Вопрос 1. Содержание и методическое обеспечение тематических зачетов.

Первоначально определяют содержание контроля знаний по данной теме, а затем – контроля умений и навыков.

Представляя учащимся тему зачета, необходимо не только охарактеризовать ее содержание и связь с другими темами программы, но и показать ее перспективную связь с другими последующими тематическими зачетами и письменной экзаменационной работой. Непродуманность содержания, отсутствие анализа результатов их проведения (с устранением пробелов в их знаниях) сводит тематический зачет к обычному контролю.

Системность проведения тематических зачетов должна быть заложена в самой организации учебного процесса. Для учащихся, не сдавших тематический зачет в установленный срок, организуют дополнительные занятия (консультации) с последующей сдачей тематического зачета.

Одна из важнейших задач тематического зачета – формирование у учащихся дисциплинированности, ответственности и самоконтроля.

В процессе изучения темы текущий контроль позволяет преподавателю определить уровень усвоения учебного материала и готовность учащихся к тематическому зачету. Перед зачетом он рассказывает о формах и методах его проведения, с целью актуализации необходимых знаний организует фронтальный опрос.

Содержание контроля знаний должно соответствовать основному содержанию контролируемой темы с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Не менее важно разнообразить задания и методику их выполнения, чтобы постоянно поддерживать у учащихся интерес к самому процессу выполнения задания: машинный и безмашинный контроль, методы практического контроля и т.д. Каждый из этих методов обладает рядом особенностей, которые и определяют эффективность их использования. Задача преподавателя – определить взаимосочетание особенностей каждого метода с особенностями содержания контролируемого материала.

Для более объективной оценки знаний учащихся рекомендуется проводить индивидуальный устный контроль.

Умения и навыки контролируют путем проведения комплексной контрольно-практической работы, которая представляет собой комплекс самостоятельных работ, связанных между собой общим заданием, единой учебно-воспитательной задачей.

Основой контрольно-практических работ является содержание контролируемых тем программы в межпредметной и внутрипредметной связи и с письменной экзаменационной работой. Целесообразно, чтобы контрольно-практические работы охватывали все виды заданий, изучение которых предусмотрено учебной программой.