Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь

По раскрытии антиминса и по окончании ектении об оглашенных начинается основная часть службы - литургия верных. В это время диакон в малой ектении вновь обращается к верным, напоминая выполнить необходимое для дальнейшего участия в богослужении условно - примирение друг с другом. "Елицы вернии, паки и паки миром (в мире) Господу помолимся…".

Свящ-к читает тайно 1-ю молитву верных, вознося Богу благодарение за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит Его благодатной помощи достойно совершить святую службу сию с чистой совестью.

На литургии Иоанна Златоуста:

На литургии Василия Великого:

"Благодарим Тя, Господи Боже сил…".

"Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасение таинство…".

Диакон от лица верных произносит: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Премудрость".

Свящ-к, заканчивая 1-ю молитву верных, возглашает: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Диакон вновь произносит: "Паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О святом храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Свящ-к во время 2-й ектении тайно читает 2-ю молитву верных, повторяя в ней прошения 1-й молитвы, и просит Господа даровать верным преуспевание в доброй жизни, дух. вразумление и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн для стяжания вечной жизни.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:

"Паки и многажды Тебе припадаем и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче…" "Боже, посетивый в милости и щедротах смирение наше…" (Если свящ-к служит без диакона, то он произносит только 1-е прошение: "Паки и паки…" и последнее: "Заступи, спаси, помилуй…", тайно читая 2-ю молитву верных).

Диакон: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон произносит: "Премудрость", благоговейно поклоняется и входит в алтарь северной дверью.

Свящ-к по окончании 2-й молитвы верных возглашает: "Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор отвечает "Аминь" и поет Херувим. песнь "Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение".

Во время возглашения свящ-ка "Яко да под державою Твоею…" отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на каждение благословение от предстоятеля, кадит, читая про себя 50 пс, престол с 4-х сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит свящ-ка и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит хоры и молящихся. Окончив каждение, он становится рядом со свящ-ком, молящимся пред престолом.

Это каждение, совершаемое диаконом во время пения Херувим. песни, выражает молитвенное стремление верующих к Богу и желание их принять благодать Святаго Духа.

Свящ-к во время каждения читает тайно молитву Херувим. песни (она - одна и та же для обеих литургий), в к-рой, сознавая все свое недостоинство, просит Господа соделать его достойным священнодействия, причем исповедует, что он, свящ-к, есть лишь видимое орудие, чрез к-рое невидимо тайно действует Сам Господь Иисус Христос: "Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми…".

По окончании чтения свящ-ком этой молитвы, а диаконом - каждения оба они со умилением трижды вполголоса читают Херувим. песнь, молясь об отрешении от житейских попечений. (В Великий четверг читают "Вечери Твоея Тайныя…", а в Великую субботу - "Да молчит всякая плоть человеча…").

Свящ-к, молясь, произносит: "Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение".

Диакон: "Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

И, совершая крестное знамение, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом.

Во время чтения Херувим. песни свящ-к возвышает руки кверху, а диакон держит орарь в поднятой руке так же, как и при чтении ектений. Затем свящ-к целует антиминс, а диакон - престол, после чего оба отходят к жертвеннику: свящ-к - непосредственно налево, а диакон чрез горнее место.