ЛЕКЦИЯ 4. Экономические воззрения меркантилистов

 

В XV-XVI вв. в Европе экономическая мысль претерпела первые качественные изменения: начался долгий путь поиска источников богатства, воплощенного в прибыли. Это была бурная эпоха, которую называют эпохой первоначального накопления капитала, эпоха развития международной торговли, войн, великих географических открытий (Америка), образование колониальных империй. В это время развивается банковское дело, появляются первые монопольные объединения торговцев. Происходят первые буржуазные революции (Голландия, Англия), появляются буржуазия и наемные рабочие.

В эту эпоху первоначального накопления капитала экономической идеологией молодой торговой буржуазии был меркантилизм. На самом деле это учение не было систематической теорией, авторы не осознавали себя представителями какого-то общего течения мысли, не передавали свои идеи ученикам, а часто и не подозревали о существовании друг друга. То, что впоследствии было названо меркантилизмом, являлось совокупностью представлений и частных мнений множества различных лиц. Количество авторов-меркантилистов и их произведений не поддается исчислению, только в одной Англии до 1764 г. насчитывалось 2377 памфлетов. Слово «меркантилизм» (от итал. mercante – торговец, купец) возникло в XVIII в. Так мыслители века Просвещения иронически окрестили казавшиеся им ошибочными, а иногда и нелепыми взгляды идеологов торгового капитала.

Период первоначального накопления капитала (XV-XVIII вв.), сопровождаемый созданием централизованных национальных государств с сильной королевской властью, поставил серьезную задачу финансового управления - изыскание источников доходов для обеспечения растущих расходов государства, с помощью которых государство могло бы обеспечить народу материальное благополучие. Объективной причиной такого названия, а именно: период первоначального накопления, стала экономическая политика таких государств, как Португалия, Испания, Голландия, Англия, Франция, ставивших своей целью всемерное накопление драгоценных металлов в стране и государственной казне. Развитие торговли, рост торговых операций обостряет проблему дефицита драгоценных металлов, выполнявших в ту пору функцию денег, что, в свою очередь, становится причиной поиска новых земель и рынков. Основой этого процесса была политика колониальных захватов. Захваченные земли подвергались ограблению, награбленные сокровища превращались в капитал, источником обогащения колонизаторов была и работорговля. Стремление найти новые морские пути в Индию стимулирует развитие кораблестроения, освоение новых территорий и установление новых торговых связей. Обнаружение в Америке огромных запасов драгоценных металлов приводит к первой инфляции, так называемой революции цен (понижение стоимости золота и серебра, резкое повышение цен на все товары), нанесшей серьезный удар помещикам-феодалам из-за обесценивания денежных оброков. Растут торговые обороты и торговые прибыли, усиливаются города, купцы начинают поддерживать королей в борьбе против феодалов. Эти обстоятельства способствовали разложению феодализма и зарождению капиталистических отношений. Отмеченные изменения создают благоприятные условия для освобождения науки от богословской традиции мышления. Экономическая наука переходит от анализа абстрактных категорий к поиску экономических закономерностей в сфере обращения, к определению характера и задач экономической политики государства.[35]

В центре внимания меркантилистов была проблема поиска средств обогащения страны, не случайно французский экономист Антуан де Монкретьен сэр де Ваттевиль (1575–1621) в «Трактате политической экономии», который вышел в 1615 г., вводит выражение «политическая экономия», означавшее в то время принципы управления хозяйством страны. Главным предметом анализа становится сфера обращения, так как основным источником обогащения нации считалась торговля.

Увязывая богатство с количеством трудящегося населения, меркантилисты большое внимание уделяли решению демографических проблем. Богатство нации они связывали с ростом численности населения. Считалось, что недостаток продуктов сокращает население страны, поэтому необходимо искать, завоевывать новые рынки путем приобретения колоний, в связи с чем колониальная экспансия становится частью идеологии и политики меркантилизма.

