Жизненный цикл семьи

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет опреде­ленные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих тео­рий в рамках общественных наук. Особый интерес пред­ставляют результаты этнологических исследований амери­канского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в ча­стности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

В своем исследовании семейных и родственных отно­шений Морган исходил из гипотезы, что в начальный пе­риод истории человеческого общества существовал пол­ный промискуитет, т.е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими норма­ми. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возник­ли определенные формы семейной жизни. Исходя из ре­зультатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня при­держиваются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнород­ственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого разви­тия является сужение круга половых партнеров и укреп­ление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей ступени дикос­ти. Это такая форма совместной жизни, когда отсутство­вали отдельные, обособленные семейные группы и семей­ная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне разви­тия примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивно­му человеку неведомо понятие родства в смысле его, че­ловека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принад­лежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривали существование промис­куитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом свя­зан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение раз­решено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кров­нородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо вклю­чает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партне­ров в рамках семьи подобного типа произошло под влия­нием развития общества и привело к возникновению бо­лее развитой формы семьи – пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, одна­ко принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежа­щими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжитель­ные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной жен­щиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном, слу­чае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения опре­деленного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и клас­сов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон у но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникнове­ния моногамной семьи было появление частной собствен­ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспор­ность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногам­ной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для полового удовольствия и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в оп­ределенные периоды развития общества и в отдельных об­щинах и сообществах.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем по­лигамия – брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встре­чающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество воаможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются ис­ключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство «pаtег» и физиологическое отцовство – «genitor» и, соответствен­но, материнство. Отсюда, на основе принципов «патри-матри-» локализации семейных групп, прибегают к выде­лению патрилилизации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положе­ния ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и мат­риархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влияни­ем пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семей­ных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как рав­ное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с со­вместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская се­мья с доминированием мужа, если жена – то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с приня­тием решений одним из супругов – автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и ге­терогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широ­кой характеристики семей и браков по социальным и де­мографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, об­разованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдают­ся различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной лока­лизации семьи бывают патрилокальные, в которых молодо­жены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокалъных семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имею­щие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Самыми распространнеными в современных урбанизи­рованных аглрмерациях являются нуклеарные семьи, со­стоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (поли­андрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не пер­вом браке) вместе с супругами могут находиться дети дан­ного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом воз­никали по причине предшествующей смерти супруга, и в них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).

Нуклеарная семья, состоящая из трех или только трех внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух ти­пов:

Репродуктивная семья – состоящая из родителей и не­совершеннолетних детей; и ориентационная семья – ро­дительская семья, из которой вышли взрослые дети, име­ющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья, состоящая более чем из трех вышеназванных позиций (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свек­ровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т. д.), имеет несколько разновид­ностей.

Линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда вместе с ро­дителями остается кто-то один из всех детей со своей се­мьей (сельские регионы Европы). Полная расширенная се­мья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).

Расширенная семья всей своей структурой обнаружи­вает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нуклеарные семьи именуются супружескими, а расширен­ные – кровнородственными.

Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями – не­полными (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ныне они итог чаще всего развода).

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи – это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двух детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья – это семья, состоящая из двух пар – супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первичногрупповые отноше­ния образуются начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) – чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью, или четверть двухдетных семей, а треть – трехдетных, 20% – четырех-детных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей – границы простого воспроизводства населе­ния – и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., что соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет – таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми – где детей намного больше для замещения поколений – меньше 1%. Среднедетных семей с 3-4 деть­ми, где детей достаточно для слегка расширенного воспро­изводства – около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лиш­ним раз меньше, чем следует, среднедетных – в 5 раз, тог­да как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из на­чавшегося в 60-е гг. в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х гг.

Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом из­менения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цик­ла семьи». Возможно, слово «цикл» здесь неточно, ибо только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социаль­но-психологической целостности. Но в отличие от дина­мики взаимоотношений членов семьи, быстрых измене­ний состояний семейной атмосферы, термин «цикл семейной жизни» применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет само­стоятельную задачу социологии семьи (на основе статис­тических данных о распространенности тех или иных эта­пов цикла в семейной структуре населения).

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака.

