Как воспринимали рассказ Моисея о поэтапном творении христиан. писатели?

Ранние александрийские писатели, такие как Ориген и Климент Александрийский, последуя в этом Филону Александрийскому, основателю Александрийской эгзегетической школы, считали шестоднев чистой аллегорией. Так, Филон, современник Христа Спасителя, писал: "Сотворение света в 1-й день ничем не отличалось от покоя 7-го дня". Он допускал лишь мгновенное творение без всякого разделения на дни, или периоды. Он заявлял, что "было бы крайне наивно думать, что мир сотворен в 6 дней или даже, вообще, в нек-рое время". Все было сотворено мгновенно. Моисей хотел лишь подчеркнуть совершенство мирового порядка, указав совершенное число "6" =3х2. Исходя из каббалистических представлений, Филон считал, что в этом числе сочетаются вместе мужское и женское начала. Аллегоризм Филона был воспринят последующими христиан. писателями той же школы; но они категорически отвергли его учение о том, что материя не была сотворена.

Климент Александрийский (185-254 гг.) также считал, что Вселенная сотворена сразу. Ориген видит в истории творения иносказание. "Какой человек, одаренный здравым смыслом, будет думать, что мог быть 1-й, 2-й, 3-й день, вечер и утро - без солнца, без луны и звезд?" Для него творение мгновенно. По его мнению, нелепо приписывать Богу последовательность в творении по дням. Он сказал, - и сделалось. Он повелел, - и явилось (Пс. 32, 9), поэтому и сказано: "Вот история происхождения неба и земли, как они были сотворены в тот день, когда Бог сотворил небо и землю" (Быт. 2, 4). Ориген во всем шестодневе видел только иносказание. Твердь - это тело; 2 великих светила - Христос и Церковь; звезды - патриархи и пророки; рыбы и пресмыкающиеся - низкие и буйные мысли души; птицы - возвышенные мысли и проч. Нашему миру предшествовало и последует множество др. миров. Земной рай в действительности никогда не существовал, а есть лишь возвышенное изображение Неба. Ориген впал в крайность, отрицая буквальный историч. смысл Писания.

После Оригена уже не было примеров такого безграничного аллегоризма в понимании истории творения, но его влияние еще долго ощущалось. Свт. Афанасий Великий, хотя и не занимался толкованием книги Бытия, пишет: "Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением". Свт. Кирилл уже не отрицал и смысла буквального. Он не допускал ни вечного ряда творений, ни творения внезапного. В основном он, как и святой Анастасий Синаит, толкует Библию аллегорически. Таким образом, последние александрийцы оставили теорию внезапности творения.

Сирийские отцы были противниками крайнего аллегоризма александрийцев. Св. Ефрем Сирии (ок. 320-379 гг.), глава сирийской школы, отвергал мгновенность творения. Он учил, что сначала Бог сотворил первовещество, а затем из него все прочее. О том же пишет св. Ипполит в толковании на книгу Бытия: "В 1-й день Бог сотворил, что творил, из несуществующего; в другие же дни - не из несуществующего, но из того, что было сотворено в 1-й день, - преобразовал, как было Ему угодно".

Каппадокийские отцы - Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский - в данном вопросе примиряли мнения сирийцев и александрийцев. Они учили о мгновенном творении мира сначала в первоматерии, к-рая затем по ходу творческих дней производит все существующее. Так, свт. Василий Великий пишет: "...Мы должны знать, что мир сотворен весь сразу, без времени, волей Божией, ибо сказано: в начале Бог сотворил, т.е. сотворил совместно, все сразу и в краткое время (мгновенно)". Под небом и землей, по мысли Василия Великого, следует понимать "сущность всей вселенной... Если существуют посредствующие вещества, они также, несомненно, заключаются в этих пределах", хотя о них и не сказано (напр, огонь, воздух). Безусловно, он признавал достоверность шестоднева, т.к. говорит о сотворении по дням.

Еще ближе к александрийской точке зрения свт. Григорий Нисский: "Все было сотворено в 1 миг и без всякого промежутка во времени. Ибо слово "начало" не позволяет разуметь промежутка. Как точка есть начало линии, атом - начало материи, так момент есть начало времени, т.е. бытия. Моисей называет поэтому началом или суммой всего существующего совместное произведение всех вещей неизреченным Всемогуществом Божиим... Когда Моисей говорит, что мир сотворен в начале, этим самым он указывает на сотворение всех причин, всех начал и всех сил сразу, в один момент. При 1-м движении воли Божией все уже существовало: сущность всех вещей, небо, эфир, звезды, огонь, воздух, море, животные, растения". Св. Григорий полагает, что все существовало сразу, хотя и в виде неразделенных еще стихий, семян и зародышей. Отдельные же творения сотворены уже в течение 6 дней.

Согласно мнению свт. Григория Богослова, Бог "создал сначала материи вещей, а потом облек их в свои формы, предоставляя им свое место и придавая им свой образ и свои размеры... Все, что сотворено, упорядочено и устроено непреходящими словами, (не) произведено, не все сразу..."

"Все создано в начале, когда мир такой, каким он стал теперь, не существовал, когда он не имел этого порядка и своей деятельной формы; тогда все было смешано и спутано, ожидая руки и устрояющего Всемогущества".

Этого же мнения придерживались и запад. отцы. Напр, Блж. Августин пишет: "Сначала создано вещество, смешанное и неустроенное, из к-рого произошло все, что являлось потом разделенным и устроенным. Сие-то вещество, думаю, греки называют хаосом, как и в др. месте ...не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества... (Прем. 11, 18)".

Итак, для св. отцов общим явл-ся утверждение, что мир сотворен в 2 этапа: вначале сотворена первоматерия, а затем она была устроена и оформлена в течение 6 дней. Таким образом, св. отцы признавали историчность библейского рассказа о миротворении.