Б.11. В.1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ. ХАРАКТЕР И ГРАНИЦЫ. ЕВНОМИАНСКАЯ ДОКТРИНА

Существует большое количество различных отраслей знания, наименование к-рых включают в себя слова "знание" или "ведение": языкознание, правоведение и т. д.

Богопознание или боговедение не может быть поставлено с этими областями знания в один ряд, т.к. знать нечто в какой-либо науке, быть специалистом - это означает, прежде всего, владеть в совершенстве информацией по тому или другому вопросу.

Но в богословии все совсем не так. Согласно Св. Писанию знать - значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться. Поэтому Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни.

"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17,3).

Согласно Св. Писанию цель жизни человека и есть богопознание, к-рое достигается через богообщение. Ап. Павел (Деян. 17, 26-28) говорит, что Бог: "От одной крови ...произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем"...

Нет необходимости доказывать, что богопознание не есть однократный акт, а процесс, причем процесс, к-рый предполагает не только движение мысли, но прежде всего изменение образа жизни. Богопознание невозможно без Божеств. Откровения.

Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божеств. Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения явл-ся богопознание.

О том, как соотносятся между собой естественное богопознание и богопознание откровенное, сверхъестественное, хорошо говорит прп. Феодор Студит (Слово умозрительное, гл. 9-10. Добротолюбие, 1992, т. 3, с. 349 ): "Из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, к-рое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами...

А сверхъестественное знание есть то, к-рое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в к-ром познаваемое сравнительно превышает ум... Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божеств. любовью".