Одним из первых произведений, где проявляются основы идеологии меркантилизма, является трактат Жана Бодена (1530–1596) «Шесть книг о Республике» (1576). Исследуя общие условия благосостояния и устойчивости государств, он приветствовал активное вмешательство государственной власти в дела промышленности, высокие пошлины на ввоз промышленных изделий и низкие на ввоз пищи и сырья. Государственная власть рассматривалась приверженцами меркантилизма как нечто вроде хозяина в огромном хозяйстве, на которого они возлагали большие надежды. Упор был сделан на протекционизм, или политику государственной поддержки национальных производителей и торговцев.

По меркантилистской концепции достижение активного торгового баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Причем не только меркантилисты, но и подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, т. е. в монархию, и были весьма далеки от истинных принципов демократии.

Следует отметить, что даже более 100 лет спустя после выхода в свет в 1664 г. книги английского меркантилиста Томаса Мена («Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства»), т. е. когда уже появилось «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) великого Адама Смита и были опубликованы произведения крупнейших физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго, – еще тогда во Франции, например, сохранялись такие средневековые «традиции», как ремесленные цехи и феодальные привилегии (отменены в 1790 г.), а в Англии – Статут о ремесленниках и елизаветинский Закон о бедных (отменены соответственно в 1813–1814 и 1834 гг.). Другими словами, меркантилисты, ратуя за всеобщую коммерциализацию национального хозяйства, все же сдерживали этот процесс в отношении таких основных факторов производства, как труд и земля, без чего едва ли вообще возможна независимая рыночная экономическая система.

К. Поланьи по этому поводу высказывается так: «Меркантилизм, как бы настойчиво он ни возводил всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики, заботился о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами… При меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала».[36]

Характеризуя систему меркантилистов как систему практической политики, И. Кондратьев[37]и другие современные экономисты прежде всего имеют в виду то обстоятельство, что промышленное производство в тот период контролировалось главным образом торговым капиталом, т. е. купцами. Благодаря последним эта сфера стала развиваться на коммерческой основе, и ее масштабы вышли далеко за пределы городов. Объяснялось это тем, что вплоть до конца XVIII в. преимущественно надомное производство не имело дорогого оборудования и поэтому, подключаясь к сфере промышленной деятельности, хорошо знавшие конъюнктуру рынка купцы мало чем рисковали, превратив ее в конечном счете в некий придаток торговли.

В поиске ответов на вопросы о причинах роста богатства в одной стране быстрей, чем в других, о способах организации экономики в масштабе предприятия и государства меркантилизм сформулировал следующие принципы:

- чем больше людей трудится в государстве, тем лучше положение населения страны;

- вывоз обработанных изделий дает больше выгоды, чем сырых;

- только планомерное вмешательство государства обеспечивает выгодную для него торговлю;

- наибольшие выгоды от торговли получают те государства, которые могут использовать политическое могущество над другими государствами;

- выгодная торговля усиливает политическое могущество государства.

- тарифная политика (политика протекционизма), регулирующая внешнюю торговлю в интересах поощрения выгодных отраслей отечественного производства, посредством пошлин на ввоз и премий за вывоз;

- привилегии отечественным торговым компаниям, предпринимателям и рабочим посредством налоговых льгот и дотаций, государственных закупок для армии и флота и организация монополий для обеспечения роста цен торгуемых изделий;

- колониальная политика, позволяющая метрополии увеличивать рынки, куда она могла сбывать готовые фабрикаты и получать оттуда сырье;

- регулирование заработной платы и цен на продукты питании для защиты бедных слоев населения;

- защита мелкого производства от нарождающегося крупного.

Два последних инструмента рекомендовались для поддержки стабильности государства в условиях поощрения избранных отраслей.

Таким образом, фискальный характер таможенных сборов сменился покровительством обрабатывающей промышленности со стороны государства. Руководящим началом меркантилизма становится протекционизм, который уже представляет собой учение, систему мероприятий, направленных на охрану национальной промышленности от иностранных конкурентов для ускорения производительности национального труда.

Ускоренное капиталистическое развитие зависело от государственного вмешательства в экономику, содействовавшего накоплению капитала. Это отрицательно сказалось на благосостоянии крестьян и тех, кто жил кустарным и цеховым производством. Недовольство из-за усиления покровительства промышленности, и в особенности отраслей, работающих на вывоз, в ущерб другим слоям общества проявилось в учении физиократов.

