Чинопоследование великой вечерни
Великая вечерня частично изложена в 7 главе Типикона, к-рая имеет след. надпись: "…во дни недельные, идеже всенощные не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время".
Порядок же вечернего входа изложен во 2 главе Типикона. Отпуст вечерни изложен в 7 главе Типикона и в Служебнике.
Начинается великая вечерня таким же порядком, как и вечерня вседневная, т.е. в начале читается 9 час. По прочтении его свящ-к отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: "Благословен Бог наш…".
Чтец: "Аминь. Приидите поклонимся" (трижды) и далее читает 103 пс.
Свящ-к в это время перед святыми вратами читает светильничные молитвы.
После великой ектении "Миром Господу помолимся" поется "Блажен муж" – 1-й антифон, т.е. 1-я "Слава" 1-й кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся 1-я кафизма, на к-рой после каждой "Славы" перед царскими вратами производится малая ектения.
Пение антифона "Блажен муж" по содержанию своему и форме отличается торжественностью. Поэтому он "не полагается" в дни, когда нет полиелея (торжественного пения "Хвалите имя Господне") на утрене. ("Блажен муж" на вечерне как бы символически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с днями Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о содеянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспоминаются страдания Христа Спасителя.
После малой ектении хор поет пс. 140: "Господи, воззвах" и стихиры по Уставу. Во время пения "Господи, воззвах" диакон или свящ-к, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма.
По окончании пения стихир "И ныне" поется стихира, к-рая назыв-ся "Богородичной". На малой вечерне и вечерне вседневной поются обыкновенные Богородичные стихиры (не догматики) и содержат прославление Божией Матери. В пятницу и на бдении в неделю (т.е. под воскресенье) после стихир на "Господи, воззвах" поется Богородичен догматик текущего гласа.
Во время пения "И ныне" диакон отверзает царские врата, и совершается вход.
Сначала свящ-к вместе с диаконом прикладываются к св. престолу.
Затем диакон берет кадило и испрашивает на него благословение у служащего свящ-ка.
Свящ-к, благословляя кадило, с молитвой: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа", идет за диаконом от южной стороны престола через горнее место сев. дверью на солею. Перед ними предносится свеча, к-рая ставится справа от св. врат.
Диакон кадит икону Спасителя и Божией Матери и тихо произносит: "Господу помолимся".
Свящ-к останавливается против царских дверей и читает тайную молитву входа: "Вечер и заутра, и полудне…".
Диакон, покадив иконы и свящ-ка, и повернувшись к нему, берет перстами правой руки орарь и, указывая к востоку, говорит: "Благослови, Владыко, святый вход".
Свящ-к благословляет к востоку и произносит: "Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Диакон: "Аминь" - и кадит снова свящ-ка. Когда окончится пение догматика, диакон становится в царских вратах и, начертав кадилом крест, возглашает: "Премудрость, прости".
На клиросе поют: "Свете Тихий…".
Диакон входит в алтарь и кадит св. престол.
За ним входит в царские врата свящ-к, к-рый целует при этом находящиеся на св. вратах иконы Спасителя и Божией Матери.
Войдя в алтарь, диакон кадит престол и горнее место. Свящ-к же, целуя св. престол, идет на горнее место и становится по правую его сторону, обратившись лицом к западу.
Диакон, став на левой стороне св. престола, произносит: "Вонмем".
Свящ-к: "Мир всем".
Хор: "И Духови Твоему".
Диакон: "Премудрость, вонмем" - и затем произносит прокимен дня со стихами (см. Служебник, Часослов, Следованную Псалтирь), после чего царские врата закрываются.
Каждому дню недели соответствует свой особый прокимен. Во все воскресные дни в течение всего года поется один и тот же великий прокимен: "Господь воцарися, в лепоту облечеся" и далее 3 стиха. В Господские праздники вечером: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они приходятся на понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, поется особый великий прокимен. Если же эти праздники выпадут на субботу, то в субботу вечером поется прокимен: "Господь воцарися…", а великий прокимен праздника поется в самый день праздника в пятницу вечером (Типикон, последование 27 сентября).
На нек-рые праздники и памяти святых полагаются чтения паримий. Каждая паримия предваряется возгласом диакона: "Премудрость", а когда чтец скажет название чтения, напр: "Бытия чтения", диакон возглашает: "Вонмем", затем чтец читает паримии.
