Народный танец в Шульверке

Основываясь на своём опыте преподавания, а также проведения семинаров и конференций, я отвожу народному танцу центральную роль на Орф-занятиях по всей стране и миру. Тем не менее, когда я просмотрел исходный материал – автобиографию Орфа, тома «Музыки для детей», «Введение в музыку для детей» Вильгельма Келлера, Elementaria Гунальд Кетман, - я не нашёл почти ни одного упоминания о народных танцах (1). С большой надеждой я обратился к американскому материалу, но и здесь меня ждало разочарование. Хотя танцы и представлены в большом количестве в собрании Германа Регнера, известном как «Американские тома», меня поразило их загадочное отсутствие в многочисленных книгах о Шульверке Орфа: «Открывая Орфа» (Discovering Orff) Джейн Фрези, разделе Эйвона Джиллепси в «Обучении музыке в ХХ веке» (Teaching Music in the 20th Century), «Шульверк Орфа: приложения для классной работы» (Orff Schulwerk Applications for the Classroom) Бриджит Уорнер и «Руководство по подготовке учителей в Шульверке Орфа» (AOSA Guidelines for Orff Schulwerk Teacher Training) (2).

_______________________________

1 Встретились лишь несколько аранжировок танцевальных мелодий – две польки, английские танцы и «Полька из Энсталя» в Третьем томе, - но никаких указаний к самим танцам, как и к тому, что их вообще надо танцевать.

2 В разделе «Движение / Танец» (р.2-2; 6h) «традиционный танцевальный репертуар» назван в качестве одной из составляющих пункта «Форма / Хореография» в учебном плане «Движение / Танец».

_______________________________

Если предположить, что Карл Орф и Гунильд Кетман меньше интересовались воспроизведением существующих музыки и танцев, и больше – созданием собственных сочинений, то это всё объясняет. Тем не менее во введении к Первому тому Орф открыто утверждает, что «традиционные детские стихи и песни, несомненно, стали отправной точкой для этой работы». Почему бы наряду с фольклорными стихами и песнями не включить туда и народные танцы? Опыт Орф-семинаров молчаливо подсказывает нам: «Мы должны это сделать». И мы повинуемся. Многие семинары по Орф-подходу, как и каждая американская национальная конференция и большинство курсов повышения квалификации, включают в себя элементы народных танцев. Не хватает лишь чёткого определения их роли в Шульверке.

Как и когда народный танец вошёл в нашу практику музыкального и двигательного образования? Чтобы выяснить это, я обратился к Верене Машат, живому сокровищу истории Шульверка. В конце пятидесятых годов Верена была членом детской группы Гунильд Кетман, в начале семидесятых – студенткой Института Орфа, а также около двадцати лет преподавала в институте и руководила им. Вот что она сказала:

Когда я училась в институте, народные и исторические танцы были факультативными занятиями. Конечно, я посещала все курсы, связанные с танцами, и получала от этого огромное удовольствие. Народные танцы преподавали Трауде Шраттерекер, которая в основном специализировалась на австрийских, и Ида Скринар-Фирт, показавшая нам некоторые танцы из бывшей Югославии. Многие мелодии игрались вживую, и Ида работала с нами над ансамблевой техникой танцевальной музыки (как, например, в «Польке из Айгена» из Третьего тома). Мы также обсуждали дидактические вопросы: как использовать народные и детские танцы на практике с группами детей и в начальной школе. Социальная составляющая совместных танцев (как в коллективном пении) вместе с сопутствующей ей интернационализацией музыкальных параметров с годами стала важной частью музыкального и танцевального образования (1).

Когда Верена из студентки превратилась в преподавателя института, интерес к народным танцам всего мира побудил её к тому, чтобы начать продвигать этот аспект в Шульверке. Живя последние семь лет в Испании, Верена бессменно один вечер в неделю работает с группами по народному танцу. Для меня она остаётся не только одним из самых образованных людей в этой сфере, но также одним из лучших педагогов, без труда воплощающим в жизнь многочисленные стратегии Шульверка. Она знает, как сделать танец доступным для учеников всех уровней, связав стиль воедино с историческим значением и контекстом.

На американской почве Йос Вуйтак, один из ведущих руководителей раннего американского Шульверка, использовал различные народные танцы в педагогических целях, в то время как Эйвон Джиллеспи ввёл их в свой репертуар как часть программы по весёлому построению общественных связей. Кэролин Тауэр также была одним из ранних поборников народного танца с акцентом на греческую культуру. Специальностью Тосси Аарон были американские игровые вечеринки, ранее представленные в американском Шульверке.

Филлис Вейкарт и Санна Лонгден, два учителя народных танцев вне Шульверка, став участниками национальных Орф-конференций, помогли учителям Орфа с репертуаром и самим педагогическим подходом. Филлис Вейкарт, пришедшая в мир танцев из физкультуры, опубликовала книгу и сделала сопроводительные записи, широко использовавшиеся Орф-учителями в 1980-х годах (2). Она систематизировала движения и подчеркнула значение подхода «говори-делай» (как в упражнении «в сторону – приставить – в сторону - точка, в сторону – приставить, топ – на 2-3-4, из круга – 2-3-4»). Пришедший из её физкультурного прошлого народный танец был для Вейкарт средством развития ритмических двигательных навыков и улучшения координации движений.

_______________________________

1 Из личного интервью.

2 Weikart Phyllis. Teaching Movement and Dance. High-Scope Press, 1982.

_______________________________

Санна Лонгден стала выступать на Орф-конференциях в конце восьмидесятых годов и, исходя из собственного опыта в области народных танцев, предложила другой подход. Она сфокусировалась на их культурной и стилистической стороне, делая акцент на том, как они помогают устанавливать общечеловеческие связи, и на их ценности для разных культур. Она начала выпускать видео-уроки и стала соавтором книги Филлис (Longden Sanna, Weikart Phyllis. Cultures and Styling in Folk Dance. High-Scope Press, 1998). И Филлис, и Санна тесно связаны с подходом Орфа и Шульверка, но ни одна из них изначально не была Орф-учителем.

В Австралии появилось иное направление: Кристоф Маубах, студент Института Орфа, объединив силы с пропагандистом народных танцев Гэри Кингом и с ещё одной единомышленницей, Одри Кляйн, создал группу народного танца под названием The Shenanigans («Шалости»). В 1985 году их пригласили выступить на Орф-симпозиуме в Зальцбурге (где они также взяли несколько уроков у Верены Машат). Они выступали и на национальной конференции AOSA в 1987 году. После показа материала и его одобрения такими практиками, как я сам, их записи стали весьма популярны в Америке в девяностые годы. Хотя первоначальная группа распалась, Гэри продолжает продавать старые записи, делать новые и участвовать в семинарах по Орф-подходу и народным танцам.

Этот краткий обзор призван показать шаткость положения народного танца в Шульверке: его широко использовали, но мало обсуждали, его права отстаивали ведущие Орф-учителя, но даже в Шульверке он всегда зависел от внешней информации и материала. Его применяли лишь как средство улучшения ритмических навыков, способствующее сплочению коллектива и расширению культурного кругозора. Если мы всё же решим включить народный танец в общую программу Шульверка с большей долей сознательности, на чём будет основываться это решение?