История XVII-XIX вв. подтверждает тяготение меркантилизма к применению вооруженной силы в случаях, когда какое-либо государство пытается ограничить ввоз при помощи высоких пошлин или запретов.

Концепция меркантилизма прошла два этапа в своем историческом развитии. Первый этап называют ранним меркантилизмом и относят к первой трети XV – середине XVI вв. Второй этап, возникновение которого связывают со второй половиной XVI в., получил название зрелого, или позднего, меркантилизма.

Ранний меркантилизм, который называют также монетарной системой, сосредоточил свое внимание на накоплении драгоценных металлов в стране, которое воспринималось его представителями как обогащение нации. Деньги, по их мнению, являлись абсолютным богатством, всеобщим эквивалентом материального богатства, способным идеально выполнять функцию сбережения. Для процветания нации страна должна иметь большие запасы драгоценных металлов, поэтому главной задачей ранние меркантилисты считали обеспечение активного денежного баланса. Денежный баланс – это сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра. Разность ввоза и вывоза называется сальдо. Чтобы баланс был активным, сальдо должно быть положительным. Такой точки зрения придерживались У. Стаффорд (Англия), Де Сантис, Г. Скаруффи (Италия). Для достижения этой цели разрабатывались административные мероприятия по удержанию денег в стране. Не заботясь о теоретических основаниях, правительства принимали решения, препятствующие вывозу денег из страны. В Испании в XVI в. по закону за это полагалась смертная казнь. В Англии был принят так называемый Закон об истрачивании, согласно которому все иностранцы, привозящие в страну свои товары, должны были всю выручку истратить на покупку английских товаров. Английские же купцы-экспортеры обязаны были хотя бы часть своей выручки привозить на родину наличными деньгами. Эту разновидность меркантилистской политики в экономической литературе называют «бульонизмом» (от англ. bullion – золотой слиток). Приверженцы бульонизма нередко отождествляли драгоценные металлы с богатством вообще, а в торговле видели битву за золото. Австриец Й. Бехер писал, что всегда лучше продавать товары, чем их покупать, так как первое приносит выгоду, а второе – убыток.

Представители позднего меркантилизма: Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция) искали источники обогащения нации не в примитивном накоплении сокровищ, а в развитии внешней торговли. Они пришли к пониманию того, что успешное ведение внешней торговли всецело зависит от хозяйственного положения внутри страны. Томас Мен (1571–1641) выступал против жесткой регламентации денежного обращения, был сторонником свободного вывоза денег, считал, что всяческие ограничения в этом вопросе мешают расширению торговых операций, росту торговых прибылей: «Обилие денег в королевстве делает отечественные товары дороже. Что... прямо противоположно благу государства в отношении размеров торговли».[38]

Основой накопления капитала сторонники позднего меркантилизма считали положительное сальдо внешней торговли. В связи с этим главной задачей экономической политики государства они признавали поддержание активного торгового баланса. Впервые термин «торговый баланс» был введен англичанином Э. Мисселденом в трактате «Круг торговли» (1623). Последовательно анализируя проблемы, связанные с происхождением богатства, международным разделением труда Т. Мен в книге «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип богатства» (1664) отмечает, что активное сальдо, или дефицит торгового баланса, является показателем выгод или потерь страны в результате осуществляемой ею внешнеторговой деятельности.

Идея торгового баланса позволила сделать вывод о взаимовыгодном характере торговли. В 1713 г. Д. Дефо писал: «Выгода – вот чему служит обмен товарами... такой обмен приносит взаимную прибыль торгующим».[39]

Наиболее яркими примерами применения меркантилизма являются Англия и Франция.

Англия, у которой не было собственных золотых и серебряных рудников, включая ее колонии, могла рассчитывать на добычу золота только при помощи торговли. Так, еще при Ричарде II (конец XIV в.) купцы лондонского Сити на вопрос короля о средствах поднятия благосостояния страны отвечали о необходимости продавать больше, чем покупать, добывать побольше денег и не выпускать их из страны.

Экономическая политика, направленная на поощрение национальной промышленности, широко проводилась при Елизавете I, сделавшей Англию мировой державой с мощным флотом и обширной торговлей. Главным образом, ограничивался или прямо запрещался вывоз отечественного сырья и привоз иностранных изделий. Применялась система денежного баланса, регулировались заработная плата и цены.

Для накопления денег на материке устанавливались складочные пункты, при которых учреждались особые корпорации, следившие, чтобы деньги, уплачиваемые за товары, ввозились в Англию. Англия, как и большинство государств, обладала испорченной монетой, ценность которой была ниже номинальной. Международная торговля устанавливала курс, соответствующий ее действительной ценности. Так как английская монета обесценивалась, то во избежание потерь на курсе каждый иностранец обязан был производить все платежи в Англии только английской монетой, что обязывало его менять всю сумму наличных иностранных денег на английские. Утайка иностранной монеты строго наказывалась.

Менялы сами произвольно оценивали представляемые им для размена иностранные монеты, которые затем переплавлялись на английские. Иностранцы должны были истратить все деньги в Англии, не имели права на вывоз денег из Англии. Для обеспечения контроля к каждому иностранцу прикреплялся надсмотрщик. Со временем на основе деятельности привилегированной торговой Ост-Индийской компании было понято, что эти меры задерживают развитие сбыта английских товаров.

После смерти Елизаветы I в 1603 г. Иаков I Стюарт не мог править как абсолютный монарх, так как деньги были у парламента и у лондонских купцов. Возникшие в начале XVII в. финансовые и торговые трудности заставили короля образовать специальную государственную комиссию из экспертов Сити, куда вошел Томас Мен. Вывоз денег из страны был разрешен, но при условии организации меновых процессов таким образом, что деньги вернутся в страну в большем количестве. Центр тяжести государственного вмешательства в экономику был перенесен с задерживания денег в стране на расширение выгодной международной торговли с использованием тарифной политики. Вывоз сырья (особенно шерсти) был запрещен, а вывоз готовых изделий поощрялся государственными субсидиями. Англия захватывала все новые колонии, ограничивая доступ иностранных промышленных товаров высокими ввозными пошлинами.

Система торгового баланса получила свое выражение после английской буржуазной революции в Навигационном акте Кромвеля, принятом парламентом в 1651 г. и действовавшем до 1849 г. Согласно этому акту, направленному против Голландии в интересах английской буржуазии, товары из Азии, Африки и Америки разрешалось ввозить в Англию и ее владения только на английских кораблях. Другим замечательным актом протекционистского характера явился акт о выдаче премий на экспорт хлеба и солода. Со второй половины XVII века в роли наиболее могущественной державы - метрополии - утвердилась Англия, победившая в войнах 1652-1654, 1665-1667 и 1672-1674 гг. за обладание колониями Нидерланды.

Идеи системы торгового баланса, направленные на ускорение развития промышленности и торговли в интересах национальной буржуазии, были развиты в Англии при централизации банковского дела.

В начале XVII в. лондонские золотых дел мастера вопреки запрещению стали производить банковские операции, выдавая своим вкладчикам свидетельства. Постепенно доверие к ним увеличивалось и вклады, передаваемые им на хранение, значительно выросли, вследствие чего они стали ссужать королей. Несмотря на затруднительное положение из-за королевских займов, банкирские предприятия продолжали развиваться, но не могли удовлетворить всю потребность в кредите со стороны промышленников для своих предприятий, купцов для заморской торговли и правительства для колониальных войн.

В конце XVII в. появился ряд проектов об объединении банковского дела и создании публичного банка Англии. Верх одержал проект Вильяма Петерсона.[40]

Если у Венецианского и Амстердамского банков на первый план ставились разменно-вкладные операции, облегчающие капиталистам платежную операцию, превращая вклады в деньгах в учетные деньги на сумму, равную стоимости вкладов, то в английском проекте был выдвинут новый принцип организации банков, согласно которому главной функцией банка стала кредитная функция. При простой замене денег расходы по изготовлению и хранению денег оплачивались потребителем и банк не получал прибыли. Теперь основной задачей банка становится создание в ходе кредитных операций новых платежные средств для лиц, вовсе не имеющих их, а прибыль становится движущим мотивом деятельности банков.