После прокимна, а если есть паримии, то после паримий, диакон через сев. дверь выходит из алтаря и произносит сугубую ектению: "Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем". Если нет диакона, то свящ-к эту ектению произносит в алтаре. Во время ектении свящ-к внутри алтаря стоит пред престолом и по окончании ектении произносит возглас: "Яко милостив и человеколюбец Бог еси…".
За возгласом читается молитва: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…". После чтения этой молитвы диакон произносит просит. ектению, начинающуюся словами: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Эта ектения явл-ся как бы продолжением предшествующего моления "Сподоби, Господи…".
Далее поются "стихиры на стиховне" с особыми стихами к ним, к-рые находятся наряду в службе.
Затем читается "Ныне отпущаеши" и Трисвятое по "Отче наш…".
После этого свящ-к произносит возглас: "Яко Твое есть царство…".
Хор отвечает: "Аминь" и поет тропарь праздника с Богородичным воскресным по гласу тропаря.
При пении тропаря открываются св. врата, и диакон выходит на солею и становится напротив образа Спасителя. По окончании пения тропарей он возглашает: "Премудрость".
Хор: "Благослови".
Свящ-к: "Сый благословен Христос Бог наш…".
Хор: "Аминь". "Утверди, Боже…".
Свящ-к: "Пресвятая Богородице, спаси нас".
Хор: "Честнейшую…".
Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже…".
Хор: "Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови".
Затем свящ-к делает отпуст, а хор поет многолетие: "Великого Господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патр. Московского и всея Руси…".
После отпуста священнослужители (свящ-к и диакон) входят в алтарь, царские врата закрываются и завеса задергивается.
Если только великая вечерня совершается вместе с утреней, то после пения тропарей диакон возглашает: "Премудрость".
Хор: "Благослови".
Свящ-к: "Сый благословен Христос Бог наш…".
Хор: "Аминь. Утверди, Боже…".
Свящ-к: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей Троице…".
Хор: "Аминь".
После этого сразу же чтением шестопсаломия начинается утреня.
На великой вечерне особенного внимания заслуживают те песнопения, к-рые не встречаются на вседневной вечерне. Поэтому необходимо указать как на историческую, так и на символическую сторону этих песнопений.
Так, напр, употребляемая 1-я кафизма на великой вечерне, т.е. пение "Блажен муж", встречается в памятнике 6 в, именно, в описании Синайской вечерни у свв. Иоанна и Софрония. У Никона Черногорца - (в Тактиконе 11 в) имеется рассказ Софрония и Иоанна Синайской вечерни конца 6 в. "Сказывал нам авва Иоанн и авва Софроний, - говорит автор данного известия,- пред святою неделю (воскресеньем) пошли мы к авве Нилу на гору Синайскую. Старец был вверху, на вершине горы. Так как мы пришли к вечерне, то он начал: "Слава Отцу" и проч., и после того как сказал: "Блажен муж" и "Господи, воззвах" без тропарей… со стороны слушателей задавали вопрос: "Почему авва Нил не сохраняет чина кафолической церкви, когда поет "Господи, воззвах" без тропарей". Из приведенного отрывка можно сделать заключение, что в состав вечерни 6 в. пение "Блажен муж" уже входило.
В этом псалме, т.е. "Блажен муж", по толкованию архиеп. Вениамина, и в 2х последующих прославляется обещанный всему миру Ходатай, Христос, Сын Божий.
Содержание этих псалмов следующее: "Вочеловечившееся Слово Божие есть един Блаженный Муж, к-рый греха не сотворил. Он есть древо жизни. Это древо нечестивых демонов возметает, как прах…".
Песнопения, посвященные Божией Матери, назыв-ся Богородичными. Богородичные многообразны. Из них особое богослов. значение имеют догматики. Стихира "Богородичен догматик" назыв-ся так, ибо происходит от греч. слова "догма", это значит "учение". В догматике содержится похвала Пресвятой Богородице и догматическое учение о Лице Иисуса Христа (христология), т.е. учение о воплощении Господа и соединении в одном Лице Его 2х природ - Божественной и человеческой.
Во время пения Богородичной стихиры совершается вечерний вход.
