Истинность наших представлений о Боге

К этому вопросу существуют 2 подхода: 1-й более характерен для запад. богословия. Запад. схоластика исходят из того, что Бог - существо абсолютно трансцендентное миру, и человек не может иметь никакого объективного, достоверного знания о Божеств. естестве, т. е. все представления наши о Боге, все имена Божий, к-рыми мы оперируем, суть только наши эмоции и обусловленные этими эмоциями рациональные представления, возникающие у человека в процессе религиозной жизни. Никакого соответствия между нашими представлениями и самой Божеств. природой нет, т. е. имена - это только форма нашего конечного мышления о трансцендентном Существе, и они не заключают в себе ничего соответствующего самому Его существу. Близкие к этому взгляды высказывали Абеляр, Фома Аквинский, Дуне Скотт, а в Византии Варлаам Калабрийский и его последователь Акиндин.

Вопрос о достоверности наших представлений о Боге - это вопрос не теоретический. Прежде всего, это вопрос веры или, точнее сказать, вопрос доверия. С одной стороны, доверия Св. Писанию и, с другой, доверия дух. опыту Церкви, опыту святых. Св. Писание говорит, что свойства и имена Божии это не просто некие фикции, к-рые возникают в нашем уме, но что за ними стоит нек-рая объективная реальность. Так, ап. Павел в Рим. 1, 20 говорит, что "присносущная сила Его и Божество от сотворения мира через рассмотрение творений видимы". Уже это должно убедить нас в том, что через рассмотрение творений можно составить некое объективное знание о Божеств. естестве.

Кроме того, в Св. Писании о многих именах и свойствах Божиих мы узнаем из уст Самого Бога и странно было бы предположить, что Божество зачем-то вводит нас в заблуждение. Напр, в Лев. 19, 2: "Аз есмь свет". Бог усвояет Себе имя "Свет". Господь Иисус Христос говорит (Ин. 3, 16), что Бог возлюбил мир, что Богу присуща любовь.

Поэтому правосл. богословие в соответствии с дух. опытом подвижников Правосл. Церкви исходит из того, что свойства или имена Божий, суть действительные свойства, существенно и действительно существующие в Самом Боге, независимо ни от нашей мысли, ни от Его откровения в мире. Конечно, наши представления очень несовершенны. Ап. Павел говорит, что "мы видим гадательно, как бы сквозь тусклое стекло". Наши представления о Боге можно уподобить теням, к-рые отбрасывают предметы, насколько тень от предмета не соответствует самому предмету, настолько наше представление о Боге соответствует его существу, т. е. наше представление несовершенно и достаточно условно, но тем не менее этого знания нам вполне достаточно для достижения спасения.

Василий Великий (I книга "Против Евномия", ч. III. 31,1846) говорит: "Имена (имеются в виду имена Божии), взятые в собственном значении каждого, составляют понятие, конечно, темное и весьма скудное в сравнении с целым, но для нас достаточное".

Несколько слов о методике изложения учения о свойствах Божиих. В большинстве пособий используется след. схема изложения: сначала говорится о существе Божием, потом говорится о силах существа Божия, т. е. разуме, воле и чувствах. И уже соответственно разуму, воле и чувству группируются различные свойства Божеств. Существа.

Представляется, что такая схема явл-ся слишком схоластичной, и она не способствует правильному пониманию свойств существа Божия. Поскольку, как уже было сказано, само различие в Боге между сущностью и свойствами условно, введение дополнительного промежуточного звена между свойством и существом в виде дух. сил Божиих только осложняет изучение Божеств. свойств. Поэтому лучше убрать это промежуточное звено и относить Божеств. свойства непосредственно к Божеств. естеству.

К тому же, существуют такие Божеств. имена, к-рые невозможно отнести ни к разуму, ни к воле, ни к чувствам. В самом деле, напр, куда отнести такие божеств. имена, как "Свет", "Жизнь", "Красота", "Правда". Без явных натяжек вписать их в вышеуказанную схему представляется весьма затруднительным.