Служба святому с великим славословием
Накануне дней, в к-рые есть служба святому с великим славословием, вечерня совершается после 9 часа точно так же, как и во дни шестеричных святых.
Особенность в совершении службы заключается только в том, что по сравнению с шестеричной службой количество песнопений в минее для прославления празднуемого святого больше, и в том, что на этой вечерне поются нек-рые воскресные песнопения.
Стихиры на "Господи, воззвах" поются "на 6" и все из Минеи. "Слава" - святого из Минеи, "И ныне" - Богородичен воскресный по гласу "Славы".
В этом заключается 1-е отличие вечерни святых с великим славословием от вечерни шестеричной службы, когда Богородичен надо брать из того отдела Ирмологиона или дополнит. части Минеи, к-рый озаглавливается: "Богородичны осми гласов, поемые, егда есть "Слава" святому в Минее, "И ныне" по гласу сия", (2-е приложение)", а здесь - из того отдела, к-рый озаглавливается: "Богородичны Воскресны на осмь гласов" (1-е приложение).
Крестобогородичны в дни святых с великим славословием в состав богослужения не входят.
Если в этот день случится предпразднство иди попразднство, то на "Господи, воззвах" количество стихир праздника берется 3 и святого тоже 3. "Слава" - святого, "И ныне" - праздника.
Тропарь святого, "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря, к-рый берется из 3-го приложения Минеи. В 52 гл. Типикона сказано, что если в седмичные дни (не включая субботу и воскресенье) случится святой, к-рый имеет вход, или великое славословие, или полиелей, или бдение на вечерне по тропаре поем Богородичен воскресный по гласу тропаря святого.
Если с этим днем совпадает предпразднство или попразднство, то поется тропарь святого. "Слава, и ныне" - праздника (52 гл. Типикона).
Утреня начинается так же, как утреня при шестеричном святом. На "Бог Господь" поется тропарь святого (дважды). "Слава, и ныне" - воскресный Богородичен по гласу тропаря святого (52 гл. Типикона).
Если выпадает предпразднство или попразднство, то поется тропарь праздника (дважды). "Слава" - тропарь святого. "И ныне" - праздника.
После каждой кафизмы перед седальными произносится малая ектения (9 гл. Типикона). Седальны берутся из Минеи. Если же следует предпразднство или попразднство, то берутся седальны праздника.
О пении канонов в 43 гл. Типикона, напр 23 октября, содержится предписание точно такое же, какое 5 сентября при шестеричном святом, т.е. поются оба канона Октоиха. Следовательно, каждый на 4 и святого на 6. Здесь надо руководствоваться предписанием 11 гл. Типикона и дополнит. части Октоиха, п. 383, в к-ром разъясняется, как в разные дни поются оба канона Октоиха.
В дни шестеричных святых катавасию составляют ирмосы канона святого из Минеи, к-рые поются только по 3, 6, 8 и 9 песни. Здесь для катавасии назначаются или особые ирмосы, напр, 23 октября "Отверзу уста моя…", или во дни предпразднства или попразднства ирмосы праздничные. Катавасия поется после каждой песни.
По 3-й песни канона читается седален святого. Если случится предпразднство или попразднство, то, по указаниям 48 гл. Типикона (напр, 26 декабря) положено читать кондак праздника, икос и ипакои.
По 6-й песни канона - кондак святого и икос.
Относительно песни "Достойно есть…" в Часослове сказано: "Аще несть неделя, по ирмосе" поем по 9-й песни канона "Достойно есть…". "Аще же есть неделя или полиелей пет, по катавасии ектения". Итак, в воскресные дни и во все другие дни, в к-рые положен полиелей, "Достойно есть…" после канона не следует петь. Но, отсюда не надо делать такой вывод, что во всякое другое время "Достойно есть…" поется. В нек-рых последованиях к числу дней, в к-рые не следует петь "Достойно есть…", причисляются предпразднство и попразднство, а также все те дни, в к-рые после каждой песни канона полагается особая катавасия. Во время совершения службы святому с великим славословием катавасия положена после каждой песни.
По 9-й песни канона положен светилен святого (дважды). "Слава, и ныне" - Богородичен.
Если случится предпразднство или попразднство, то светилен праздника (трижды).
Стихиры на хвалитех есть у всех святых с великим славословием: "Так, напр, 23 сентября положены "стихиры на хвалитех" на 4, "Слава, и ныне" – Богородичен минеи. В дни предпразднства или попразднства положены 4 стихиры, "Слава" - святому, "И ныне" - праздника".
У святых с великим славословием нет "стихир на стиховне" и самая утреня оканчивается иначе, чем при святых, не имеющих праздничного знака, и святых, поемых на 6, а именно: когда закончится последнее песнопение хвалитных стихир на "И ныне" (во время к-рого диакон отверзает царские врата), тогда свящ-к возглашает: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Хор поет великое славословие: "Слава в вышних Богу…". Затем, как указано в Служебнике и Часослове, поется тропарь святого, "Слава, и ныне" - воскресный Богородичен по гласу тропаря святого.
Если случится предпразднство или попразднство, то поется тропарь праздника. "Слава" - святого, "И ныне" - праздника.
После тропарей диакон произносит ектении: "Помилуй нас, Боже…" и "Исполним утреннюю молитву…" Затем: "Премудрость".
Хор: "Благослови".
Свящ-к: "Сый благословен…".
Хор: "Аминь". "Утверди, Боже…".
Свящ-к: "Пресвятая Богородице, спаси нас".
Хор: "Честнейшую херувим…".
Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже…".
Хор: "Слава, и ныне". "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови".
Свящ-к творит отпуст. Отпуст произносится при открытых царских вратах, к-рые после этого затворяются и закрываются завесой.
Хор - многолетие, после чего совершается час 1-й; оканчивается служба в этом случае малым отпустом.