Вход со светильником и кадильницей означает приход Христа в мир для просвещения его: "Я есть свет миру" (Ин. 8, 12). Перед входом на вечерне отворяются царские врата, и свящ-к в предшествии свещеносца и диакона выходит боковыми, а не царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в образе раба, как тихий свет вечера, скрыв Божественную славу Свою. Открытие Царских врат и означает именно то, что рай Боговедения и Богообщения, закрытый преступлением и грехом Адама Ветхого, вновь отверзается пришествием на землю Адама Нового, воплотившегося Слова и Богочеловека. При этом входе, говорит Симеон Солунский, "иерей несет или благовоннейшее кадило, к-рое означает святую душу Христа и жизнь Его, или держит Евангелие, как бы Самого Господа, и с ним наклоняется в знак того, что Христос нисшел к нам. Потом он выпрамляется, показывая, что Христос и Сам восшел, и нас воздвиг с Собою. Это выражает он также или, творя крест кадильницею, словами: "Премудрость, прости", или же возвышением Евангелия".
При служении с диаконом впереди несут светильник, знаменующий свет Христов; за светильником следует диакон с кадильницею, изображающий как бы Предтечу, а за ним идет свящ-к "прост" (Типикон, 2 глава), т.е. прям, с опущенными вниз руками, знаменуя величие Христа, пришествие в мир Которого он в это время изображает. Во время входа свящ-к после тайного возглашения диакона "Господу помолимся" тайно читает молитву входа "Вечер и заутра, и полудне хвалим…". Что касается догматического смысла входа на вечерне, то к сказанному в тексте следует прибавить еще следующее: "Иисус Христос пришел в мир через Божию Матерь". Поэтому вполне уместно и необходимо пение Богородична при совершении этого действия. Что же касается истории символики входа, то следует различать вход на литургии и вход на вечерне, хотя возможно, что они восходят к общему корню. Общий первоначальный смысл входа есть 1-е вступление в алтарь. Лишь впоследствии вход отодвинулся от начала службы, но все же и в наше время находится близко к нему. Одно из древнейших, если не самое древнее упоминание входа на вечерне, есть 90 правило Трулльского Собора (7 в).
После пения Богородичной стихиры диакон возглашает: "Премудрость, прости".
"Здесь слово "Премудрость" означает Христа, - объясняет архиеп. Вениамин.
Слово "прости" означает в переводе "прямое" или "прямо" и имеет многоразличный и многообразный смысл. Непосредственно оно означает приглашение стоять благоговейно "прямо". Диакон перед свящ-ком именно изображает св. пророка Иоанна Предтечу".
Св. Герман объясняет это слово так: "Да возносим сердца наша вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем откровение благ".
Тропарем назыв-ся краткое молитвенное обращение к святому или же к памяти прославляемого церковью лица, день к-рого празднуется в связи с воспоминанием свящ. события. После тропаря следует Богородичен.
На воскресном всенощном бдении тропарь и Богородичен заменяются тропарем: "Богородице, Дево, радуйся". Основное содержание тропаря "Богородице, Дево, радуйся…" - евангельское, и состоит оно из соединения приветственных слов Архангела Гавриила и Елизаветы, обращенных к Божией Матери (Лк. 1, 28-42). Слова этого тропаря мы имеем в древнем списке литургии ап. Иакова. Позже, в 11 в, прибавляются слова: "Яко Спаса родила еси душ наших".
Пение тропаря "Богородице, Дево радуйся" на великой вечерне под воскресенье определяется след. правилами:
1) если на воскресенье не выпадает святой с бдением, то по "Ныне отпущаеши…" и "Отче наш…" поется тропарь: "Богородице, Дево, радуйся" (трижды) (Типикон, 2 и 4 главы);
2) если воскресенье совпадет с праздником святого с бдением, то поется "Богородице, Дево, радуйся" (дважды) и тропарь святому (единожды);
3) если служба святому с бдением совпадет со службой в будние дни, то поется тропарь святому (дважды) и "Богородице, Дево, радуйся" (единожды);
4) в Господские и Богородичные праздники в воскресенье пение "Богородице, Дево, радуйся" заменяется пением тропарей праздника;
5) в воскресенье, с которым совпадает предпразднество Преображения, Введения, Благовещения или же отдание Введения и Благовещения, "Богородице, Дево, радуйся" поется как в службу под воскресенье, т.е. если не выпадет память святому, к-рому полагается совершать бдение, а в остальных случаях, как при святом с бдением.
Если празднуется память 2х святых в будние дни, то поется тропарь 1-му святому, на "Слава" - тропарь 2-му святому и на "И ныне" - Богородичен по гласу 2-го тропаря.
Если в будние дни совершается празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря чтимого святого из 3-го приложения (т.е. воскресный Богородичен).