1-я стадия – стадия бездетности, предродительство; 2-ястадия репродуктивного родительства и 3-я – объединя­ются в стадию социализационного родительства; 4-я – стадия прародительства. Сегодня нет статистических дан­ных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, чем дольше длятся 2-я и 3-я стадии, тем выше качество семейной жизни. Ста­дия репродуктивного родительства включает в себя ре­продуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность коитус – зачатие – роды, и непол­ным, если цикл сводится к коитусу с успешным примене­нием контрацепции, не допускающим зачатия либо родов. Семейный цикл может формироваться по разным основаниям, так, польский социолог Ян Щепаньский выделяет, при условии отсутствия развода, три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепен­ного распада супружества. Другие ученые увеличивают чис­ло фаз, пытаясь совместить возрастной цикл с родительством. Учет возможных болезней, разлук, смертей, разводов и т.п. позволяет расширить и углубить картину различных семейных состояний и сконструировать исчерпывающую типологию семей, охватывающую все разновидности семей от старта до финиша семейной жизни.

 


Тема 8. Мир социальных конфликтов

 

План

§ 1. Природа социального конфликта.

§ 2. Понятие социального конфликта. Теории конфликтов.

§ 3. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация.

§ 4. Механизмы социального конфликта и его стадии.

§ 5. Субъекты конфликтных отношений и управление социальным конфликтом.

§ 6. Конфликты на производстве: их виды и типы.

 

§ 1. Природа социального конфликта

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно - от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов является: 1) социальное неравенство - т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов.; 2) культурная, неоднородность - т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов (ср. субкультуру уголовного мира с его специфическими ценностями, противоположными остальному законопослушному обществу).

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди – либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того, чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека могут быть разделены на следующие группы:

1. потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);

2. потребность в безопасности;

3. социальные потребности (потребности в общении, признании, любви, уважении и др.);

4. высшие потребности (в творчестве, духовном росте, самореализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех людей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека. Каким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения: 1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности; 2) поискать обходной путь удовлетворения потребности; 3) путем агрессии добиться желаемого. Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам (хотя и второй чреват конфликтом, если «обходные пути» приводят к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом (поскольку трудно напасть на все общество, агрессия направляется на лиц, «ответственных» за сложившуюся в обществе ситуацию). Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, то есть виновником ситуации считается тот, кто таковым не является. Это явления называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки. Однако возможно сознательное манипулирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемое обычно теми, кому такая дезинформация выгодна.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не приводят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, привычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осознание несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях конфликт возникает не всегда. Неопределенность последствий будущего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конфликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом случае? «Государство» само по себе не может ни принимать решений, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства также определяют конкретные люди - члены правительства, президенты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «потребностью» того или иного государства в данный момент. Поэтому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъектов конфликта (помня при этом о субъективном характере интерпретации этих интересов).

Общество с заложенным в его структуре социальным неравенством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворяются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, несоответствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях аномии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, поскольку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

Важной чертой кризисных обществ является широкое распространение чувства незащищенности и страха. А это сопровождается ростом агрессивности, что не только провоцирует конфликты, но и ужесточает их характер.

 

§ 2. Понятие социального конфликта. Теории конфликтов

Происходящие ныне в России радикальные изменения меха­низмов общественного развития, передел собственности и власти стимулировали конфликтность всех слоев общества, которым и без того в силу социально-экономической природы присущи различ­ного рода противоречия и столкновения. Поэтому многие совре­менные российские социологи считают самой злободневной и от­ветственной задачей исследование социальных противоречий и конфликтов на различных уровнях и разработку научно достовер­ных рекомендации по управлению конфликтностью в обществе, социальных группах и коллективах.

Что же представляет собой понятия «противоречие», «конф­ликт», каково их содержание и виды?

Социальное противоречие – это взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в силу стремления одних социальных субъектов удовлетворить, реализовать свои потребности, цели и их интересы, их действия не соответствуют действиям других социаль­ных субъектов, не согласуются с ними. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъ­ектами и т.д. Будучи различными по уровню значимости противо­речия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту. Конфликтом (от лат. confliktus – столкновение) приня­то называть наивысшую стадию противоречия, его острую форму, когда существующие в противоречии противоположности превра­щаются в крайние противоположности, достигая момента отрица­ния друг друга. Социальный конфликт всегда связан с осозна­нием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обострен­ные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества – эко­номическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает зоны кризиса. Кризис прояв­ляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт. Социологи марксистской и немарк­систской ориентации отмечают, что конфликт есть временное со­стояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами.

