Возникновение первичного государства в древности

Первые государства всегда невелики – они включают несколько тесно связанных между собой общин. Чтобы быть устойчивым оно должно было иметь естественные границы (защищен горами, рекой, пустыней и т.п.). Именно такие районы сложения государственности в науке принято называть «номом». У нома был центр, в котором находился храм главного божества нома, рядом с которым селилась администрация, сооружались склады продовольствия и оружия, устраивались мастерские – все это обносилось стеной. Так возникает город – центр «первичного» государства.

Ученые выделяют три пути развития раннего государства.

1. в экономике сосуществует два экономических сектора – государственный и общинно-частный при преобладании первого (Шумер в нижней части долины Ефрата, Элам). Здесь номы сохраняли свою автономность сравнительно долго.

2. государственный сектор сравнительно быстро поглощает общинно-частный, номы объединяются царями (Египет).

3. Общинно-частный сектор гораздо важнее государственного (государства Малой Азии и Восточного Средиземноморья). В 1 тыс. до н.э. этот путь развития переходит в античный путь, возникает особый тип общинно-частного сектора – полис (Греция, Италия), где роль государственного сектора ничтожна.

 

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы. Государственный строй в полисах был различен: олигархия, демократия, монархия (монархия была типична для полисов в период архаики) и др.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.