СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРАЦИИ ПО Э. ГИДДЕНСУ

В последней четверти XX века возникают социологические теории, стремящиеся дать социологическое осмысление и интер­претацию развития общества в эпоху «модерна» и «постмодерна». Английский социолог Энтони Гидденс (1938 г.р.) по­лагает, что фундаментальной характеристикой, отличающей обще­ство «модерна», т.е. современное общество, от «домодерновой» эпохи является внутренне присущая «модерну» рефлексивность поведения человека. В нем знания субъектов действия (рефлексия акторов, или агентов) становятся в новых условиях важным ком­понентом структуры социального действия. Поэтому в своих ре­альных действиях он не предстает жестко зависимым от экономи­ческих, политических и социокультурных факторов, но активно с ними взаимодействует, накладывая на них печать своей рефлек­сивности. Что же касается общества «постмодерна» (постсовре­менности), то, по его словам, постмодерновая система может быть институционально сложной, и мы можем охарактеризовать ее как выражение движения «за» современность вдоль каждого из четы­рех взаимосвязанных измерений». Эти измерения таковы: демилитаризация; 2) гуманизация технологии; 3) многоуров­невое демократическое участие; 4) «система - после бедности».

Для правильного понимания и интерпретации социальных систем типа «модерн» и «постмодерн» существующих классиче­ских и постклассических (типа функционализма и структурализма) социологических концепций, уже недостаточно, считает Э. Гид­денс. Необходимы «новые правила социологического метода», реализованные в предлагаемой им «теории структурации». Эта теория, по его утверждению, основывается на трех взаимосвязан­ных утверждениях: социальная теория должна включать понимание человеческого поведения как действия; 2) такое понимание должно быть совместимо со сфокусированностью на структурных компонентах социальных институтов или общества; 3) понятия власти или господства должны быть связаны с понятиями дейст­вия и структуры.

Раскрывая содержание первого их трех базисных концепту­альных пунктов своей теории структурации, Э. Гидденс считает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что «со­циология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспекти­ву понимания человеческого поведения». Последнее рас­крывается многопланово — и как индивидуальный опыт каждого, и как различные взаимодействия множества индивидов и социаль­ных групп, формирующие наши жизни в процессе становления и развития «полюса социальной деятельности, в которую мы вклю­чены».

Такой подход, утверждает он, предполагает необходимость проведения принципиального различия «между целями действия -когда мы преднамеренно что-то делаем - и непреднамеренными последствиями, к которым действия приводят». Поясняя этот тезис, он говорит, что иногда действия, предпринимаемые с определенной целью, вызывают последствия, фактически препят­ствующие достижению этой цели. Так, в Нью-Йорке в целях улучшения базового уровня жилищ малообеспеченных членов об­щества был принят закон, предписывающий владельцам домов, находящихся в аварийных состояниях и расположенных в районах проживания населения с низкими доходами, довести эти дома до некоторого минимального стандарта. Однако в результате выпол­нения этого требования, противоположного по отношению к заду­манной цели, владельцы изношенных домов либо отказались от них совсем, либо приспособили их для других целей, вследствие чего число домов, пригодных для проживания, не возросло, а со­кратилось.

Довольно часто крупные перемены в истории, считает А.Э. Гидденс, приводят к последствиям, которых никто не желал и не предвидел. В качестве примера он приводит Октябрьскую рево­люцию 1917 г. в России, когда ряд незначительных напряжений и столкновений породил процесс коренных социальных трансфор­маций, оказавшихся более радикальными, чем кто-либо, включая и большевиков, мог ожидать и предвидеть. Поэтому, делает вывод Э. Гидденс, непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде «смеси» преднамеренных и непредна­меренных последствий человеческих действий. Одна из важных задач социологии и состоит в том, чтобы исследовать полученный в результате сочетания преднамеренных действий и непреднаме­ренных последствий «баланс между социальным воспроизводст­вом и трансформацией».

