Мнение о предсуществовании человеч. душ

Мнение о предсуществовании человеч. душ было характерно для античной философии. Его разделяли Пифагор, Платон, неоплатоники, Филон Александрийский и др. На христиан. почве это учение было воспроизведено Оригеном. В догматич. системе Оригена это учение занимает центральное место.

С точки зрения Оригена, Бог, как Существо совершенное, справедливое, способен творить только одинаковые и равные друг другу по достоинству существа. Все человеч. души были сотворены Богом одновременно и были равны по достоинству. Изначально эти души, являясь чистыми умами, лишенными вещественности и телесности, были всецело погружены в созерцание Божества. Но затем душам наскучило созерцать своего Творца, и они уклонились от этого созерцания к худшему: отпали от Бога и в наказание за это были отправлены в различные тела. Одни души, к-рые меньше согрешили, приняли тела тонкие, эфирные и стали ангелами. Души, более тяжело согрешившие, получили тела вещественные и грубые, т.е. человеческие. Самые грешные души получили особо мерзкие тела, демонические. В чем привлекательная сторона этой гипотезы? Посредством ее удобно объяснить неодинаковость внешних условий жизни людей в этом мире. То, что различные восточ. учения пытаются объяснить посредством учения о карме и т. п., Ориген объясняет изначальным падением, к-рое в его учении отождествляется с понятием первородного греха. Это учение разделяли нек-рые ранние отцы Церкви, напр, св. Памфил и св. Мефодий Патарский, находившиеся под сильным влиянием неоплатонистской философии. В новое время это учение было взято на вооружение нек-рыми протестант. теологами. Нетрудно увидеть противоречие этого учения со Свщ. Писанием, с основными принципами христиан. догматики. Во-1-х, это учение противоречит Свщ. Писанию, согласно к-рому грех вошел в мир преступлением Адама. Фактически для грехопадения прародителей в системе Оригена не остается места. Во-2-х, это учение не способно удовлетворительно объяснить факт Боговоплощения. Если посылание в тела есть наказание, почему Господь Иисус Христос, будучи безгрешен, тем не менее воплотился? Кроме того, эта гипотеза Оригена связана с учением о всеобщем восстановлении (apokatastasis ton panton), согласно к-рому все души в конце концов вернутся в свое первонач. состояние. Таким образом, учение Оригена не оставляет места для искупительного подвига Спасителя, обесценивая значение крестной Жертвы.

В середине 6 в. учение Оригена было осуждено Церковью. Поводом для этого стали оригенистские споры, начавшиеся в среде палестинского монашества, где имели место столкновения 2х партий. С одной стороны, это были монахи, придерживавшиеся строго ортодоксального учения - последователи Свщ. Саввы Освященного, с другой - их оппоненты-оригенисты, к-рых возглавлял авва Нонн. Последних называли "протоктистами" или "исохристами". "Протоктисты" буквально означает "сотворенные от начала", т. е. считавшие, что души всех людей сотворены от начала, сразу все вместе и в одинаковом состоянии. "Исохристами" они назывались потому, что разделяли учение о том, что вследствие спасения, т. е. восстановления в первоначальном состоянии, каждая душа полностью уподобится Христу, станет равной Ему по достоинству и будет обладать едва ли не Божеств. способностями.

Имп. Юстиниан Великий в 551 г написал произведение, известное как "Послание к Мине" (Мина - патриарх Константинопольский), в к-ром он дал разбор и критику оригенистской космологии и антропологии и сформулировал ряд анафематизмов, в частности, такой: "Если кто говорит или придерживается мнения, что человеч. души предсуществуют, будучи как бы идеями, или священными силами, что они отпали от Божеств. созерцания и обратились к худшему, и вследствие этого лишилисьБожеств. любви и потому названы душами, и для наказания посланы в тела, - тот да будет анафема". Через 2 года, в 553 г, V Вселенский Собор фактически ратифицировал "Послание к Мине". Собором было исповедно правосл. учение о происхождение человеч. души: "Церковь, наученная Божеств. Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена". Таким образом, учение о предсуществовании душ было осуждено Правосл. Церковью как ересь.