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт – неотъем­лемая часть бытия людей, источник происходящих в обществе из­менений. Конфликт делает социальные отношения более мобиль­ными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасы­ваются, и порой без всякого сожаления. Под воздействием конф­ликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов, темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древ­ности. Еще китайские философы в VII – VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в воз­никновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли, отметивший их положительную роль в общественном раз­витии. Еще более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом, ко­торый в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что основу конфликта составляют деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Гегель; одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «при­вязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители (М. Вебер, Л. Гумплович и др.) исходили из того, что конфликт – это реальность, неиз­бежное явление в жизни общества и стимул социального развития. С позиций исторического материализма рассматривали СК К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порождаются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классо­вой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капита­листического строя.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, ибо конфликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими класса­ми. К тому же в марксистской концепции абсолютизировались экономиче­ские отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между класса­ми и другими социальными группами.

Современное же понятие «социальный конфликт» было впер­вые введено в научный оборот Георгом Зиммелем, немецким фи­лософом и социологом, который именно так назвал одну из своих работ, изданную в первой четверти XX в. Сегодня теорией и прак­тикой регулирования социальных конфликтов в западной и отечественной социологии занимается целый ряд отраслей.

При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества. Представители функционализ­ма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество пред­ставляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее со­ставных элементов, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, ко­торое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Наиболее из­вестными представителями этого направления являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, Кэннет Эварт Боулдинг и др.

Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества, исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого ежемоментно испытывает социальный конфликт. Причиной форми­рования и развития СК ученый считал конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, использует принуждение. Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), это обуслов­ливает и различие их интересов и устремлений, что вызывает вза­имные трения и антагонизм. Дарендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и порожденные им социальные противо­речия создают социальную напряженность и конфликтные ситуа­ции. Интересы субъектов непосредственно влияют на формирова­ние конфликта. Поэтому, чтобы понять природу конфликта, необ­ходимо прежде всего понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта.

По мнению Дарендорфа, основу социального конфликта часто составляют полити­ческие факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, в котором есть господству­ющие и подчиненные. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда и противоречия их интере­сов. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами дея­тельности других групп людей,

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт восприни­мается не как благо, а как неизбежный способ разрешения проти­воречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты – это обязательные компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить толь­ко потому, что мы не желаем их возникновения, с ними надо счи­таться как с реальностью. Конфликты – источники инноваций и социальных перемен; они не позволяют обществу застаиваться, так как постоянно создают напряжение. Согласно Дарендорфу подав­ление и «отмена» конфликта приводят к его обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Л. Козер в работах «Функции социа­льных конфликтов» (1956), «Продолжение исследования социаль­ного конфликта» (1967) обосновывает свою теорию позитивно-функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимает «борьбу за цен­ности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника».

Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбеж­ное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетво­ренность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и социальными группами. Эта напряженность неред­ко разрешается посредством разного рода конфликтов.

Общая теория конфликта разработана также американским со­циологом К. Э. Боулдингом в работе «Конфликт и защита: общая те­ория» (1963). Он констатирует, что в современных обществах воз­можно и необходимо регулировать социальные конфликты. Боулдинг считает, что конф­ликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению К. Боулдин-га, конфликт – это ситуация, в которой стороны понимают несо­вместимость своих позиций и стремятся опередить противника сво­ими действиями; конфликт является видом социального взаимодей­ствия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему – тогда они сознательно организуются, выраба­тывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

В целом зарубежные социологи продвинулись далеко вперед в изучении социальных конфликтов. В исследованиях же советских ученых прежде всего подчеркивалась материально-экономическая и классовая природа конфликта. Это была марксистская концепция, которая сводилась к анализу столкновений между антагонистическими классами, – упрощенный подход к изучению проблемы. И поскольку счита­лось, что в социалистическом обществе отсутствуют антагонисти­ческие классы, значит, отсутствуют и конфликты. Поэтому науч­ные исследования по этой проблеме почти не велись.