Согласно проекту Петерсона, банки эмитируют билеты в ходе кре­дитных операций: учет векселей, ссуда под обеспечение товарами или государственными ценными бумагами. Банк приобретает ценные бумаги (в том числе государственные бумаги, особенно векселя казначейства), так как он на этом зарабатывает проценты и дивиденды.

Исходя из скрываемого от всех факта, что в Амстердамском банке находилась в наличности 1 /4 вверенных вкладов и, следовательно, платежи проводились чеками на «фиктивные вклады», Петерсон приходит к выводу, что не требуется полного покрытия звонкой монетой всех обязательств, выпускаемых банков. Если ранее за складчины капиталов в ссуду правительству (Венеция, Генуя) отдавали в управление статьи государственных доходов, то теперь государство должно уплатить банку долг и проценты. Основной капитал банка пре­доставляется в распоряжение правительства, т.е. помещается в государственных ценных бумагах, служащих обеспечением и эквивалентом кредитных операций банка. Количество банковских билетов, выпускаемых в ходе кредитных операций банка, должно было быть обеспечено суммой складочного капитала банка и государственных ценных бумаг. Петерсон не считал возможным предоставлять банку полную свободу в выпуске кредитных банковских билетов, в качестве необходимых условий солидности денег рассматривал разменность билетов по востребованию.

В 1694 г. английское правительство, находясь в затруднительном положении, воспользовалось проектом Петерсона и издало закон об учреждении Английского банка, который обязывался представить в распоряжение правительства сумму 1,2 млн. фунтов стерлингов, собранную подпиской на акции, и что пассив банка не должен превышать эту сумму долга правительства. Банк мог выпустить банковских билетов выше этой суммы только с разрешения парламента и под определенным парламентским обеспечением.

Обществу выдается концессия (договор) с парламентом. Правление банка действует в рамках парламентских законов. Во время действия концессии складочный капитал банка остается в руках правительства, которое платило за него 8% годовых. Банку разрешили торговать векселями, золотом и серебром в слитках, но запретили торговать другими товарами, за исключением оставшихся как залог под ссуды. Чистая прибыль распределялась собранием акционеров. Банку была предоставлена привилегия, что на время концессии никакой другой корпорации не разрешается вести банковские операции.

В первое время с банком враждовали золотых дел мастера. Английский банк был вынужден сократить выпуски своих билетов, так как при малейшем кризисе мастера предъявляли билеты к размену на значительные суммы. Развивая выпускные операции постепенно и с большой осторожностью, банк вышел победителем и, кроме имеющейся привилегии, добился запрещения всякому товариществу в количестве более 6 лиц заниматься банковскими делами.

Своеобразное развитие из-за близости к населению сельских округов получил Шотландский банк. В конце XVII в. в Англии и Шотландии насчитывалось 140 акционерных компаний, общий капитал которых составлял 4 млн. 250 тыс. фунтов стерлингов.

С ростом экономического могущества Англии увеличивался государственный долг, в обиход вошли ценные бумаги и биржа.

К концу XVII в. Англия стала первой морской и торговой империей с колониями во многих концах света, самой развитой буржуазной страной, купцы которой монопольно захватили работорговлю. В Англии сложилась современная парламентарная монархия, где король царствует, но не правит; две партии: тори - консервативная партия землевладельцев и виги - либеральная партия буржуазии, сменяющие друг друга у власти; неслыханная тогда в Европе свобода личности, печати и слова. Политическая борьба потеряла религиозную окраску, и Англия стала «островом с сотней религий».[41]

В основе этих процессов лежали изменения в экономике под воздействием меркантильной политики. В конце XVIII в., когда Англия из земледельческой страны превратилась в промышленную, меркантильная политика постепенно смягчилась под давлением экономических и политических условий.

