Алгоритм организации управленческого учёта на современном предприятии.

Подведем итоги :

Управленческий учёт – это система, обеспечивающая учредителей, совет директоров и весь управленческий аппарат информацией, необходимой для планирования, управления, контроля, и оценки как организации в целом, так и её структурных подразделений.

Цель построения качественного управленческого учета – оптимизация затрат, повышение прозрачности деятельности компании для собственников и топ-менеджеров, возможность эффективно осуществлять ценовую политику, создание базы для внедрения бюджетирования.

Организация управленческого учета предполагает:

  • Проведение бизнес-диагностики, построение схемы бизнес-процессов.
  • Совершенствование организационной структуры компании, выделение центров финансовой ответственности.
  • Создание информационной базы для построения системы управленческого учета.
  • Разработка методики формирования управленческой отчётности.
  • Построение системы управления затратами, расчета себестоимости.
  • Построение системы управленческой отчетности, написание регламентов подготовки и представления отчётности.


Бюджетирование – это планирование деятельности на основе принимаемых бюджетов.

Цель построения системы бюджетирования – оптимизация расхода финансовых ресурсов, создание эффективной системы управления финансами, повышение предсказуемости будущего компании и управляемости организации.

Организация бюджетирования предполагает:

  • Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы, назначение ответственных за составление бюджетов.
  • Разработка бюджетных форм и методики их заполнения.
  • Разработка бюджетов центров финансовой ответственности.
  • Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой ответственности.
  • Разработка регламентов взаимодействия центров финансовой ответственности (структурных подразделений) в процессе бюджетирования.

Комментарии:

Правильная постановка управленческого учёта и бюджетирования начинается с описания бизнес-процессов. Чтобы построить рациональную систему управленческого учёта масштаба предприятия, нужно точно описать, как построена его деятельность,провести диагностику предприятия и проанализироватьфинансово-хозяйственную деятельность. Это отражает тенденцию в современном менеджменте – приоритеты смещаются от менеджмента ресурсов к менеджменту организации.

Диагностика предприятия осуществляется в форме исследования. Необходимо рассматреть через призму управленческого учёта целый ряд вопросов: цели и задачи организации, финансы, маркетинг, менеджмент, окружение (внешнюю среду) организации.

В процессе диагностики используются следующие методы:

  • Анализ установочной документации;
  • Беседы, анкетирование, интервьюирование для получения информации основанной на личных впечатлениях, как руководителей всех уровней, так и рядовых специалистов;
  • Сбор и обработка письменной информации, включающей в себя документы, компьютерные файлы, графики;
  • Построение моделей полезных для диагностики.

Результаты диагностики с точки зрения постановки управленческого учёта могут быть представлены в виде обзора организации управления, включая:

  • организационную структуру;
  • существующую стратегию фирмы, результаты её реализации;
  • характеристику продукции предприятия;
  • характеристику сильных и слабых сторон всех элементов внутренней среды предприятия.

Далее проводится анализ состояния системы финансово-хозяйственного учёта в организации:

  • анализ документооборота;
  • анализ организационной структуры финансово-экономической службы;
  • анализ процессов подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений в области финансов;
  • анализ бухгалтерской отчётности;
  • финансово-экономический анализ предприятия, базирующийся на отчётности по бухгалтерскому учёту;
  • финансово-экономический анализ предприятия, базирующийся на отчётности по реальному учёту.

Результаты диагностики системы финансового и хозяйственного учёта на предприятии с точки зрения постановки управленческого учёта могут быть представлены в виде обзора финансовой деятельности и организации учёта на предприятии:

  • анализ кредитной и инвестиционной политики;
  • комплексный анализ балансов предприятия;
  • анализ движения денежных средств;
  • анализ ликвидности;
  • анализ структуры затрат в общей доходности предприятия;
  • анализ оборачиваемости активов;
  • обзор элементов управленческого учёта на предприятии;
  • обзор системы контроля;
  • анализ соответствия бухгалтерского и управленческого учёта.

По результатам диагностики системы финансового и хозяйственного учёта на предприятии для дальнейшей постановки управленческого учёта выделяются:

  • центры затрат, прибыли и инвестиций;
  • центры учёта хозяйственных и финансовых операций, т.е. где, кем и каким образом осуществляется наиболее полная начальная обработка первичного учёта товарно-материальных ценностей и финансов.

После завершения диагностики осуществляются следующие действия:

  • формулируются важнейшие проблемы управления финансами и управленческого учёта;
  • устанавливается приоритет проблем;
  • вырабатываются предварительные рекомендации и предложения по решению проблем управления финансами и управленческого учёта;
  • совместно с руководством предприятия проводится комплексная оценка рекомендаций с целью выбора оптимального варианта стратегии и разработки плана оперативных и стратегических мероприятий по реорганизации системы управленческого учёта и управления финансами.

Внедрение управленческого учёта и бюджетирования осуществляется совместно с менеджерами ЦФО и центрами учёта финансовых и хозяйственных операций.
При этом рекомендуется проделать следующие шаги:

  • выделение всех затрат на подконтрольные и неподконтрольные (для осознания менеджерами степени ответственности и делегирования им впоследствии соответствующих полномочий), прямые и косвенные, постоянные и переменные;
  • выделение доходов, за которые несут ответственность менеджеры ЦФО;
  • составление для ЦФО отчёта о прибылях и убытках;
  • составление бюджетов для ЦФО;
  • составление ЦФО плана продаж (на месяц, квартал, год), который является основой для бюджетирования;
  • составление плана прибылей и убытков на ближайший период;
  • составление плана движения денежных средств на ближайший период;
  • текущее заполнение отчёта о движении денежных средств, отчёта о прибылях и убытках, баланса;
  • формирование соответствующих баз отчётных данных для менеджеров по иерархической ступени.

Признаки «хорошего» бюджета:

  • хорошо отражает задуманный план;
  • полностью понятен тем, кто ведет непосредственную хозяйственную деятельность;
  • вовлечены все уровни управления;
  • встроенная гибкость;
  • своевременно подготовлен;
  • используется для оценки и контроля;
  • предусмотрена мотивация успешного выполнения плана.

Отчёт об исполнении бюджета должен: