Источники привлечения кандидатов: их достоинства и недостатки
Существует две основные группы источников привлечения кандидатов: внешние (наём со стороны) и внутренние (внутренний рынок труда).
Таблица 5.2
Источники привлечения персонала
Внешние (наём со стороны) | Внутренние (внутренний рынок труда) |
Наём новых работников (центры занятости, СМИ, кадровые агентства) | Дополнительная работа (совмещение профессий) |
Лизинг персонала | Перераспределение заданий или перемещение работников (ротация) |
Преимущество найма со стороны:
· сравнительная лёгкость и широкие возможности выбора кандидатов;
· появление новых идей о развитии организации, которые они с собой приносят;
· отсутствие обязательств внутри организации.
Приглашение работника со стороны оправдано, если в организации нет подходящей кандидатуры или необходима коренная перестройка работы (новый человек свободен от консерватизма).
Недостатки данной формы:
· высокие расходы на привлечение кандидатов;
· высокая степень риска из-за неизвестности человека;
· потребность в длительном периоде адаптации;
· ухудшение морально-психологического климата вследствие возможных конфликтов между новичками и остальными работниками.
В целом внешний наём более пригоден для укомплектования низовых (там, где не требуется знание специфики фирмы) или высших должностей (приглашение уникальных специалистов, которых сама фирма часто «вырастить» не в состоянии).
Преимущества привлечения своих работников:
· для организации продолжается работа с сотрудниками, которые уже известны, а также сокращаются финансовые затраты на подбор персонала;
· возможность самореализации внутри организации воспринимается работниками как поощрение успешной работы, повышает их удовлетворённость работой и приверженность организации.
Недостаткиданной формы:
· ограниченный выбор кандидатур;
· напряжённость в коллективе вследствие роста внутренней конкуренции.
Альтернативы найму
Прежде чем принимать решение о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К ним относятся:
- сверхурочная работа, повышение интенсивности труда;
- структурная реорганизация или использование новых схем производства;
- временный наем (лизинг персонала);
- привлечение специализированных фирм для осуществления некоторых видов деятельности (аутсорсинг, аутстаффинг).
Существует немало причин, подталкивающих компании прибегать к лизингу персонала. Для одних компаний актуальным является замена штатного персонала временными сотрудниками, например, на время болезни или отпуска. Другие компании могут остро нуждаться в квалифицированных специалистах на определенный период.
В последнее время активно появляются новые типы работников, которые предпочитают принцип свободной занятости (фрилансеры). Фрилансер – временный сотрудник, специалист, специфика работа которого предполагает выполнение конкретного объема работы в течение определенного времени (работа над дизайн-проектом, создание базы данных, аудиторская проверка).
Методы привлечения кандидатов могут быть активными ипассивными.
К активным обычно прибегают в том случае, когда на рынке труда спрос на квалифицированную рабочую силу превышает её предложение и надо «перехватить» работника.
Это:
· целенаправленная вербовка персонала в учебных заведениях, у конкурентов («охотники за головами»), в государственных центрах занятости (массовые профессии), в частных агентствах по набору персонала (кадровые и рекрутинговые), на специальных сайтах Интернета или собственных сайтах фирм, с помощью личных связей работающих сотрудников;
· организация презентаций, ярмарки вакансий.
К пассивным методам привлечения персонала прибегают при высоком предложении рабочей силы. К ним относятся:
· размещение объявлений в СМИ (реклама по радио и ТВ, печатная реклама в обычных и специальных изданиях);
· официальная информация во внутренних СМИ (многотиражка, стенды объявлений);
· паблисити для формирования благоприятного имиджа фирмы.