Рассмотрение дел об оспаривании решений и действий (бездействия) публичных органов и должностных лиц
Правила судебного производства по этим делам устанавливаются главой 25 ГПК.
В настоящее время в порядке гражданского судопроизводства можно оспорить виды дел из этой категории, в результате которых:
· Нарушены права и свободы гражданина;
· Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
· На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Решение, действие (бездействие) органа власти или должностного лица могут быть обжалованы в судебном порядке гражданином или организацией, если они считают, что нарушены их права и свободы. Для данного вида дел предусматривается смешанная подведомственность, то есть заинтересованное лицо может обратиться с жалобой непосредственно в суд или к вышестоящим органам власти и должностным лицам.
Заявление подается в компетентный суд по правилам родовой подсудности установленной ГПК. Территориальная подсудность этих дел – альтернативная, то есть заявление можно подать как в суд по месту жительства гражданина, так и по месту нахождения органа власти или должностного лица, действия которого оспариваются. Для некоторых видов этой категории дел устанавливаются правила исключительной подсудности. Отказ в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, рассматривается в соответствующем верховном, краевом, областном или суде других субъектов РФ по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. Например, если отказ в выезде за пределы РФ лицу, проживающему в г. Новосибирске, последовал в г. Москва, то дело будет рассматриваться в суде общей юрисдикции г. Москвы. Заявления военнослужащих оспаривающего решение, действие (бездействие) военного органа управления или командира части, подается в военный суд.
Если при оспаривании нормативного акта подача заявления не приостанавливает его действия, то при оспаривании решений, действия (бездействия) органов власти и должностных лиц суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления решения суда в законную силу.
С заявлением в суд заинтересованное лицо может обратиться в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии заявления, но суд в предварительном или судебном заседании может выяснить причины пропуска срока и по этим основаниям отказать в удовлетворении заявления. Заявление об обжаловании решений, действия (бездействия) органов власти и должностных лиц рассматривается в судебном заседании в течение десяти дней с участием заявителя, руководителей или представителей органа власти, должностного лица, решения, действия (бездействие) которого оспариваются. Верховный суд РФ рассматривает такие заявления в течение месяца. Неявка кого-либо из указанных и надлежащим образом извещенных лиц, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суд, признав заявление обоснованным, выносит решение, обязывающее орган власти или должностное лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к их осуществлению. Решение суда направляется в соответствующий орган или должностному лицу, решение, действие (бездействия) которого оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Указанные лица не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда должны сообщить заявителю и в суд об исполнении решения суда. Судебное решение исполняется по общим правилам, установленным законом.
Если оспариваемое в заявлении решение или действие (бездействие) было принято или совершено в соответствие с законом и в пределах полномочий органа власти, должностного лица, а права и свободы заявителя не нарушены, суд отказывает в удовлетворении заявления.