 




3. «Помоги птице собрать яйца в гнездо» (описание
игры см. на с. 41).

Средняя группа

4. «Собери осенний букет»

В игре участвуют два или три ребенка.

Взрослый объясняет, что каждый будет собирать листья только одного цвета или только одного размера (маленькие или большие листья). Кто первый правильно соберет листья для букета (гербария), тот выигрывает. Подбирать можно толь­ко по одному листику за один раз. После игры взрослый уточ­няет, какие листья собрал ребенок, следит за тем, чтобы ребе­нок правильно произносил слова и их окончания. Можно предложить посчитать листочки.

5. «Льдинки»

Дети делятся на две команды по 3-4 человека. Взрос­лый объясняет, что разбились две большие льдинки на ма­ленькие кусочки. Чья команда быстрее соберет свою «льдин­ку» , та победит. На полу разложены по четыре-шесть кусочков от каждой «льдинки» (они отличаются друг от друга рисун­ком). По команде дети собирают кусочки каждый к своей «льдинке».

6. «Строимдом»

Взрослый говорит, что сегодня они пришли на стройку. Дом строят две бригады строителей. Они соревнуются, кто первый построит свой дом. Дети делятся на две команды и становятся шеренгами друг напротив друга. В конце каждой шеренги лежит деревянный конструктор. По команде взрос­лого: «Внимание. Марш!» дети начинают передавать друг другу по цепочке деревянные детали. Тот из детей, кто стоит в начале своей шеренги и успел первым сложить свой дом, приносит команде победу.

7.«Колядка» или игра в салки

Дети поют:

«Вот ходили мы да искали мы, Красну девицу потеряли мы».


Дети движутся, взявшись за руки, шеренгой вперед, затем назад, и так два раза подряд, и останавливаются. Взрос­лый просит всех детей закрыть глаза. Подходит к одной из девочек и назначает ее водящей «девицей». Дети открыва­ют по команде глаза, а в это время «девица» делает шаг впе­ред и произносит: «Вот Я!» Делает еще шаг вперед и гово­рит: «Нет меня!* Делает еще шаг вперед и говорит: «Беги за мной - осаль рукой!»

На последние слова дети бегут за «девицей», пытаясь ее осалить. Если «девицу» осалят, она присоединяется к осталь­ным детям, и выбирают новую «девицу». Игра продолжается дальше.

8. Танец и пантомима

Танец и пантомима - это вид художественной деятель­ности, оптимальный для формирования и развития детского творчества. Одним из главных условий развития у дошколь­ников творчества в танце является осознанное отношение де­тей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Одна­ко самостоятельно дошкольники не могут подойти к осозна­нию языка движений и освоению его. Поэтому нужно обу­чать их этому языку. В процессе обучения они знакомятся не только со значением отдельных движений, но и с принципа­ми их изменения, а также с простейшими приемами компо­зиции танца. С этой целью рекомендуем использовать танце­вальные этюды и пантомимические упражнения (см. [13], [25], [26], [32], [34]).


В занятия можно включить следующие стихотворные тексты [25]:

1. — Эй,, лошадка! (Взмахрукой над головой, ими-

— И-го-го! тировать движения поводья-

— Но, лошадка, ми.)
Но, но!

Скок, лошадка! Скок,скок! Цок, копытца! Цок, цок! Выше ножки! Топ, топ! Веселее! Гоп, гоп! Колокольчик — Дон,дон. Громче, громче Звон,звон. Гоп, лошадка! Гоп,гоп! Тпру, лошадка! Стоп, стоп!

(Высоко поднимать пооче­редно ноги, сгибая их в коле­нях, носок оттянут вниз.)

(Движения те же)

(Держать в высоко поднятой руке воображаемы и колоколь­чик, покачивая его в руке.)

(Выполнять пружинящие движения ногами, затем на­тянуть воображаемые пово­дья, останавливая лошадку.)

Эту игру лучше проводить как диалог между взрослыми и детьми, изображающими лошадок.

2. Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качаем. Руки кверху поднимаем.

(Ладони стоят друг напро­тив друга, изображая игру на гармошке; на последнюю строчку руки поднимают вверх, выполняя движения «фонарики».)

Наши ножки: топ, топ. Наши ручки хлоп, хлоп! Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем. 108


3. Осторожно, словно кошка, От дивана до окошка на носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться. Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну. Я из блюдца молочко Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик я помою словно котик. И опять свернусь колечком, Словно кот у теплой печки,

4. Жарче дырчатая тучка, Поливай водичкой ручки, Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки,

- Мой затылочек, височки, Подбородочек и щечки! Трем мочалкою коленочки, Щеткой трем хорошенечко.

Пяточки, ступни и паль­чики . . .

Чисто, чисто моем мальчика!


(Движения чуть пружиня­щие, с носка на пятку; оста­новиться; присесть, обхва­тив колени руками, голову положить на колени.)

(Распрямиться в полный рост, потянуться на носоч­ках вверх за руками; на тре­тью строчку подпрыгнуть на месте, затем потянуться за руками вперед, сгибаясь в по­ясе. На четвертую строчку поднести правую руку к лицу, изображая блюдце, выполнять движения языком.)

(Круговые движения рукой по животу, затем присесть, об­хватить, колени руками, го­лову положить на колени.)

{Дети показывают на себе те части тела, которые называ­ют. На четвертую строчку no-порядку открывать паль­чики на обеих руках, затем собрать-пальцы в щепоть.)

(Имитировать движения мочалкой.)

(Выставить ногу на пятку, затем на носок, приставить

ногу.)


ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановле­
нию голоса у детей. М., 1973.

2. Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической
ритмикой в детском саду и во вспомогательной школе. М.,
1994.

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и
физиологии активности. - М. Медицина, 1966.

4. БоромыковаО.С. Коррекция речи и движения. СПб.,
1999.

5. Волкова Г.А. Содержание логоритмического воспита­
ния заикающихся детей преддошкольного возраста // Совер­
шенствование методов диагностики и преодоления наруше­
ний речи. Л., 1989.

6. Визель Т.Г. К вопросу о патогенезе алалии // Диагно­
стика и коррекция речевых нарушений. - СПб.: Изд-во СГУ,
1997.

7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -М.: Просве­
щение, 1985.

8. Волкова Г.А. Логопедическое воспитание детей с дис-
лалией. Методические разработки к проведению коррекци-
онных занятий//Образованием.Г-Н.П. «Внедрение», 1992.

9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - СПб.: Изд-
во СП6ХХ1 век, 1998.

 

10. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматичес­
кого строя русского языка / Под ред. СИ. Абакумова. Ч. 1 —
2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

11. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической рабо­
ты на начальных этапах формирования речи у Моторных Ала-
ликов // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975.

12. Гринер В.А. Логопедическая ритмика. -М.: Учпед­
гиз, 1958.

13. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. - М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2002.

14. Дудьев В. Особенности произвольной двигательной
деятельности детей с ОНР // Дефектология. - 1995. - №4.


 

15. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в сис­
теме коррекционно-воспитательной работы с заикающими­
ся школьниками // Дефектология. - 1995.- №3.

16. ЖуковаН.С, МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. Лого­
педия. Екатеринбург, 1998.

17. ЖелезновС, ЖелезноваК. Азбука-потешка. Русские
потешки и считалки с нотами-картинками. - М.: Издатель­
ство ГНОМ и Д, 2001.

18. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счет. Учебник нового
типа для учителей, воспитателей, родителей. СПб., 1997.

19. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музы­
кально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. Практикум для
педагогов. - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2001.

20. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкаль­
ных занятиях с детьми 4-7 лет. Практикум для педагогов. -
М.: Издательство ГНОМ и Д., 2001.

21. Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практичес­
кое пособие для педагогов и студентов. - М.: Издательство
ГНОМ и Д., 2000.