В последнее же десятилетие эта тема стала широко освещаться в статьях, монографиях, появились монографические исследова­ния, проводятся круглые столы, посвященные проблеме социаль­ных конфликтов.

 

§ 3. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в развитии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологи­ческой напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консо­лидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, ко­гда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявля­ются возможности для этого.

Но социальный конфликт может носить негативный, раз­рушительный характер, дестабилизировать отношения в соци­альных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон пред­приятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные кон­фликты нарушают взаимосвязи между нациями.

В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отно­шений, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.

Начнем с описания рационального и эмоционального типов конфликтов. Рациональные конфликты охватывают сферу разумного делового соперничества. Борьба идей в науке, спор о назначении того или иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные конфликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и придти к общему решению.

Однако сплошь и рядом бывает так, что агрессия участников конфликта переносится с причины конфликта на конкретные личности участников. Конфликт обретает эмоциональный характер. Причина конфликта может вообще забыться, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная сторона воспринимается как средоточие всех зол и бед,

Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регулированию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массового эмоционального конфликта является конфликт межнациональный. Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопровождаются жестокостью.

А.Г.Здравомыслов (Социология конфликта. М., 1997. С. 105) приводит следующую типологию конфликтов.

1)Межиндивидуальные конфликты.

2)Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:

группы интересов,

группы этно-национального характера,

группы, объединенные общностью положения.

3)Конфликты между ассоциациями (партиями);

4)Внутри и межинституциональные конфликты;

5)Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6)Конфликты между государственными образованиями;

7)Конфликт между культурами или типами культур.

Эта типология основана на выделении субъектов конфликта. Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия. В таком случае можно выделить:

1) Экономические конфликты (экономические интересы);

2) Политические конфликты (власть, влияние);

3) Ценностные конфликты (убеждения, идеи);

4) Статусные конфликты (положение, должность, престиж).

Конфликты могут иметь и комплексный характер, то есть порождаться целым комплексом причин. Комплексным характером обладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкновение между представителями разных национальностей порождаются борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право следовать собственной культурной традиции и т.д.

В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:

– Личностный конфликт – включает конфликты, происхо­дящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивиду­ального сознания.

– Межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

– Межгрупповой конфликт – это конфликт между со­циаль­ными группами и общностями людей с противоположными интересами.

– Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие обра­зуют группу внутри какой-то большой группы или когда ин­дивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

– Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

– Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или со­циальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

– Соперничество – борьба за признание личных достиже­ний и творческих способностей со стороны общества, социаль­ной группы, социальной организации. Цель соперничества – приобретение лучших позиций, признания; демонстрация пре­восходства путем достижения престижных целей.

– Конкуренция – особый тип конфликта, его цель – полу­чение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Кроме того, есть конфликты типа схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; деба­тов, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчи­тывать на компромисс; игр, если обе стороны действуют в рам­ках одних и тех же правил, поэтому они никогда не заверша­ются и не могут завершаться разрушением всей структуры от­ношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из кон­фликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.

Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последова­тельностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей.

Возможны и позитивные, и негативные последствия социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта заключаются в следующем: во-первых, конфликты способствуют разрешению накопившихся в обществе противоречий и , во-вторых, стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, конфликты дают возможность подавляемым группам занять более достойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтующих групп, так как конфликтное взаимодействие - это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Конфликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей, и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.

Негативные последствия конфликтов более наглядны и очевидны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.

В заключение необходимо отметить, что для нейтрализации отрицательных последствий конфликтов в обществе формируются специальные институты, которые регулируют конфликты и вводят их в определяемые законом рамки. Так, институт политических партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конфликт между разными группами и слоями общества. Для того, чтобы отстаивать свои интересы массам больше не обязательно прибегать к стихийным акциям протеста, выходить на улицы, поднимать восстания: существуют партии, которые организовано отстаивают интересы той или иной группы в законодательных органах государства (речь идет, конечно, о государствах, где партийная система сложилась и эффективно действует).

 

§ 4. Механизмы социального конфликта и его стадии

На пути перерастания противоречия в конфликт складывается своеобразное со­стояние, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Последняя непосредственно предшествует конфликту, развивается в него. Предкон­фликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые про­цес­сы, прямо ведущие к открытому конфликту. На этой стадии складывается сочетание разных обстоятельств, кото­рые пред­шествуют конфликтам и часто порождают несов­местимые требования. При этом удовлетворение интере­сов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой.

