Вопрос 1. Проблемы организации экономического образования в Украине.
Система образования, которая существовала в нашем государстве ранее, была достаточно продуманной и охватывала звенья дошкольного воспитания, общего среднего образования, профессионального, высшего образования, системы повышения квалификации и переподготовки кадров, внешкольного образования и воспитания, аспирантуры, докторантуры и обеспечения возможностей для самообразования. В условиях планового хозяйства эта система была достаточно эффективной.
Необходимо отметить, что существует определенная связь между уровнем организации образования и социально-экономическим развитием страны. Как известно, образование должно опережать развитие экономики, с одной стороны, а с другой – именно развитие экономики требует развития системы образования.
Экономическое образование (особенно для школьников) – это довольно новая сфера образования, поэтому в процессе его формирования и развития важно не наделать ошибок.
Сейчас в Украине существуют разные формы получения экономического образования: экономические классы в гимназиях и лицеях, бизнес - лицеи, академии детского предпринимательства и т.д. Действует система государственных и негосударственных экономических университетов и ВУЗов, разные курсы. В Украине уже действуют школы, где по специально разработанным программам проводятся уроки экономики. Кроме того, в Украине действует несколько зарубежных благотворительных программ. Однако, существуют определенные границы использования зарубежного опыта в отечественной педагогической практике. Анализируя зарубежные учебники и методические разработки, преподаватель сталкивается на практике со множеством противоречий и расхождений как при решении экономических ситуаций, так и при ответах на иностранные экономические тесты. Иностранные методики не учитывают особенности национальной психологии и культуры Украины. Таким образом, разработка национальной концепции экономического образования, стратегии и тактики ее реализации возможна только силами национальной преподавательской элиты.
Изменение социально-экономических условий привело к кризису в сфере высшего и среднего образования в Украине. Этот кризис обусловлен многими факторами: устаревшая система образования; «утечка умов» из науки и образования; социальная незащищенность учителей и учеников; недостаточное финансирование; падение престижности образования и профессии преподавателя; изменение спроса на рабочую силу, отсутствие стандартов экономического образования и другие.
Для решения этих проблем была разработана «Концепция непрерывного экономического образования (НЭО)», суть которой состоит в экономическом образовании широких слоев населения (начиная со средней школы). Новым в предложенной концепции являются:
1. Сама постановка вопроса о целесообразности преподавания экономики как базовой дисциплины.
2. Необходимость системного подхода к организации НЭО. Вместо обзорного курса предлагается внедрить изучение экономики на протяжении 5-6 лет. Для этого основы современных экономических знаний концентрируются в таких пяти комплексах: семейная экономика, экономика предпринимательства, экономическая система общества, международная экономика, основы рыночной экономики. Таким образом, процесс преподавания экономики будет развиваться от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и от абстрактного снова к конкретной хозяйственной практике.
3. Обновление содержания программ и учебников для каждого звена обучения. Программы отображают современное состояние экономической теории и практики, учитывают многолетний опыт преподавания основ экономических знаний в зарубежных школах.
Реализация «Концепции НЭО» будет способствовать ускорению движения Украины к созданию независимой, социально ориентированной рыночной экономики.