СЕРБСКИЕ ЗЕМЛИ В VII - СЕРЕДИНЕ XIV в.

Складывание сербской государственности

Судя по сообщениям императора Константина Багрянородного iceo X в ), сербы появились на землях Балканского полуострова в у]] в заняв территорию нынешней Сербии (континентальная часть) и Черногории (южная часть Далматинского побережья) Кон­стантин называет сербами также обитателей Неретвлянской облас­ти (Пагания), Требинья (Травуния) и Захумья (Хум) — территорий, иное те ictbhh вошедших в состав Хорватии и Боснии Упоминание


об одном сербском племени встречается также в “Анналах королев­ства франков”: это племя примкнуло к восстанию Людевита По-савского в начале IX в.

Как проходил процесс христианизации сербов, судить труд­но, ибо наш основной источник, Константин Багрянородный, почти не уделил этому вопросу внимания, отметив только, что крещение совершилось при императоре Ираклии (первая полови­на VII в.), а епископы и пресвитеры были приглашены из Рима. Несомненно, этот процесс был длительным. Во всяком случае по­следствия “великой схизмы” 1054 г. не ознаменовались тут столь драматичными событиями, как в других регионах Европы. Глав­ным оплотом православия была Рашка, которая и стала в начале XIII в. центром образования независимого государства, объеди­нившего все земли с сербским населением.

Следующий этап в истории Сербии, получивший весьма под­робное освещение у Константина, охватывает период с середины IX по середину Х в.

По-видимому, сербы приняли участие в том антивизантийс­ком движении, которое завершилось в правление Василия I Маке­донянина установлением архонтов и передачей славянским прави­телям права на взимание пакта с далматинских городов: в частно­сти, один сербский князь получил такое право якобы в отношении Раусия (Дубровник).

Основное внимание византийского автора занимали, однако, со­бытия, связанные с усилением Первого Болгарского царства, которое со времени Бориса I распространило свою власть на македонские зем­ли, включенные впоследствии в состав Сербии.

К середине IX в. наметился острый конфликт между Византи­ей и Болгарией. Борьба шла за гегемонию на Балканском полуост­рове, и особенно обострилось соперничество из-за континенталь­ных сербских земель, так называемой Рашки.

Не случайно Константин Багрянородный в своем сочинении особое внимание уделил сербам (пять глав, из которых самая обширная отведена истории Рашки). В историографии высказывается мнение, что автор помимо прочих источников располагал некоей сербской летописью. Это и позволило ему написать главу, из которой вырисо­вывается генеалогическое древо первой известной в истории динас­тии, правившей Рашкой на протяжении ста лет — с середины IX по середину Х в. Это мнение не подтверждается убедительными аргу­ментами, но описание политической ситуации, составленное в каче­стве руководства для престолонаследника, исключает подозрения в недостоверности фактических сведений (иное дело, что Константин проявил тенденциозность, стремясь преуменьшить болгарское и пре­увеличить византийское влияние на ход событий)


Властимир условно считается основателем первой рашкской династии. Хотя Константин и называет имена его предшественни­ков, но не сообщает о них конкретных сведений.

В правление Властимира и его троих сыновей, разделивших между собой страну (по словам Константина), сербы дважды отра­зили поход болгар (вначале — войск хана Пресиана, затем — Бо­риса). В результате последнего столкновения был заключен дого­вор, условия которого подробно описаны Константином (за этим последовал неудачный болгарский поход в Хорватию). Однако между братьями началась борьба, и вышедший победителем Мунтимир отослал пленных братьев в Болгарию. Перед кончиной князь пере­дал престол одному из своих сыновей — Прибиславу, но уже через год (в 893 или 894 г.) тот был свергнут двоюродным братом, явив­шимся из Хорватии.

Новый князь, Петр Гойникович, правил более двадцати лет. Он был современником болгарского царя Симеона, с которым некоторое время поддерживал мирные отношения и даже “поку­мился”. Ему удалось отразить две попытки двоюродных братьев (Брана из Хорватии и Клонимира из Болгарии) завладеть престо­лом. Конец правления Петра связан со знаменательными события­ми. Прежде всего, приблизительно в это время наступил кульми­национный момент политического возвышения Болгарии — зна­менитая битва при Ахелое (917). Этим воспользовался некий архонт Михаил — представитель знатного сербского рода (Константин Баг­рянородный называет его “патрикием” и наделяет еще одним из византийских титулов, весьма высоких). Правивший приморской областью Захумье, он “возревновал” к Петру и донес царю Симе­ону, будто рашкский князь вступил в контакт с Византией. Симе­он предпринял поход, в результате которого Петр был захвачен в плен, где и скончался, а князем сделался его племянник Павел.

С этого времени наступил период смут, когда Византия и Бол­гария по очереди пытались утвердить на рашкском престоле своего ставленника. В конце концов на сцене появился Часлав Клоними-рович. Сперва он выступал как болгарская креатура, однако после


кончины Симеона в 927 г. сумел достичь независимого положения и примерно четверть века правил сербскими и боснийскими земля­ми. Константин Багрянородный отзывается о нем сдержанно, но не отрицательно и, подытоживая свое повествование о рашкских сер­бах, не упускает случая заявить, что они якобы никогда не зависе­ли от болгарского архонта, но были “рабами императора ромеев”.

С середины 960-х гг. наступает новый этап в истории сербских земель. После кончины Часлава его держава распалась, и входив­шие в ее состав территории оказались на несколько десятилетий под властью царя Самуила, который распространил свое владыче­ство вплоть до Адриатического побережья. Именно поэтому неко­торые историки для обозначения возникшего государства исполь­зуют название Самуилова держава.

Самуил объединил под своей властью почти все земли, которы­ми владела Болгария при царе Симеоне (кроме Северной Фракии), а также Фессалию (на юге), Рашку и приморские сербские земли. Последние, однако, пользовались большой самостоятельностью.

После трагического исхода битвы при Беласице и кончины Самуила все его владения оказались в составе Византийской империи (1018). С той поры центр политической жизни серб­ских земель на время перемещается в приморские области, т.е. на территорию нынешней Черногории, носившей тогда назва­ние Дукля или Зета.

Уже в результате антивизантийского восстания под пред­водительством Петра Деляна (1040) дуклянский правитель по­лучил возможность несколько эмансипироваться, а ко време­ни второго крупного восстания (1072 г. под предводительством Георгия Войтеха) дуклянский князь Михаил приобрел такой политический вес, что повстанцы просили его помощи, како­вая и была оказана. Византийский историк, писавший об этих событиях, расценил их как попытку народа сербов покорить болгар. Основным очагом обоих восстаний стала македонская территория. Восстание 1072 г. потерпело поражение, но Ми­хаилу удалось освободить из плена своего сына Константина Бодина, который со своим отрядом воевал на стороне восстав­ших и даже был провозглашен их царем. После кончины отца Константин Бодин наследовал дуклянский престол.

В 1077 г. князь Михаил получил от папы Григория VII право на королевский титул. Отсюда ведет начало история Дуклянс-кого королевства (или Зетской державы). Следует отметить, что политика Григория VII в отношении славянских стран отли­чалась особой активностью: с его именем связано признание королевских титулов за тремя монархами — Димитрием-Звоними-ром, Болеславом II (польским) и Михаилом Зетским.


После кончины Бодина (ок. 1101), на время объединившего под своей властью приморские и континентальные сербские зем­ли Зетская держава распалась и входившие в ее состав земли вновь сделались добычей Византийской империи.