Что такое народный танец?

Прежде чем рассматривать роль народного танца в Орф-подходе, мы должны определиться с понятиями. Однажды Луи Армстронг сострил: «Вся музыка народная. Я никогда не слышал, чтобы лошадь пела песню». То же самое можно сказать и о народном танце (хотя я действительно видел несколько танцующих лошадей на фестивале Дамба в Тамале, в Гане). Ярлык «народный танец» появился с подачи космополитической городской точки зрения, отделившей народный танец от популярного и классического. Определения редко соответствуют более масштабной реальности естественным образом развившихся форм искусства, но некоторые общие положения могут помочь нам разобраться в вопросе, если только мы воспримем их с необходимой долей скептицизма.

Моё определение классического искусства разных культур включает в себя пять качеств:

1. Специальное обучение.

2. История эволюционного развития.

3. Эстетическая направленность.

4. Известные профессиональные творцы этого искусства знамениты своим оригинальным стилем.

5. Поддержка высшими классами городского общества (двор / церковь).

Характеристики популярного искусства (помните о скептицизме):

1. Неформальное обучение.

2. Стили сменяют друг друга, но не эволюционируют.

3. Развлекательная направленность.

4. Известные профессиональные творцы продвигаются с помощью системы «звёзд».

5. Поддержка средними классами и распространение через средства массовой информации.

В отличие от первых двух видов, народное искусство склоняется к следующему:

1. Неформальное обучение через устную традицию и общественную вовлечённость.

2. Консервативный, почти не меняющийся стиль.

3. Народное единение, культурный обмен и ритуальная направленность.

4. В основном неизвестные творцы-любители.

5. Поддержка деревенских низших классов.

Для нас главное, чтобы эти признаки помогли нам ответить на следующие вопросы: Чем отличается коло (1) от фокстрота или балета? В чём разница между прыжками в мош-пит (2) и ритуальным танцем во имя богатого урожая? Какую функцию выполнял народный танец в общине и какова его сегодняшняя роль?

1 Коло – сербский народный танец. (Прим. переводчика)

2 Мош-пит – толпа, танцующая вокруг сцены. (Прим. переводчика)

Исторически сложилось так, что традиционный народный танец носит универсальный, и специфический характер. Во все времена во всех уголках мира люди танцевали, молясь об урожае или празднуя успешную охоту. Люди танцуют, готовясь к войне, восхваляя победу или оплакивая поражение. Люди танцуют в честь рождений, инициаций, свадеб, похорон, выражая значительность ритуалов через свои тела. Они танцуют, чтобы прогнать злых духов и призвать хороших. Они подражают движениям, которые выполняют во время работы, и имитируют действия игры. Танец связывает общество, уча младшие поколения позам и жестам, свойственным их этнической принадлежности, и обеспечивая социальное смешение (а с ним и непрерывность жизни своего племени).

Хотя все танцы мира имеют близкие древние корни, различия между ними так же важны, как и сходства. Конкретные культуры выросли в условиях конкретной окружающей среды. Изучение традиционного танца начинается с местности, вдохновившей его. Какая она – гористая или равнинная? С холодным или с тёплым климатом? Какие животные населяют этот край? Что здесь главный промысел – охота или земледелие? Какую одежду носят представители этой культуры – свободную или облегающую? Танцуют ли они босиком или в обуви? Где живут их боги: на небе, в воде или на земле? Какова роль мужчины и женщины в данном обществе? Какие инструменты используются при исполнении музыки? Все это оказывает большое влияние на формирование языка тела определённой культуры, который, в свою очередь, становится особой разновидностью двигательной ДНК, с точностью дублирующейся в будущих поколениях, даже если люди переселились в другое место.

Танец это или музыка, плетение корзин или рассказывание историй, этническая идентичность лежит в основе всего, что мы называем народным искусством. Но танцы несут наибольший объём информации, доходчиво рассказывая, что значит быть сиу (1), ашанти (2), ирландцем или болгарином из Родоп (). Когда в 1948 году было создано государство Израиль, евреи, съехавшиеся из всех еврейских общин мира, столкнулись с нелёгкой задачей формирования своей общенародной идентичности. Чтобы передать чувство единства, хореографы изобрели танцы для детей и молодёжи. Они предприняли сознательную попытку создать «народную» традицию, которая помогла бы определить, что значит быть новым гражданином Израиля. Они понимали силу коллективного танца.

Сходством народного танца и народной музыки является то, что имена их создателей, становясь частью единого рисунка, теряются в общей ткани народной традиции. Отчасти это характерная черта устной традиции, отличающая её от письменной, где композитор может подписаться под своей партитурой, художник – оставить свою фамилию на картине, хореограф – указать её в программке, а рок-звезда – напечатать на диске. Народный художник существует (или существовал) как элемент групповой идентичности, для которой само понятие «художник» имело минимальное значение (4).

_______________________________

1 Сиу – представитель племени Сиу (одного из племён индейцев Северной Америки). (Прим. переводчика)

2 Ашанти – представитель племени Ашанти в Гане. (Прим. переводчика)

3 Родопы (Родопские горы) – горы на Балканском полуострове, находящиеся на границе Болгарии и Греции. (Прим. переводчика)

4 В музыкальной области тенденция к неразличимости начинает становиться всё более зыбкой. Исполнители вроде Жана Ричи, Дока Уотсона и семьи Картер записывают песни, которым их учили бабушки, и получают известность как фолк-музыканты, тогда как городские группы вроде The Weavers, The Kingston Trio и Peter, Paul and Mary входят в эту область как собиратели фольклора и добавляют песни собственного сочинения в репертуар фолк-музыки. Поскольку танце не приемлет ни технологии печати слов / партитуры, ни звукозаписи, ничего из этого не стало важным для талантливого хореографа народного танца. Народные танцы сохранили оттенок тайны традиционности, ощущение своей древности. Сегодня, во времена видео и книг, защищённых авторскими правами, лишь немногие танцы в кругу народных относятся к определённым хореографам.

_______________________________

В прошлом в городе или в деревне весь народ собирался вместе, чтобы потанцевать, и многие изменения в хореографии возникли благодаря групповому творческому духу. Но откуда же появился самый первый танец? Блуждая в тумане устной традиции, мы представляем, что традиционная музыка и танец оформились в атмосфере общины. Некоторые танцы представляли собой прижившиеся остатки древних ритуалов, в то время как другие были свободны от структурных рамок, и в них танцор-лидер предлагал свои импровизации, а остальные повторяли за ним. Первые напоминали никогда не меняющиеся народные мелодии, передаваемые от поколения к поколению, а вторые были похожи на изменчивое остинато, сопровождающее эту музыку (1). Шаги и даже стиль могли варьироваться не только от танца к танцу, но и от поколения к поколению и, само собой, от места к месту по мере распространения этих танцев за пределами их родного региона.

И они действительно распространялись и путешествовали вместе с волнами иммигрантов, которые оставляли свои дома, чтобы поселиться в США и Канаде, и увозили с собой семейные рецепты, разговорный язык и свадебные танцы. Литовцы, греки, ирландцы, шведы, венгры и бессчётное количество других иммигрантов днём стремились ассимилироваться в новом обществе, а вечером, собравшись на семейный ужин, зажигали свечи и снова погружались в мир родной культуры. По мере того, как такие группы смешивались и находили способ адаптироваться к незнакомой среде, молодые люди начинали приводить своих школьных друзей в гости и на вечеринки. Некоторые эмигрантские группы стали отмечать свои национальные праздники более открыто: Октоберфест, фестиваль «Санта Лючия», День Святого Патрика, Пятое мая (2) и другие. Люди, восприимчивые к новым идеям, заражённые духом подобных собраний или очарованные танцевальными движениями и музыкой, спрашивали: «Как мне научиться этому?» Когда была сделана первая запись традиционной танцевальной музыки, возможность приобщиться к ней кому угодно возросла, и родилось новое явление – воссозданный народный танец (3).

Такие воссозданные народные танцы в Соединённых Штатах выросли из общих интересов небольшой группы людей. Как часто случается в поликультурном обществе, люди, объединённые такими интересами, организуют клубы, создают информационные бюллетени и назначают регулярные встречи. Как только процесс приведён в действие, информация начинает передаваться из уст в уста, благодаря деятельности нескольких энергичных лидеров на передовой и работе многих преданных соратников в тылу. Некоторые учителя специализируются на своих национальных танцах, в то время как другие учатся у разных исполнителей и разучивают танцы различных культур.

_______________________________

1 Я благодарю Сьюзан Кеннеди за проведённую ей аналогию: одни танцы как остинато, а другие – как мелодии.

2 Пятое мая (Cinco de Mayo) – мексиканский национальный праздник в честь победы мексиканских войск в битве при Пуэбле 5 мая 1862 года. (Прим. переводчика)

3 Следует уделить внимание описанию народной музыка, приведённому в Гарвардском словаре: «Переходя из рук в руки в процессе обучения, песня может претерпевать изменения, и этот процесс называется коллективным воссозданием (communal recreation)». Двойное значение слова recreation (развлечение и воссоздание) указывает на то, что эти изменения в песне происходят в соответствии с народной традицией.

_______________________________

Тенденцию, которую я обнаружил на «Красной площади» Антиохийского колледжа, можно найти в городах, общественных центрах и кампусах колледжей по всей стране. Отличительная черта движения – евроцентрический характер репертуара, который мы ассоциируем с народными танцами.

Шагнув с деревенской площади в танцевальный зал гимназии, мы, возможно, почувствуем, что древняя сила и цели народных танцев упростились до акробатических упражнений и растворились в смешении обществ. Вместо того, чтобы транслировать конкретную идентичность, такие собрания прославляют много культур. В течение одного вечера танцоры могут перейти от английских деревенских танцев к венгерскому чардашу, русским тройкам и еврейской хоре, иногда добавляя элементы из перуанского гуайно или японских танцев бон. Но, даже танцуя под записанную музыку с незнакомыми людьми в свете флуоресцентных ламп, вы можете испытать чувство сопричастности к великим тайнам жизни, пока шагаете, кружитесь и движетесь в пространстве. Одно это говорит в пользу появления танцев в школе, не важно, на занятиях физкультуры ли, музыки или обществоведения.