В чем состоит социальная значимость воспроизводства, осуществляемого в процессе активных действий людей? Отвечая на этот вопрос, Э. Гидденс отмечает, что «в своей деятельности и посредством этой деятельности агенты воспроизводят условия, ко­торые делают ее возможной». Однако совершаемые инди­видами и социальными группами интенциональные (те направ­ленные на достижение определенной цели) действия могут иметь, как уже отмечалось выше, не только преднамеренные, но и не­преднамеренные последствия. Что касается последних, то «не­предвиденные последствия связаны механизмом обратной связи с неосознанными условиями последующего действия». В ито­ге система социального воспроизводства можег быть рассмотрена на основе причинных петель, в которых «непредвиденные послед­ствия действия через механизм обратной связи пересматривают первоначальные условия».

Вот здесь-то и раскрываются возможности перерастания со­циального воспроизводства в процесс социальных трансформаций. Если воспроизводство является следствием непрерывности дейст­вий, которые люди совершают изо дня в день, и характеризует процесс известной повторяемости как самих действий, так и их ре­зультатов, то социальная трансформация представляет собой сово­купность перемен, зачастую являющуюся результатом непредви­денных последствий этих действий. Такие трансформационные изменения, подчеркивает Э. Гидденс, «происходят отчасти в соот­ветствии с намерениями людей, совершающих их, а отчасти, как показывает пример революции 1917 г., в результате последствий, которых никто не желал и не предвидел».

Второй базисный пункт теории структурации исходит из то­го, что «социальное окружение, в котором мы существуем, состоит не просто из какого-то беспорядочного набора событий и дейст­вий. В поведении людей, во взаимоотношениях, в которые они вступают, наблюдаются некие глубинные регулярности. С этими регулярностями и связана идея социальной структуры... Социаль­ные структуры являются человеческими действиями и отношениями; устойчивость структур, их законченность обусловливаются их повторяемостью во времени и пространстве. Таким образом, в рамках социологического подхода идеи социального воспроизвод­ства и социальной структуры чрезвычайно тесно связаны». Все наши действия подвержены влиянию струк­турных характеристик обществ, в которых мы выросли и живем, и в го же время «своими действиями мы сами создаем (а также до некоторой степени изменяем) эти структурные характеристики».

Третий исходный пункт теории структурации базируется на общепризнанном утверждении, согласно которому «власть - всепроникающее явление социальной жизни», органично свя­занное с социальным неравенством. Эта связь обусловлена тем, что обладание властью дает возможность аккумулировать имею­щие ценность ресурсы, такие, как собственность и богатство, про­тивостоящие бедности, а обладание собственностью и богатством, в свою очередь, является средством приобретения власти. Поэтому Структуры и системы власти, с точки зрения Э. Гидденса, необхо­димо рассматривать в тесной взаимосвязи с процессами социаль­ной стратификации и классовой структуры, т.е. с основными спо-"собами, с помощью которых в обществах поддерживаются раз­личные виды неравенства. Под этим углом зрения, считает он, не­обходимо анализировать место в социальной структуре и осо­бенности действий различных социальных групп и организаций. Особое внимание при этом должно уделяться изучению структур­ных своеобразий и способов действий больших организаций - правительственных учреждений, промышленных фирм, больниц и колледжей, играющих значительную роль в современном общест­ве, а также деятельности социальных институтов, таких, например, как государство, вооруженные силы, религия, культура, семья, оказывающих сильное влияние на социальные структуры. Такое понимание исходных принципов теории структурации приводит Э. Гидденса к утверждению о необходимости переори­ентации социологической теории на онтологизацию продуктов че­ловеческого действия. С его точки знания, следует более четко проводить фундаментальное различие между обществом и природой. Это различие заключается в том, что при­рода не создана человеком. Конечно, люди изменяют природу, и это является как условием общественного существования, так и движущей силой культурного развития. Но если природа не производится человеком, то общество производится именно им. Не сотворенное никем в отдельности общество производится и воспроизводится чуть ли не с нуля участни­ками социального события. Производство общества суть умелое конструирование, обеспечиваемое и реализуемое человеческими существами. Поэтому предметом социологии является не просто общество, а общество, созданное активной деятельностью акторов. Социология не сосредотачи­вается на всей заданной вселенной объектов, а лишь на тех, которые конституируются активными действиями субъектов.