22. КольцоваМ.М. Роль двигательного анализатора в раз­
витии речи ребенка. Сб-к Трудов, вып. №7, 1970.

23. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. - М.:
Олма-Пресс, 2001.

24. Кочеткова И.Н. Пародоксальная гимнастика Стрель­
никовой. М., 1989.

25. Лопухина И. Ритм, речь, движение. -СПб.: Дельта,
1997.

 

26. Луговская А.Е. Ритмические упражнения, игры,
пляски для детей дошкольного и младшего школьного возра­
ста. - М.: Советский композитор, 1991.

27. Музыкальное развитие детей от 3-7 лет / Сост. И.И.
Салтыкова. -Екатеринбург: Центр Проблем детства, 1996.

28. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников (коррекция стертой дизартрии). СПб., 2001.

. 29. Лопатина Л.В. Формирование интонационной выра­зительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997, с. 9-16.


30. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оцен­
ка в структуре аномального развития // Дефектология. -
1987.-№3.

31. Музыка и движение. Методические рекоменда­
ции для муз. работников, руководителей ритмики и хореог­
рафии/Сост. Власова В.А., Сыктывкар, 1994.

32. Музыка и движение / Сост. СИ. Бенина и др. -
М.: Просвещение, 1981.

33. Музыкальные игры, пляски и упражнения в дет­
ском саду. - М.: Учпедгиз, 1958.

34. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способ­
ностей детей; популярное пособие для родителей и педаго­
гов. Ярославль, 1997.

35. Музыка в детском саду, вып. №3, — М., 1970.

36. Музыка в детском саду, вып. №4, — М., 1969.

37. Музыка в школе. М. 1979.

38. Науменко Г.М. Русские народные детские песни
и сказки с напевами. М., 2001.

39. Науменко Г.М. Детское поэтическое творчество.
М.,2001.

40. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика для заня­
тий с заикающимися подростками и взрослыми. Учебное по­
собие. М. 1998.

41. Пушкина СИ. Инсценировки русских народных
сказок, песен и игр. М., 2000.

42. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагно­
стика и коррекция произвольных движений у детей, страда­
ющих заиканием. М., 1998.

43. Рачина B.C. Сб. Путешествие в страну музыки.
Сольфеджио и хрестоматия песенного репертуара к урокам
музыки. - СПб.: МиМ Экспресс, 1997.

44. Словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. -
М.:Владос, 1997.

45. Струве Г.А. Каноны для детского хора. М., 1997.

46. ТурбовскоЙ Я.С Теоретические основы методики
Н. Зайцева. СПб., 1998.

47. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
произношения. М., 1979.


НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ^

47. АНДРЕИ-ВОРОБЕЙ

не го - няи го - лу не ту - пи но -

Аи - дрей - во - ро - бей, Не клюй пе - сок,

оси, го-няи га - ло - чек из-под па - ло - чек.
сок, при-го - дит - ся но - соккле-вать ко-ло-сок.

48. БАЮ-БАЮ

Умеренно. Протяжно

Ба - ю, ба - ю, бай, ты, со - бач - ка, не лай. Ба - ю, ба - ю, бай, Ва - не спать не ме - шай.

49. У КОТА-ВОРКОТА

Неторопливо

У ко - та - вор-ко - та ко-лы - бель-ка хо-ро - ша.

50. СОЛНЫШКО

Умеренно. Ласково

Сол - ныш-ко, сол - пыш-ко, вы-гля-ни в о - ко - шеч-ко.

Где тво - и дет - ки, где ма - ло - лет - ки?

51. СКОК-ПОСКОК

Не скоро

ш

Скок, скок, по - скок, мо - ло - дой дроз
Мо-ло - ди - чень - ка не - ве - ли - чень

-р р - 'РТ "

док по во-дич - ку но - шел, мо-ло - дич - ку на-шел;
ка: са - ма с вер - шок, го - ло - ва с гор - шок.

"J Данное приложение включает вторую часть пособия «Ножками затопали».

8-593