Б. ФИЗИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ
Отторгнув себя от Источника Жизни, человек добровольно поставил себя в состояние, к-рое должно было привести к распаду, тлению человеч. существа. Он подверг себя страданиям, болезням и смерти. Эти естественные (или физические) следствия грехопадения вполне оправданны в нравств. аспекте. Грех подлежит наказанию. Бог наказывает прародителей за грех, чтобы уврачевать их сластолюбие и гордость.
Жене, как соблазнившей мужа, выносится приговор: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (3, 16). С этих пор чадородие в человеч. роде всегда соединено не только с сильнейшими страданиями для рождающей, но часто с угрозой для ее жизни.
Адаму сказано: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из к-рой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19).
Чтобы зло и грех в человеке не стали вечны, Бог лишает праотцов возможности вкушать плоды древа жизни и изгоняет их из рая. Вход в рай человеку преграждает херувим с пламенным мечом. По мнению свт. Игнатия Брянчанинова, падший херувим - это сатана, низлагающий посредством страстей человека, стремящегося к Богу.
Благодаря падению, грех как повреждение природы проникает во все сферы жизни земли - проклята земля за тебя. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, - пишет Апостол, - ...тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20-22). По воле человека зло становится силой, заражающей тварь. Грех внедряется туда, где должна была царствовать благодать. В определенном смысле через грех Адама сатана как бы похищает у Бога мир, получает власть над миром и становится князем мира сего. В целях Промысла Бог попускает диаволу проявить свою злобу в мире, вредить Вселенной.
Если вначале человек царствовал над миром, то теперь природа стала враждебна по отношению к человеку. Земля утратила прежнюю силу плодородия и стала произращать терния и сорные травы. Если раньше труд на земле не утомлял человека, то теперь он должен был трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. В природе начали действовать губительные стихии, наносящие ущерб, иногда сводящие на нет тяжелый человеч. труд, вложенный в обработку земли. Человек стал страдать от перемен климата, от жары и холода.
Животные перестали узнавать в человеке своего владыку. Среди них появились хищники, опасные для человека. И сам человек огрубел, он вынужден был убивать животных, чтобы получить необходимый материал для одежды и своего жилища. Отношения человека и окружающего мира меняются. Человек становится уже не хозяином, а в основном потребителем, тираном природы. Наконец, смерть в страстях и страданиях завершает постепенное тление человека. Избравший прах вместо Бога возвращается в прах.
Так зло потрясает весь космос, и этот процесс развивается, идет необратимо. Для восстановления прежней гармонии мир нуждается в огненном очищении. Существующие ныне стихии неба и земли сгорят в очистительном огне Второго Пришествия, после чего будет новое небо и новая земля, на к-рых обитает правда (2 Пет. 3, 10-13).