Достоинства и недостатки долгосрочного финансирования

 

 

До недавних пор основным инструментом привлечения денежных средств был банковский кредит. Однако сегодня развитие фондового рынка предоставляет новую возможность для финансирования компании – выпуск корпоративных облигаций.

Преимущества облигационного займа по сравнению с кредитом.

1. Широкая инвестиционная база. Пожалуй, главным отличием и основным преимуществом облигационного займа является участие в нем широкого круга инвесторов. Выпуск облигаций позволяет компании заявить о себе. Широкая инвестиционная база дает компании следующие преимущества:

· При выпуске облигаций у предприятия формируется публичная кредитная история, чего не происходит при работе с одним или несколькими банками. Когда заемщик своевременно осуществляет купонные выплаты, в срок погашает свои облигации, инвесторы выше оценивают надежность такого эмитента и требуют от него меньшую плату за риск. Таким образом, процентная ставка при осуществлении последующих займов снижается и эмитент несет меньшие затраты по обслуживанию долга. Кроме того, снижение инвестиционного риска заемщика влечет за собой возможность увеличения сроков заимствований.

· Распределение долга среди большого числа покупателей исключает зависимость от одного кредитора и уменьшает вероятность потери контроля над собственной компанией.

· Конкурентная борьба между инвесторами за возможность участия в облигационном займе может снизить стоимость эмиссии облигаций для эмитента (в части как банковских комиссий, так и процентных расходов).

2. Возможность привлечения большего объема денежных средств. Минимальный объем эмиссии облигаций, при котором она становится эффективной, составляет не менее 250-300 млн. руб. (~10 млн. долл.). Получить банковский кредит в таком объеме практически невозможно.

3. Возможность привлечения более «длинных» денег. По мере развития рынка корпоративных облигаций возможности привлечения «длинных денег» расширяются за счет того, что такие инвесторы, как пенсионные фонды и страховые компании, будут более активно вкладывать деньги в эти ценные бумаги.

Недостатки облигационного займа по сравнению с кредитом.

1. Сложность подготовки и регистрации эмиссии облигаций. Главным недостатком выпуска облигаций, по сравнению с получением кредита, является сложная процедура подготовки документов для эмиссии облигаций: подготовка объемных документов (проспект эмиссии содержит до 300 страниц), регистрация их в государственных инстанциях и т. д.

2. Облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредиты могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия).

3. Уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства.

4. После выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигациям; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные по сравнению со среднерыночными расходы по обслуживанию своего долга.

5. Необходимость дополнительных расходов при выпуске облигаций. При привлечении банковского кредита компания несет только процентные расходы, а при выпуске облигаций к процентам прибавляются дополнительные издержки в пределах 2-3% от объема эмиссии. При этом ставки процентных выплат по облигациям и банковским кредитам почти одинаковы.

Рассмотрим некоторые из затрат поподробнее.

1. Второй по значимости статьей расходов при выпуске облигаций является вознаграждение организатору эмиссии. Размер этой комиссии в среднем колеблется от 1 до 2% от объема выпуска. В настоящее время между крупнейшими инвестиционными банками идет конкурентная борьба за потенциальных заемщиков, и это заставляет их снижать размеры комиссионного вознаграждения. Иногда нижняя планка комиссии может составлять менее 1%.

2. Оплата услуг организации, осуществляющей переход прав собственности на облигации выпуска (депозитарно-клиринговая компания), плюс услуги фондовых бирж – 0,0025% от номинальной суммы выпуска.

Однако существуют при выпуске облигаций и «постоянные издержки», размер которых не снижается с течением времени – это маркетинговые затраты. К ним относятся расходы на подготовку презентаций для потенциальных инвесторов, выпуск презентационных материалов, публикацию в прессе необходимых документов (сообщения о дате начала размещения облигаций, оферты, сообщения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска), средняя величина которых может составить около 10-20 тыс. долл.

Наличие этих затрат делает неэффективным размещение небольших эмиссий и поднимает минимальную планку облигационного займа в среднем до 250-300 млн. руб. Кроме того, с увеличением объемов займа возрастает и его ликвидность, поэтому вместо нескольких небольших по объему выпусков лучше разместить один крупный.

Рассмотрим следующий источник долгосрочного финансирования – финансовый лизинг.

В настоящий момент в России рынки ценных бумаг развиты недостаточно, а банки предпочитают работать с крупными предприятиями, способными предоставить достаточное обеспечение, и имеющими стабильную кредитную линию (то есть документальное подтверждение того, насколько аккуратно осуществлялись выплаты и возврат предыдущих кредитов). Поэтому малые и средние предприятия или недавно образованные компании чаще всего не имеют доступа к банковскому финансированию, а уж тем более к эмиссии собственных облигаций. Часто единственным источником внешнего долгосрочного финансирования для подобных предприятий становится финансовая аренда (лизинг).

Выделяют следующие преимущества лизинга по сравнению с банковским кредитом:

1. Решение об осуществлении лизинговой сделки основывается в большей мере на способности лизингополучателя генерировать достаточную сумму денежных средств для выплаты лизинговых платежей, и в меньшей степени зависит от кредитной истории предприятия.

2. Финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала – долгосрочном кредите.

3. Финансовый лизинг обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах. Использование финансового лизинга в конкретных целях позволяет предприятию полностью исключить иные формы финансирования.

4. Не требуется дополнительного обеспечения, поскольку собственность на актив сохраняется за лизингодателем, для осуществления сделки не требуется дополнительного обеспечения. Дополнительной формой такого обеспечения кредита является обязательное страхование лизингуемого актива лизингополучателем в пользу лизингодателя.

5. Благоприятный налоговый режим – отнесение лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость продукции. Как следствие – меньший отток денежных средств, чем при приобретении основных средств в собственность. По банковскому кредиту аналогичный "налоговый щит" распространяется лишь на платежи по обслуживанию кредита, а не на сумму основного долга по нему.

Перечисленные кредитные аспекты финансового лизинга определяют его как достаточно привлекательный кредитный инструмент в процессе привлечения предприятием заемного капитала для обеспечения своего экономического развития.

Можно выделить также и недостатки лизинга:

1. Удорожание себестоимости продукции в связи с тем, что размер арендной платы обычно намного выше, чем размер амортизационных отчислений. Это может ослабить позиции предприятия в ценовой конкуренции или снизить уровень рентабельности его хозяйственной деятельности.

2. Осуществление ускоренной амортизации может быть произведено лишь с согласия арендодателя, что ограничивает возможности предприятия в формировании собственных ресурсов за счет проведения необходимой амортизационной политики.

3. Невозможность существенной модернизации используемого имущества без согласия арендодателя, что ограничивает скорость его обновления и улучшения в целях повышения рентабельности использования.

4. Более высокая в отдельных случаях стоимость обслуживания лизинговых платежей в сравнении с обслуживанием долгосрочного банковского кредита.