Полнота новозаветного Откровения и развитие догматич. науки

Божеств. Откровение есть "то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его".

Из Божеств. Откровения почерпается все учение Правосл. Церкви. И Откровение Божественное - это не есть однократный акт, а процесс. В Ветхом Завете Бог постепенно открывал людям нек-рое знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества.

В Нов Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа. Ап. Павел так и начинает свое послание к Евреям (Евр. 1, 1-2): "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне...", т.е. Христос открыл нам все необходимое для спасения. В Ветхом Завете Откровение носило фрагментарный характер, т.к. каждый автор Свящ. Книг, каждый из пророков сообщал только нек-рую грань знания о Боге, к-рая ему лично открылась. Это знание было опосредованным, т.к. каждый из пророков говорил о том, что он, как человек, знает о Боге.

Во Христе мы имеем завершение Откровения, во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, т.к. Христос - это не просто тот, кто что-то знает о Боге, а Сам Бог. Здесь уже не люди свидетельствуют о своем опыте, а Сам Бог открывает истину о Себе. Поэтому во Христе мы имеем полноту Божеств. Откровения.

Свящ. Писание прямо говорит, что Господь Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины, по крайней мере, ту полноту, к-рую человек способен вместить. В Евангелии от Иоанна (Ин. 15, 15) говорится, что Господь возвестил ученикам "...все, что слышал от Отца..."

Из этого же Евангелия мы знаем, что Святой Дух, сошедший на учеников в День Пятидесятницы, никакого нового откровения, никакого нового учения не принес, Он только напомнил ученикам то, чему учил Христос. Сам Господь во время прощальной беседы с учениками говорит о Св. Духе, что он "...от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16, 14). По толкованию большинства эгзегетов "От Моего возьмет" - означает: "возьмет от Моего учения".

Вся эта полнота истины сохраняется в Христовой Церкви. Свщмч. Ириней Лионский говорит:

"Апостолы как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам".

В Свщ. Писании также говорится, что апостолы всю полноту истины, полученную от Христа, возвестили Церкви (Деян. 20, 27), они возвещали Церкви "Всю Волю Божию", а не только некую часть ее.

Именно в силу полноты Новозаветного Откровения, к-рое подтверждается тождественностью опыта святых всех эпох и всех народов, никаких новых откровений, никаких новых вероучительных истин, никаких новых заветов быть не может, и поэтому любые подобного рода явления попадают под анафему ап. Павла (Гал. 1, 8): "... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема".