Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом

В лонгитюдных близнецовых исследованиях интеллекта было пока­зано, что в возрасте 3-6 месяцев практически отсутствует разница в корреляции умственных способностей между моно- и дизиготными близнецами, т. е. наследуемость равна нулю. Затем разница появля­ется и постепенно увеличивается за счет того, что сходство монози­готных близнецов все время растет, а сходство дизиготных все время уменьшается. В возрасте 15 лет корреляция по коэффициенту интел­лекта для монозиготных близнецов составляла 0,86, а для дизигот­ных — 0,54. У взрослых значения корреляции IQ для монозиготных близнецов составляли 0,83, для дизиготных — 0,39 (McGue et al., 1993). В течение практически всего взрослого периода жизни насле­дуемость оставалась прежней, не превышая в среднем 0,81.

Увеличение наследуемости по мере взросления противоречит предположениям о том, что с возрастом все большую роль для воз­никновения индивидуальных различий играет воздействие среды.

По мере взросления и перехода от детства к взрослому состоянию наблюдается постепенное снижение практически до нуля вклада об­щей (разделенной) среды в наблюдаемую изменчивость IQ. Вклад индивидуальной среды остается сравнительно значимым для всех возрастов.

Если оценивать специальные умственные способности, то в це­лом получаются меньшие значения наследуемости, чем в случае об­щего IQ. Из массы данных по отдельным компонентам тестов, опре­деляющих умственные способности, стоит упомянуть любопытный факт, касающийся вербальных способностей. Значения коэффици­ента наследуемости вербальных способностей превосходят показате­ли для невербального интеллекта. Это касается самых разных иссле-


Воздеиствия среды и коэффициент интеллекта 153

дований вне зависимости от конкретных значений наследуемости, которые могут достаточно сильно варьировать. Получается, что не­вербальные способности более чувствительны к влияниям среды. В то же время в ходе близнецовых исследований выяснилось, что для памяти на невербальные стимулы характерны очень высокие по­казатели наследуемости (Михеев). Например, были получены значе­ния коэффициента наследуемости для памяти на невербальные зри­тельные стимулы (0,93), на тактильные (0,69) и на слуховые (0,86). Напротив, для словесных стимулов, как зрительных, так и слуховых, не наблюдалось значительных различий в показателях моно- и дизи­готных близнецов. Таким образом, значения коэффициента насле­дуемости для памяти на словесные стимулы оказались намного ниже (зрительные стимулы — 0,38; слуховые стимулы — 0,37).