Государственное управление в чрезвычайных ситуациях

 

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. Основными задачами РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемыхдля предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (резервы финансов и материальных ресурсов);

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объекто­вый.

Территориальные подсистемы РСЧСсоздаются в субъектах РФ для предуп­реждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соот­ветствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования террито­риальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, ут­верждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧСсоздаются федеральными органами ис­полнительной власти для организации работы по защите населения и террито­рий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных под­систем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителя­ми соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласова­нию с МЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повсед-невного управления; силы и средства; системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

· на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

· на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

· на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);

· на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);

· на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций.

Органы управленияпо делам гражданской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС):

на федеральном уровне — МЧС России; на региональном — региональные центры; на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
и местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах
местного самоуправления (ОУ ГОЧС); на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения орга­низаций.

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют: силы и средства федеральных органов исполнительной власти; силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ; силы и средства органов местного самоуправления; силы и средства организаций. Все эти силы подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации ЧС.