Естественное богопознание (естественное Откровение)

Для христианина, к-рый верует в то, что весь мир сотворен творческим Божественным Словом, вселенная открывается как Откровение вечных божеств. идей. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. Это есть не что иное как естественная реакция человеч. души, к-рая, по словам Тертуллиана, по природе своей явл-ся "христианкой".

В Св. Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. Напр, Пс. 18, 2: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь"; Прем. 13, 1-2: "подлинно суетны по природе все люди, у к-рых не было ведения о Боге, к-рые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника"; Рим. 1, 20: "вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы".

Св. Иоанн Дамаскин в 1-й книге "Точного изложения Правосл. веры" говорит: "и самое создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества" "... и самый состав, сохранение и управление тварей показывает нам, что есть Бог, К-рый все это сотворил, содержит и обо всем промышляет".

Свт. Василий Великий в 1-й беседе на Шестоднев утверждает, что "не познать Творца из созерцания мира - ничего не видеть в ясный полдень". Такое познание Бога через рассматривание творений называется путем космологического умозаключения, когда человек через созерцание и познание тварного космоса восходит к уразумению того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя.

Но человек может прийти к выводу о существовании Бога не только через изучение природы. Это можно сделать также и через познание самого себя. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что "познание в том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого"...

Все 3 основных силы человеч. души свидетельствуют нам о существовании Бога.

Уму человеческому явл-ся прирожденной мысль о Существе совершеннейшем и бесконечном. Что касается воли - то это голос совести в человеке и нравственный закон, к-рый ощущает в себе человек. В области сердечной жизни, или в чувствах - это врожденное стремление к блаженству.

Причем, здравый ум и нравственный закон говорят человеку, что блаженство может быть только следствием добродетельной жизни, в то время, как грешники достойны осуждения.

Свт. Василий Великий в своем толковании на слова книги Второзакония (Втор. 15, 9) "Внемли себе"... говорит (Творения ч. 4 Сер. Лв, 1892, с. 43): "Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя".

Кроме этих 2 путей, т. е. космологического умозаключения и самопознания, можно указать еще один путь - это изучение человеч. истории. Изучение истории народов и гос-в также свидетельствует, что в истории действует Божеств. Промысл, к-рый управляет историч. процессом.

Но естественное богопознание и естественное откровение представляют собой лишь начальный и весьма ограниченный способ богопознания. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной.

Кроме того, после грехопадения естественное богопознание отягощено еще и тем, что отношения между человеком и окружающим его миром исказились, и человек далеко не всегда созерцает в мире красоту и гармонию, к тому же и сами познавательные способности человека после грехопадения ослабели и помрачились.

Следующей после естественного откровения ступенью богопознания явл-ся познание из Св. Писания и творений св. отцов. Этот вид богопознания занимает промежуточное положение между познанием естественным и познанием сверхъестественным.

По своему источнику - это сверхъестественное знание, потому что Св. Писание есть Слово Божие, но по способу усвоения оно явл-ся естественным, и следовательно, ведение, к-рое мы приобретаем через изучение Св. Писания или творений св. отцов остается естественным и ограниченным. Из Св. Писания мы приобретаем знания о Боге, но знание о Боге и знание Бога вещи далеко не однозначные.

Прп. Симеон Новый Богослов обличает тех, "к-рые говорят и думают, что знают Сущую Истину, Самого Бога, из внешней мудрости и из письмен изучаемых, и что сими средствами они стяжевают познание сокровенных тайн Божиих, к-рые открываются только Духом".