Этими особенностями предмета социологии определяется ее особое место в системе общественных наук и ее «фундаменталь­ная роль в современной интеллектуальной культуре». Со­циологию, по утверждению Э. Гидденса, можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в которых осо­бое внимание уделяется современным индустриальным системам. Она тесно связана с другими общественными науками, которые занимаются человеческим поведением, но концентрируют свое внимание на разных его аспектах. Своеобразие социологии заклю­чается в том, что она изучает действия, значимые для людей, их совершающих, а также проводит различение между преднамерен­ными и непреднамеренными последствиями человеческих дейст­вий. Социологи изучают общественную жизнь, ставя определен­ные вопросы и пытаясь в ходе систематических исследований най­ти ответы на них. Эти вопросы, как и следующие за ними ответы, могут быть фактологическими, сравнительными, вопросами разви­тия или теоретическими. Особенную важность для понимания особенностей обществ и динамики их развития имеют теоретиче­ские проблемы, решаемые социологией. А это означает, что «со­циология является наукой в том смысле, что она использует систе­матические методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию».

Однако, придавая важнейшее значение разработке теории, социология вместе с тем оказывает множество практических воз­действий на общественную жизнь, в силу чего имеет важные прак­тические применения. Эти применения осуществляются по не­скольким направлениям. «Во-первых, лучшее понимание социаль­ных обстоятельств, - пишет Э. Гидденс, - часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и не­преднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам боль­ше возможностей изменять условия своей жизни».

Воздавая должное классическим социологическим теориям, разработанным О. Коптом, Э. Дюркгеймом, К. Марксом, М. Вебером, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и другими крупнейшими социо­логами, Э. Гидденс вместе с тем считает необходимым разработать новую, постклассическую парадигму социологического знания, радикально изменяющую взгляд на сущность и роль социологии. Ее сущность состоит в том, что признается большое влияние, ока­зываемое на итог научного, в том числе социологического знания, научного метода, теории, а также активной позиции самого иссле­дователя, его рассудочности или предрассудков, его нравственной позиции. Вследствие этого научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение, но признается относительность социологического знания в определеных, четко • очерченных границах. Эта постклассическая парадигма социоло­гической теории исходит из решающей роли социального субъек­та, будь то индивид, социальная группа, социальный институт или общественное движение; в конструировании и преобразовании со­циальных структур соответственно интересам самого субъекта. Таким образом, социальный субъект не признается жестко зависи­мым от безличных факторов социального развития — экономиче­ских, политических, социокультурных, релшиозных и т.п., а пред­стает в качестве активно действующего агента социальных изме­нений, тесно взаимодействующих со всеми названными фактора­ми, а также с другими социальными субъектами. Это означает, что социальный субъект своей активностью не только приспосаблива­ет общественные структуры к своим интересам, но и в известной мере преобразовывает, конституирует их, осуществляет их структурацию.

Следовательно, создавая своей активной деятельностью об­щество, действующие субъекты одновременно придают ему опре­деленную структуру, это и составляет основное содержание тер­мина «структурация». В отличие от функционализма и структура­лизма в социологии, которые отождествляют систему и структуру, а индивидов рассматривают в качестве придатков системы, Э. Гидденс рассматривает конституирование общественной жизни как производство, осуществляемое деятельными субъектами. С этой точки зрения системы не являются структурами, а обладают структурными качествами, которые им придают сознательно дей­ствующие субъекты — акторы. «Структурация» обозначает реальный пространственно-временной процесс созида­ния и реализации структуры. Так преодолевается разрыв между структурой и действием, структура становится продуктом актив­ного действия социального субъекта - актора.

Структура современных обществ весьма сложна, ибо они структурированы по многим основаниям: имущественным, власт­ным, этническим, религиозным, культурным и т.п. Однако важ­нейшая роль в развитии и изменении структурных характеристик общества, с точки зрения Э. Гидденса, принадлежит процессам со­циальной стратификации и классовой структуре. Стратификацию он определяет как «структурированные различия между группами людей». Для большей наглядности процесс стратифика­ции, полагает он, можно представить в виде своего рода геологи­ческих пластов. Общество также состоит из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу. В процессе исто­рического развития общества, утверждает Э. Гидденс, сложились четыре основные системы стратификации: рабовладельческая, кас­товая, сословная и классовая.

Для современных индустриальных и постиндустриальных обществ, считает Э. Гидденс, характерна классовая структура. Своеобразие ее по сравнению с другими стратификационными системами заключается в том, что социальные классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравен­ством в отношении владения материальными ресурсами и контро­ля над ними, тогда как в других системах стратификации перво­степенную роль играют неэкономические факторы (например, ре­лигия в индийской кастовой системе). «Классы, - пишет Э. Гид­денс, - можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающие сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, который они ведут. Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий».

Классовая структура современного западного общества, счи­тает Э. Гидденс, состоит из следующих основных классов:

1) высший класс, в состав которого входят богачи, предприниматели, промышленники, а также высший слой управленцев,
владеющих или непосредственно контролирующих средства про­изводства;

2) средний класс, который включает в себя большинство
«белых воротничков», т.е. специалистов;

3)рабочий класс- «синие воротнички», или люди, занятые физическим трудом;

4) крестьяне - люди, занятые традиционным сельскохозяй­ственным трудом, которых достаточно много в таких индустри­ально развитых странах, как Франция и Япония, и которые состав­ляют по сей день наиболее многочисленный класс в развивающих­ся странах.

Анализируя стратификационную структуру современных обществ, Э. Гидденс обращает внимание, что в основании пирамиды классовой системы (в том числе и в Великобритании) много людей, живущих в условиях бедности». Он характеризует два метода оценки бедности: первый свя­зан с понятием «абсолютной бедности» и обозначает недостаток элементарных ресурсов для сохранения здоровья и нормального функционирования организма. Второй метод связан с понятием «относительной бедности» и включает оценку дистанции между условиями жизни некоторых социальных групп и условиями жиз­ни большинства населения.

Итак, в теории структурации основополагающая категория «социальная структура» дает возможность теоретического осмыс­ления регулярных социальных отношений и взаимодействий, про­изводимых и воспроизводимых субъектами действия — индивида­ми и социальными группами. Вся совокупность возникающих и изменяющихся в процессе деятельности социальных структур предстает как социальная система, представляющая собой отно­шения и взаимодействия между индивидами и группами, воспро­изводимые как регулярные социальные практики.

В связи с этим в теории структурации переформулируется и понятие «система». Социальные системы, в отличие от структур, охватывают действия людей, производимые во времени и про­странстве. Будучи воспроизводимыми в контексте ограниченных условий рационализации, эти системы конституируются через взаимозависимости и обозначаются терминами «интеграция» или «системность». «Интеграция» воплощает в себе регулярные связи, взаимообусловленность практик между акторами или их группами и общностями. «Взаимообусловленность практик» трактуется как регулярные отношения автономии и подчинения. В этой связи су­ществующее в социальных системах господство рассматривается как следствие властных отношений, возникающих из асимметрич­ности доступа к ресурсам. Отношения власти предполагают ис­пользование способностей или средств для воздействия на поведе­ние других.

«Современный мир, - утверждает Э. Гидденс, — зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия между людьми, пространственно отдаленными друг от друга». В результате коммуникационных процессов, считает Э. Гид­денс, в социальных системах возникают три аналитически разли­чаемых свойства структур - сигнификация (обозначение), господ­ство и легитимизация. Обеспечив свое господство, определенные группы акторов стремятся его легитимизировать по­средством утверждения в обществе определенных норм и правил поведения.

Коммуникационные процессы играют существенную роль в глобализации, т.е. во все более глубоком во­влечении различных современных обществ в глобальные системы. «Вследствие формирования социальных связей, охвативших всю планету, - подчеркивает Э. Гидденс, - мир стал воистину единой социальной системой в результате усиления отношений взаимоза­висимости, затронувших практически каждого человека».

Глобальный подход к социальной проблематике современ­ного мира позволяет Э. Гидденсу сделать вывод, согласно которо­му структура системы не воспроизводится бесконечно в одних и тех же формах, а созидается действующими субъектами в качестве системы различий, позволяющих ей двигаться в направлении по­стмодернистской системы, оставляющей за своей спиной, в про­шлом, и бедность, и тоталитаризм, и экологические бедствия, но ориентирующейся на скоординированный глобальный порядок и планетарную взаимопомощь.