Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины - Безопасность жизнедеятельности и здоровье

Цикл общепрофессиональных дисциплин

По направлению подготовки - Психолого-педагогическое образование

Кафедра психолого –педагогического образования

 

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

Москва


Пояснительная записка

Программа по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и здоровье» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 540600 «Педагогика»: степень (квалификация) - бакалавр педагогики (профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»), утвержденным в 2005 году.

 

Индекс по учебному плану Цикл Компонент
Базовая часть по выбору студента
ОПД.Ф.15. Общепрофессиональных дисциплин *
Форма обучения курс Трудоемкость дисциплины в часах Форма итогового контроля
Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Курсовая Работа (проект) Самостоятельная работа
Заочная       Зачет

 

Проблемы сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и подростков приобретают в настоящее время большое значение. Это связано с непрерывным ростом заболеваемости и гибелью детей в результате несчастных случаев, катастроф. Исследования показывают, что среди учащихся начальных классов каждый четвёртый имеет отклонения от нормы в состоянии здоровья и из каждых десяти выпускников школ восемь страдают различными заболеваниями. К 2007г количество школьников в Российской Федерации сократилось с 22 миллионов до 14 миллионов.

Причины ухудшения здоровья и увеличения смертности детей зависят от многих факторов: от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, нарушения ими правил здорового образа жизни, отрицательного влияния окружающей среды, а также растущего числа катастроф, стихийных бедствий и увеличения их разрушительной силы.

Главным средством сохранения здоровья является здоровый образ жизни, занимающий 50% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье, и основанный на отсутствии вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), рациональном питании, достаточной двигательной активности, нормальном сне, соблюдении режима дня.

Нужно отметить крайнюю важность активной роли педагога и воспитателя в процессе формирования здорового образа жизни молодёжи.

Большое значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей имеет профилактика детского травматизма. Число детей, получающих травмы, велико и не имеет тенденции к снижению. Это связано с частым использованием в быту химических и технических средств и недостаточно чётко проводимым мероприятиям по предупреждению детского травматизма.

Проблема детского травматизма тесно связана с чрезвычайными ситуациями, возникающими в результате стихийных бедствий, аварий в промышленности и на транспорте, экологических катастроф, диверсий, войн, эпидемий.

Текущее столетие охарактеризовалось значительным ростом тяжёлых техногенных и природных катаклизмов, сопровождающихся значительными разрушениями, материальным ущербом и огромными человеческими жертвами.

Среди потерь при катастрофах значительную долю составляют дети. В связи с этим особую важность приобретает обучение студентов методам безопасности и защиты детей в чрезвычайных ситуациях.

Педагог и воспитатель часто оказывается одним из первых на месте катастрофы и для сохранения здоровья, а часто и жизни ребёнка, должен уметь оказать эффективную помощь.

При этом большую роль играет неотложная доврачебная помощь до прибытия медицинского персонала.

Педагоги должны быть готовы выполнить необходимые мероприятия по оказанию первой помощи. Нужно овладеть способами временной остановки кровотечений, противошоковыми мероприятиями, методикой первичной обработки раны, выполнять транспортную иммобилизацию шинами и подручными материалами.

return false">ссылка скрыта

В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве широко используются десятки тысяч различных химических соединений, и количество их с каждым годом увеличивается. Большинство из этих веществ могут стать причинами массового отравления людей. В связи с крайней опасностью ситуаций, возникающих при химической аварии, население, в том числе и педагоги, должны изучить правила поведения и действий в случае возникновения опасности химического поражения. Необходимо знать и иметь в своём распоряжении средства индивидуальной защиты.

В курсе безопасности жизнедеятельности в вузах будущие педагоги должны быть ознакомлены с последствиями воздействия на человека проникающей радиации, с мерами защиты и профилактики возможных осложнений, с правилами поведения населения (в том числе детей) при возникновении опасности радиационного поражения.

Важным разделом курса являются вопросы противопожарной безопасности, действия педагога при пожаре, а также методика оказания первой помощи при ожоговой травме.

Таким образом, студенты должны получить необходимый объём знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности, должны знать систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях различного характера, уметь оценить возможный риск появления опасности и грамотно применить практические навыки обеспечения безопасности человека.

Дисциплина ориентирует на профессиональную деятельность педагога, ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения студентов всех специальностей педагогического университета в соответствии с ГОС ВПО, образовательной программой и учебным планом факультета;

- использование современных научно-обоснованных методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

в области социально-педагогической деятельности:

- оказание помощи в социализации учащихся;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы;

- повышение педагогической и предметной квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья школьников;

- организация мероприятий по оказанию первой помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

- организация контроля за результатами обучения и воспитания.

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины– дать студентам объем знаний, навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности, необходимый для учителей школ и детских дошкольных учреждений, ответственных за жизнь и здоровье детей и подростков в современных условиях.

Задачи дисциплины:

- изучить теоретические основы и практику обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и экологического происхождения;

- ознакомить студентов с Российской системой предупреждения чрезвычайных ситуаций и ее задачами, другими организациями, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности населения;

- ознакомить студентов с действиями органов ГО по защите населения от последствий ЧС в условиях мирного времени;

- изучить теории риска и факторы, обуславливающие возникновение чрезвычайных ситуаций;

- ознакомить студентов с факторами здорового образа жизни и их ролью в сохранении здоровья человека;

- дать студентам представление о прогнозировании чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- ознакомить студентов с основными способами, средствами и методами индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях;

- изучить методы и технологии оказания доврачебной помощи пострадавшим в ЧС;

- подготовить высокопрофессиональных специалистов, умеющих действовать в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера (террористических актах, авариях, стихийных бедствиях, катастрофах и т.д.).

 

3. Требования к уровню освоения дисциплины:

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

-государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

- права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структуру и задачи;

- теоретические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- факторы, определяющие жизнедеятельность людей в современных условиях, в т.ч. факторы риска;

- факторы здорового образа жизни;

- виды и классифкацию опасностей;

- характеристику опасностей природного, техногенного, социального и экологического происхождения;

- принципы и правила безопасного поведения и защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- алгоритм безопасного поведения коллектива ОУ во время опасной и чрезвычайной ситуации;

- методы оказания первой помощи пострадавшим в ЧС различного характера;

- формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодежи;

- задачи гражданской обороны в мирное время

уметь:

- оценивать возможный риск появления локальных опасных и чрезвычайных ситуаций, применять своевременные меры по ликвидации их последствий;

- владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью, окружающей среде;

- выявлять и устранять факторы, негативно влияющие на здоровье и безопасность человека;

- грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;

- организовать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;

- оказать первую помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации;

- организовывать и проводить работу с учащимися, родителями и персоналом образовательных учреждений по формированию навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций

владеть:

- навыками использования современных индивидуальных средств защиты;

- навыками использования первичных средств пожаротушения;

- навыками оказания первой помощи пострадавшим в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- навыками транспортировки пострадавших в лечебное учреждение