Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Св. отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.

Напр, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Нек-рые усматривают аналогию в устроении человеч. ума (свт. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты): "Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа".

Но все эти аналогии явл-ся весьма несовершенными. Если возьмем 1-ю аналогию - солнце, исходящие лучи и тепло, - то эта аналогия предполагает нек-рый временный процесс. Если мы возьмем 2-ю аналогию - источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеч. ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

Свт. Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, т.к. "один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен". "И в многоцветности открывается единый лик - нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".

Недостатком этой аналогии явл-ся то, что цвета спектра не есть самостоят. личности. В целом для святоотеч. богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.

Примером такого отношения может служить 31-е Слово свт. Григория Богослова: "Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях (Писания...)"

Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата, все образы, заимствованные из тварного мира, явл-ся весьма несовершенными.