Рассмотрение дел об оспаривании нормативно-правовых актов

Дела о соответствии нормативных актов органов государственной и муниципальной власти федеральным законам и КРФ занимают все большее место в судебной практике. Оспорить в суде принятый и опубликованный в установленном порядке нормативный правовой акт органов государственной и муниципальной власти, должностного лица могут граждане и организации, а также прокурор в пределах своей компетенции, если считают, что этим актом нарушены права и свободы гарантированные КРФ и другими федеральными законами. С заявлением о признании правового акта противоречащим закону полностью или в части вправе обратиться также Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования считающие, что принятым в соответствие с законом и опубликованным нормативным актом нарушается их компетенция.

Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании нормативных актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ.

Заявление об оспаривании нормативных правовых актов подается по правилам родовой подсудности. В районный суд по месту нахождения органов власти или должностного лица, принявших нормативный акт, за исключением случаев, когда дело в соответствии со ст.26 и ст. 27 ГПК отнесено к компетенции суда субъекта РФ или ВС РФ. По своему содержанию, заявление должно соответствовать требованиям, предъявляемым ГПК к исковому заявлению. Кроме того, оно должно содержать дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших акт, о его наименовании и дате принятия, указание, каике права и свободы лица или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению должна быть приложена копия оспариваемого нормативно-правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта не приостанавливает его действия. Если законность акта уже проверена другим судом и имеется вступившее в законную силу решение, судья отказывает в принятии заявления.

Заявление о признании нормативного акта не соответствующим закону рассматривается в судебном заседании, в течение месяца со дня его поступления в суд, а ВС РФ – в течение трех месяцев, в присутствии заявителей, представителей соответствующих органов или должностных лиц и прокурора. Заявители и другие участники процесса извещаются о месте и времени судебного заседания. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания.

Особенность рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов заключается в том, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение дела, что совершенно правомерно. Ведь подобные заявления могут поступить в последующем и от других лиц, поэтому суд, даже в случае отказа заявителя, проверяет соответствие нормативного акта федеральному закону и КРФ. О независимости суда и высшей силе судебного решения говорит и тот факт, что в соответствии с ГПК, признание требования органом или лицом, принявшим оспариваемый акт для суда необязательно.

Имеет свои особенности и предмет доказывания по этим делам. В него входят, во-первых, вопросы компетенции органа или должностного лица, принявшего оспариваемый акт, во-вторых, соответствие данного акта требованиям федерального закона и КРФ. В силу такой специфики предмета доказывания, суд, в основном, использует письменные доказательства.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Если же будет установлено, что оспариваемый акт или его часть противоречат федеральному закону или другому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает оспариваемый акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативно-правового акта или его части вступает в законную силу по общим правилам, установленным ГПК. Вступление в законную силу такого решения суда влечет правовое последствие в виде утраты силы оспариваемого акта или его части, а также других нормативных актов, принятых на основании акта признанным недействительным, о чем должно быть указано в резолютивной части решения. Суд не должен обязывать орган или должностное лицо отменять оспоренный акт, так как он является недействительным в силу судебного решения. Судебное решение, на основании которого нормативный акт был признан несоответствующим закону, должно быть опубликовано в том же печатном издании, в котором был опубликован нормативный акт, а если оно прекратило свое существование, то в другом издании, где публикуются нормативные акты соответствующего органа или должностного лица. Таким образом, судебное решение, в данном случае, доводиться до неопределенного круга лиц в том же порядке, что и нормативный правовой акт.

Чтобы избежать попыток повторного нарушения прав и свобод граждан и организаций путем принятия аналогичных актов, в ст.253 ГПК содержится норма, которая устанавливает, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.