В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности (мате­риальные ценности, власть, информацию, связи и т.д.), пред­принимают шаги для консолидации сил каждой из противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий.

Начавшийся конфликт в процессе своего развития претерпевает определенные изменения. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, сущест­венно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т.д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.

Процесс разрастания конфликта длится до тех пор, пока не появятся первые ощутимые результаты противоборства. Эти результаты осмысливаются, анализируются субъектами кон­фликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается.

Начальная стадия конфликта, как и предконфликтная ста­дия, имеет свое значение. На этой стадии создаются те или иные условия для вмешательства с целью преодолеть начав­шийся конфликт. Каждая сторона уже столкнулась с сопротив­лением противника, почувствовала его силу и может понять, как нелегко ей будет приблизиться к победе. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Не­ случайно сторонники открытых кон­фликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Именно на этом этапе могут быть предприняты дейст­вия, которые позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению.

В самом конфликте действия могут быть открытыми, непо­средственными, или же скрытыми, опосредованными. Они мо­гут быть физическими, психологическими, идеологическими и т. д. В них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемы и непред­сказуемы, но обычно они расширяют сферу кон­фликта.

Итак, для наличия конфликта требуются три условия: объ­ективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов (наличия одной только конфликтной ситуации еще недостаточно, если стороны миролюбивы) и нали­чие по­вода для конфликта, т. е. своеобразного «спускового механиз­ма», способствующего развитию событий.

Третьей стадией протекания социального конфликта явля­ется разрешение конфликта. Эта стадия предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности.

Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента – необходимое, но недостаточное условие для погашения конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.

Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки).

 

§ 5. Субъекты конфликтных отношений и

управление социальным конфликтом

Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является во­прос о «действующих лицах и исполни­телях» конфликтных отношений. При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфлик­тов, так как это может привести к путанице в понимании вы­полняемых в конфликте ролей.

Участником конфликта может быть любой человек, органи­зация или группа лиц, которые принимают участие в кон­фликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного про­тиворечия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положе­ние других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Поскольку потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализовываться нередко только через исполь­зование власти, постольку в конфликтах непосредственное уча­стие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, «группы давления» и т. д. Они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей. Нередко со­циальный конфликт принимает форму конфликта политиче­ских, этнических и других лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации). Так, в большинстве социальных и национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране субъектами выступа­ли исключительно представители государственных структур власти.

Крупнейший специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф к субъектам конфликтов отно­сит три вида социальных групп:

Первичные группы – непосредственные участники кон­фликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовмести­мых целей.

Вторичные группы – те, кто стремятся быть неза­мешан­ными непосредственно в конфликте, но вносят вклад в его разжигание.

Третьи группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Следует заметить, что социальный конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и группо­вых интересов.

Конфликт возникает не вдруг, причины его накапливаются и зреют иногда в течение довольно продолжительного времени, конфликт – это борьба противоположных интересов, ценно­стей и сил. Для того чтобы противоречие переросло в кон­фликт, необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.

Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.

При частичном же разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побу­дительные установки к продолжению противоборства.

Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно:

– своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так на­зываемая деловая зона конфликта;

– обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении про­тиворечий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъ­ектам конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг к другу;

– совместным поиском путей преодоления конфликта. В дан­ной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы.

В социологической науке соответствующее внимание уде­ляется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими.

Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участ­вующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфлик­том, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать сле­дующие меры:

– cделать социальные конфликты (прежде всего теневые, не­явные, латентные) достоянием гласности, максимально откры­тыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противобор­ства сторон.

– cнизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонирующих ситуа­ций в отношениях сторон.

Разрешение социального конфликта – дело довольно слож­ное. Оно может идти различными путями, использовать раз­личные методы.

• Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, избегании встреч с противником и т. д. Од­нако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина.

• Метод переговоров позволяет избежать применения наси­лия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять ар­гументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтер­нативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согла­сию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

• Метод использования посредничества — примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организа­ции, так и частные лица, а функции посредников могут вы­полнять не только правительственные, но и любые другие уч­реждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать кон­фликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль по­средников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, ко­торые предъявляются к личности посредника (авторитет, нрав­ственность, профессиональная компетентность, высокий ин­теллект).

• Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сдела­ет, как правило, попытку вернуть утраченное.

• Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций спо­собству­ет выработке и других методов разрешения социальных кон­фликтов.

Осмысление природы и содержания общественных кон­флик­тов позволило ученым и практикам выработать сле­дую­щие рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:

– во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуж­дению вопросов, касающихся содержания конфликта;

– стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

– необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

– участники переговоров должны гласно и доказательно обосновывать свои интересы и претензии друг к другу, сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

– все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу.

 

§ 6. Конфликты на производстве: их виды и типы

На производстве, в трудовых коллективах различаются конфликтные ситуации в рамках делового и личного общения: первые принято называть предметными; вторые – межличностными. При этом каждый конкретный случай конфликта в производственном коллективе содержит черты как первого, так и второго вида. Что касается различения конфликтов в зависимости от того, между кем он происходит, то конфликтные ситуации в трудовом коллективе можно разделить на два вида: горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями). По форме конфликты могут быть скрытыми (подспудными) и явными, а также «сглаженными» и острыми. Кроме того, конфликты принято делить на деловые, возникшие между людьми и группами из-за различия целей при выборе тактики действий, из-за различия в истолковании фактов и т. д., и эмоциональные, в основе которых могут лежать чувство антипатии или враждебности, личное несоответствие, психологическая несовместимость.

Наиболее полная типология производственных кон­фликтов основывается на взаимоотношениях людей в рамках их отношений в трудовом коллективе. Выделяются четыре основных типа конфликтов и ряд вариаций их в зависимости от горизонтальной или вертикальной направленности конфликтов.

I. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению основных целей трудовой деятельности:

• Горизонтальные конфликты, возникающие при непосредственней техно­логической взаимосвязи работников в процессе труда, когда успешность деятельности одного определяет успешность деятельности другого (например, при работе в потоках, на конвейере и др.).

• Горизонтальные конфликты организационного характера, когда проблемы, решение которых должно было идти по вертикали, переносятся на горизонтальный уровень (например, конфликты из-за нехватки оборудования, инструментов и т. д.).

• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации, когда руководитель не обеспечивает условий успешной деятельности подчиненного.

• Вертикальные конфликты, когда подчиненный по тем или иным причинам создает препятствия для успеш­ного достижения руководителем целей его деятельности – обеспечения нормального функционирования производства, решения какой-либо производственной проблемы, выполнения задания и т. д. К этому варианту относится случай невыполнения подчиненным его прямых должностных обязанностей или поручений руководителя и т. д.

II. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению вторичных целей трудовой деятельности:

• Горизонтальные конфликты, возникающие при наличии таких взаимосвязей, когда достижение цели одного зависит и от других людей (например, при работе на один наряд зарплата каждого зависит и от работы всех, нарушение одним членом коллектива трудовой дисциплины может привести к лишению премии всего коллектива).

• Горизонтальные конфликты организационного типа, возникающие из-за сменности, условий труда и других причин, являющихся следствием ряда нерешенных проблем по вертикали по причине слабости руководства.

• Вертикальные конфликты, когда руководитель не обеспечивает подчиненному удовлетворительных возможностей достижения личных целей (например, неритмичность в обеспечении работой приводит к простоям и влияет на заработную плату работающих сдельно).

• Вертикальные конфликты, когда достижение личных целей руководителей в процессе деятельности (например престиж, материальное поощрение и т. д.) зависит от подчиненных.

III. Конфликты, возникающие из противоречия действий человека принятым в коллективе нормам:

• Горизонтальные конфликты, возникающие в группах с развитой групповой моралью и имеющие характер требований, предъявляемых к человеку со стороны группы.

• Вертикальные конфликты, имеющие характер острого противоречия между стилем работы руководителя и ожиданиями его подчиненных.

• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации неудовлетворения требований, предъявляемых руководителем к качествам подчиненного как носителя определенной социальной роли.

IV. Личные конфликты:

• Горизонтальные личностные конфликты, возникающие как проявление той или иной личной несовместимости, т. е. несовместимости шаблонов поведения, потребностей и т.д.

• Вертикальные личностные конфликты, возникающие между лидерами и ведомыми, авторитетными и неавторитетными, предпочитаемыми и непредпочитаемыми членами коллектива из-за несовместимости культурных основ и уровней личных притязаний.

