Великий вход

В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Это название он получил по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для к-рой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.

Молитвенное поминовение членов Церкви, совершаемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.

Подойдя к жертвеннику, свящ-к и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, после чего свящ-к заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор.

Затем, взяв кадило, свящ-к кадит Честные Дары, молясь тайно: "Боже, очисти мя, грешнаго" (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону.

Диакон, приняв кадило, произносит: "Возми, владыко".

Свящ-к, взяв воздух, к-рым покрыты дискос и потир, кладет его на левое плечо диакона, говоря при этом: "Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа".

Диакон, держа кадило за кольцо одним пальцем правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.

Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень лба и отходит на солею северными дверями.

Свящ-к, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если свящ-к служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос - в левой, возложив себе на левое плечо воздух).

Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, к-рые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.

В этот торжеств. момент диакон громко возглашает: "Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патр. Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек епарх. архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епарх. архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, опускается на одно колено, держа дискос около головы.

Свящ-к: "Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Хор отвечает "Аминь" и поет 2-ю часть Херувим. песни: "Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

1. Шедевр правосл. церковного певческого искусства "Иже Херувимы…" по-русски звучит след. образом: «Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа - трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Господа Иисуса Христа, шествующего "под образом Честных Даров"), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами.

2. В Великий четверг на литургии Василия Великого вместо Херувим. Песни поется: "Вечери Твоея Тайныя днесь…".

3. В Великую субботу на литургии Василия Великого вместо Херувим. Песни поется: "Да молчит всякая плоть человеча…".

После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя.

По возгласе на солее свящ-к входит в алтарь, и диакон говорит ему: "Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем".

Свящ-к отвечает: "Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Эти поминовения должны произноситься тихо, "елико точию друг другу слышати", а не громогласно и не всеми присутствующими в алтаре и на клиросе, как теперь часто принято. Такое громогласие особенно неуместно в Великую субботу.

Произнося эти слова, свящ-к ставит потир на престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, ставит его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари:

"Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханьми), во гробе нове, покрыв, положи".

"Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный".

"Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения".

После передачи дискоса свящ-ку диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата и завесу их и становится с правой стороны престола.

После прочтения тропарей свящ-к снимает покровцы с дискоса и потира и кладет их по обеим сторонам престола.

Если свящ-к служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: "Благообразный Иосиф…", "Во гробе плотски…", "Яко Живоносец…".

Далее свящ-к берет с плеча диакона (или со своего плеча) воздух, обвивает им кадильницу, к-рую держит диакон (или прислужник), покрывает воздухом дискос и потир и произносит: "Благообразный Иосиф…".

Затем свящ-к трижды кадит Честные Дары, говоря: "Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы".

Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляют на престоле на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях "Благообразный Иосиф…", "Во гробе плотски…", "Яко Живоносец…" воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, к-рое в это время совершает свящ-к, призвано быть воспоминанием тех благоуханий, с к-рыми было положено Тело Спасителя во гроб.

Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытие завесы - стражу, поставленную у двери Гроба Господня.

Воздух, к-рым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня.

Отдавая кадильницу диакону (или прислужнику) и приклонив главу, свящ-к испрашивает у диакона молитв о себе: "Помяни мя, брате и сослужителю".

Диакон, взяв кадильницу, отвечает: "Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем".

Затем диакон отдает кадильницу прислуживающему в алтаре, наклонив голову и держа, как обычно, орарь 3мя пальцами, он просит молитв свящ-ка: "Помолися о мне, владыко святый".

Молясь друг о друге, они призывают себе в помощь силу и действие Святого Духа.

Свящ-к: "Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя".

Диакон: "Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый".

Свящ-к, благословляя, говорит ему: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон отвечает: "Аминь" и целует благословляющую руку свящ-ка. Если свящ-к служит без диакона, это поминовение опускается.

Так заканчивается великий вход.