Новая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г.

Значительное влияние на первоначальную редакцию Конституции 1994 года оказал официальный проект Конституции Российской Федерации 1993 года[2]. Так, значительными полномочиями государственной власти наделялся Верховный Совет Республики Беларусь. Среди прочих его прав устанавливалось: принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судов республики, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты РБ, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины РБ а также объявление войны и заключение мира. Отдельной главы о правительстве (Кабинете Министров) Конституция не содержала, его деят-ть регулировалась ст 106-108, помещенными в главу о Президенте. Отдельной главой регулир деят-ть Конституц Суда РБ (статьи 125-132).

 

 

60. Референдумы по внесению дополнений и изменений в Конституцию РБ.

Действие Конституции РБ и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона. В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан РБ, обладающих избирательным правом.

В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I "Основы конституционного строя", II "Личность, об-во, гос-во", IV "Президент, Парламент, Правит-во, Суд" и VIII "Действие Конституции РБ и порядок ее измен" могут быть изменены только путем референдума.

 

Первые изменения и дополнения в Конституцию РБ были внесены в ре-те проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона.

За проект, предложенный Президентом РБ А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании ре-тов референдума Конст-ия была принята в новой редакции.

Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правит-вом, расширены некоторые права и свободы.

Внесение изменений в Основной З-н позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы гос-ва в интересах белорусского народа.

Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового гос-ва.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции РБ, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента РБ не более двух сроков.

Согласно данным Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом голосовании приняли участие 89,3% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 74,3% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.

 

 

61 Судебно-правовая реформа Беларуси на современном этапе.

23 апреля 1992г. Верховным Советом РБ была одобрена концепция судебно-правовой реформы, определяющая долгосрочную программу преобразования и дальнейшего развития судебных и правоохранительных органов. Устанавливалось, что целями судебно-правовой реформы являются след:

¥ создание системы юстиций способны обеспеч функционир правового гос-ва.

¥ утвержд самостоят и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан, действенности законов;

¥ воплощение в зак-ве демократических принципов организации и деят-ти правоохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекоменд юр науки.

Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов. Первый посвящён обоснованию причин проведения реформы. Во втором-восьмом разделах соответственно изложены перспективы развития и реформирования: суд власти и суд системы; предварит расследования; прокурорского надзора; Минюстиции и его органов на местах; органов адвокатуры; органов внутренних дел и гос безопасности; общественных формирований юристов. Девятый раздел посвящён вопросам реформирования зак-ва. Десятый – этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы. В концепции были намечены этапы реализации реформы:

Áподготовительный, кот должен был осуществлять мероприятия, связанные с изменением зак-ва. В настоящ время действуют правов нормы, кот планиров в концепции: все гражданские дела по 1-ой инстанции рассматрив судьями единолично многие уголовные дела. Усилена от-ть участников процесса за неявку без уважит причины в суд и органы предварит следствия. Разреш частно-нотариальная практика и т.д.

Подготовительный этап включ в себя не только измен зак-ва, но решает и организац вопросы: - выработка оптимальных норм нагрузки сотрудников правоохранит органов, их материально-техническое обеспечение. - улучш подготовки юр кадров.

ÁПереходный предусматр реализацию мероприятий реформы и завершение организационных мероприятий по созданию новой юстиции.

Планировалось: Ввести суд присяжных для рассмотр некот уголовных дел; образовать суды аппиляционной инстанции для проверки не вступивших в зак силу; установить четырехзвенную судебную систему с введением мировых и окружных судов; создать самостоят следственный комитет.

Á на завершающем этапе должны быть реализованы все цели реформы, т.е. сформирована более демократичная и совершенная система юстиций, кот будет действовать на основе нового зак-ва.

Большинство заложенных концепцией идей претворено в жизнь. Часть находится в процессе реализации. От некоторых отказались. Многие положения концепции пересмотрены и переосмыслены. Современная позиция гос-ва по поводу правового совершенствования организации и деят-ти судов и правоохранит органов изложена в концепции совершенствования зак-ва РБ, утверждённой Указом Президента РБ от 10 апреля 2002г №205, а также в ряде др НПА.