Верование древней Церкви в Божеств. достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом

Один из древнейших памятников святоотеческой литературы - послания свщмч. Игнатия Богоносца, датируемые примерно 107 г. В послании к Римлянам, в 6 главе Свщмч. Игнатий пишет: "Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Господа желаю, Сына истинного Бога и Отца Иисуса Христа - Его ищу", т. е. прямо называет Иисуса Христа Богом.

Не только у древних христиан. писателей есть свидетельства о том, что древние христиане чтили Христа именно как Бога. Такие свидетельства имеются и у языческих авторов. Напр, в письме Плиния младшего (к-рый был проконсулом в Вифинии) к имп. Траяну (не позже 117 г). В этом письме ставится вопрос о том, как проконсулу вести себя по отношению к местным христианам, т.к. при Траяне были гонения на христиан.

Описывая жизнь христиан, Плиний говорит, что они имеют обычай собираться на рассвете вместе и поют гимны Христу как Богу. То, что христиане уже тогда почитали Христа именно как Бога, а не просто как пророка или выдающегося человека, было известно и язычникам. Об этом же свидетельствуют и более поздние языческие авторы, к-рые полемизировали с христианством, такие как Келье, Порфирий и др.

Б.23. В.1. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОТКРОВЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ СВЯТОГО ДУХА И ЕГО РАВЕНСТВЕ С ОТЦОМ И СЫНОМ. ОСНОВНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ БОЖЕСТВ. ДОСТОИНСТВА ДУХА И ЕГО РАВЕНСТВА С ОТЦОМ И СЫНОМ