Использование определений понятий в процессе обучения

Определение через род и видовое отличие и номинальное оп­ределение широко используются в процессе обучения. Приве­дем ряд примеров, взятых из школьных учебников. К определе­ниям через ближайший род и видовое отличие можно отнести следующие: “Высшая нервная деятельность - это совокупность множества взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга”; “Наследственностью называют общее свойство всех организмов сохранять и передавать признаки стро­ения и функций от предков к потомству”. В учебниках по неор­ганическойхимии содержится много номинальных определений понятий, например: “Удержание углем и другими твердыми ве­ществами на своей поверхности частиц газа или растворенного вещества называется адсорбцией”. В учебниках физики мень­ше реальных определений через род и видовое отличие и боль­ше номинальных, например: “Температуру, при которой вещест­во плавится, называют температурой плавления вещества”. В учебниках физики для 7 класса даны номинальные определе­ния следующим понятиям: “теплопередача”, “температура отвер­девания (или кристаллизации)”, “удельная теплота плавления”, “ис­парение”, “конденсация”, “температура кипения”, “удельная теплота парообразования”, “сила тока”, “электрическая сила” и многим другим. Имеются там и реальные определения. В учеб­никах географии, наоборот, преимущественное место занимают реальные определения через род и видовое отличие. Например: “Минерал - природное образование (тело), однородное по хими­ческому составу и физическим свойствам”. Много определений в учебниках математики, русского языка, истории, литературы. Оп­ределение понятий - один из важных и распространенных спосо­бов передачи информации в концентрированном виде.

Учитель, овладевая методикой преподавания своего предмета, должен в первую очередь организовать работу с основными, опорными понятиями и законами, уметь выделить главное в обу­чении. Повышению теоретического уровня преподавания спо­собствует четкое выделение основных понятий.

 

В преподавании, должна проводиться целенаправленная работа по формированию основных и опорных понятий: надо не только отрабатывать признаки понятий, но и органично увязывать их содержание с современностью, с практикой, в противном случае может возникнуть формализм в знаниях учащихся.

Четкое определение понятия “культура” поможет устранить недостаток в знаниях учащихся, состоящий в том, что они редко относят развитие орудий труда, техники к достижениям культуры, ограничивая свои представления памятниками зодчества, скульптуры, книгопечатания, прикладного искусства, т. е. недостаточно глубоко изучают достижения материальной культуры. Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного - культуру принято делить на материальную и духовную, поэтому учителя должны более четко раскрывать содержание понятий “материальная культура” и “духовная культура” и на ихбазе формировать более широкое понятие “культура”.

В целом перед учителями стоят такие задачи: добиваться от учащихся усвоения основных понятий курса, выработки цельной системы раскрытия важнейших понятий школьных предметов, поэтапного расширения их объема и усложнения их структуры. Таков путь усвоения основных, опорных понятий, изучаемых в школьных курсах.