 

 

 

Тема 9. Методология и методика социологических исследований

План

§ 1. Социологические исследования, их виды и классификация.

§ 2. Методы сбора социологической информации.

§ 3. Обработка, анализ и использование результатов

социологического исследования.

 

§ 1. Социологические исследования, их виды и классификация

История возникновения и развития социологии неразрывно связана с эмпирическими (прикладными) исследованиями – ис­точниками новых знаний, необходимых как для обогащения тео­рий, так и для регулирования социальных процессов.

Непосредственное признание социологические исследования (СИ) получили в конце XIX – начале XX вв., они пришли на сме­ну индивидуальным способам накопления социологического зна­ния, находящим выражение в обзорных и тематических выступле­ниях, письмах, статьях, очерках, книгах, а также в откликах, кри­тических отзывах и комментариях к ним. СИ непосредственно опирались на практику социально-статистических наблюдений и социальных обследований. Так, с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись на­селения. В XIX в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона.

Идея исследования была заимствована социологией из естест­вознания, экономики, психологии, этнографии, правоведения, где формы теоретических, а позднее эмпирических и эксперименталь­ных исследований утвердились ранее.

Бурное развитие эмпирической социологии отмечено в XX в. Это обусловлено объективными социально-экономическими при­чинами, а также развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень.

В России конкретные эмпирические исследования занимали вид­ное место в научной жизни еще в дореволюционный период и особен­но в начале 20-х гг. Как мы уже отмечали, с 30-х годов они были диск­редитированы идеологическим догматизмом. Право же на существо­вание прикладная социология получила вновь в начале 60-х гг. Наибольшее количество изданий, посвященных методам прикладной социологии, появилось в 70-80 гг., когда расширяется круг ученых, проявивших интерес к этой отрасли обществоведческой науки.

Прикладную социологию часто называют эмпирической социоло­гией или упрощенно – социологическими исследованиями. Причем СИ следует отличать от социальных обследований, направленных просто на сбор систематической социальной информации – опро­сы, зондажи общественного мнения, статистические обследования и т.д. Подобные методы используются не только в сугубо практиче­ских целях, но и широко распространены в других социальных нау­ках и гуманитарных областях. СИ же направлено в первую очередь на расширение сферы социологического знания, чем и диктуются требования характеристики исходной познавательной ситуации, разработки гипотез, контролируемого применения методик, полно­ты отчетов об исследовании и другие соображения, составляющие в совокупности программу (нормативную модель) исследования.

На основе анализа преимущественной ориентации СИ послед­ние иногда делят на теоретические и прикладные (эмпирические). Деление это достаточно условно и исходит из того, что в теорети­чески ориентированном исследовании приоритет отдается науч­ным, а в прикладном — практическим задачам. Поэтому, говоря о СИ, правомочно понимать под этим и прикладную (эмпириче­скую) социологию. При теоретической или прикладной ориента­ции СИ неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же данные, но под другим углом зрения.

Что же мы понимаем под СИ?

Социологическое исследование – это система логически после­довательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить объ­ективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.

Из определения следует, что СИ (как и прикладная социоло­гия) состоит из трех уровней (групп задач); методологический, ме­тодический и процедурный.

Под методологическим уровнем следует понимать основанную на определенной позиции автора (ученого) теоретическую (мето­дологическую) точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения (интерпретации) социальных проблем, предмета и ре­зультатов исследования.

Методический уровень выражается в теории измерения социа­льных явлений и процессов, и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации.

Процедурный уровень характеризует непосредственную органи­зацию проведения самого исследования.

В результате подобного процесса познания мы получаем некую социологическую модель – основу для объяснения изучаемого социаль­ного явления.

Один из главных мотивов обращения к СИ – потребность получения информации о той или иной социологической проблеме, требующей решения. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных прак­тических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Исходя из полученного заказа на изучение проблемной ситуа­ции, социолог должен определить (выделить) именно такой вид СИ, который по своим характеристикам мог бы обеспечить в нуж­ном объеме и нужное время получение необходимой информации для решения поставленных задач. Исходя из целей, глубины и спе­цифики требуемого анализа предмета исследования и различаются (определяются) виды СИ (табл. 1).

 

Таблица 1

Виды социологических исследований