Во Франции меркантилизм получил широкое применение во второй половине XVII в. при министре Людовика XIV Кольбере. Внедренная им система мер получила название «кольбертизм».

Кольбер, следуя системе активного торгового баланса, добивался увеличения государственных доходов, в первую очередь за счет поощрения обрабатывающей промышленности ссудами, субсидиями, привилегиями, монополиями; развития вывоза продуктов и сокращения ввоза из-за границы готовых продуктов. Он учредил торговую палату для контроля за положением в торговле, заключал торговые договоры о беспошлинном ввозе французских товаров в Россию и Шве­цию, ввел пошлины на корабли, входившие во французские порты и выдавал премии французским судостроителям, способствовал развитию транспорта, созданию торговых компаний, завоеванию колоний и направлению в них экономической деятельности в интересах французской обрабатывающей промышленности.

Для увеличения дешевых рабочих рук правительство поощряло ранние браки и ввело систему мер по регулированию хлебной торговли с целью удешевления хлеба. Производство было подчинено строжайшей регламентации. Отступление от кодекса сурово наказывалось.

При Кольбере правительство сделалось предпринимателем, создав известную гобеленовскую мануфактуру и огромный зеркальный завод. По отношению к интересам потребителей государство ведет себя как частный хозяин, создавая для индустрии монополию и, в отличие от Англии, применяет меры по удешевлению труда.

В результате мер Кольбера во Франции было создано крупное капиталистическое производство, достигшее высокой степени развития, но за это была заплачена высокая цена: мелкое производство разорялось; искусственное снижение цен на продукты земледелия привело к забрасыванию земель и к нищенству одной десятой населения Франции в конце XVII и в начале XVIII века; введенные во Франции запретительные тарифы на вывоз продуктов тяжело отразились на регионах, где они производились, и это привело к тарифной войне с Голландией и Англией, уничтожившей прежний свободный международный обмен.

Военные расходы потребовали огромных средств. В бюджете снова появился дефицит, потребовавший огромных новых займов. Нивегенский мир заставил Кольбера вернуться к старым тарифам. Тем самым были утеряны все финансовые успехи Кольбера. В конце царствования Людовика XIV финансы Франции из-за войн и расточительности двора пришли в полное расстройство. Народ был не в состоянии нести бремя налогов. Начался следующий эксперимент во Франции под названием «системы Джона Ло» (1716-1720 гг.), базировавшийся на идеях старой английской системы денежного баланса и впервые познакомивший Европу с бумажно-денежным хозяйством.[42]

Джон Ло ставил задачу обогащения страны путем увеличения банком количества денежных знаков в форме кредитных бумаг. Заставив поверить в его систему, которая покроет государственные расходы и умножит в стране производительные силы, он получил патент от регента Филиппа Орлеанского на устройство акционерного банка с теми же операциями, что и у Английского банка: выпуск банковских билетов, учет векселей, прием частных вкладов и производство трансфертов. Банк обязан был разменивать свои банкноты на экю того же веса, какие находились в момент открытия банка, т.е. банк создавал постоянную банковскую единицу счета. Директором был назначен Ло, а важнейшие вопросы решались на собрании акционеров.

Понизив вексельный дисконт сначала до 6%, а затем до 4% (частный дисконт доходил до 40%), он открыл широкий кредит для частной предприимчивости и приобрел общее доверие, выдав акционерам дивиденд в размере 7%. Затем Ло распространил спекулятивную деятельность, открыв Западную компанию для эксплуатации французских североамериканских колоний, и присоединил к ней Гвинейскую и Остиндийскую компании. Последняя, забрав в свои руки почти всю заморскую торговлю с Америкой, Африкой и Азией, приобрела монополию на продажу табака, чеканки монеты и взяла на откуп часть государственного долга, обеспечивая в первое время высокий дивиденд.

Джон Ло стал производить грандиозные выпуски акций. Чтобы поднять курс старых акций, было установлено выдавать новые лишь по предъявлении 4 старых. Так появились акции «маменьки», чтобы получить акции «доченек». Через неделю появились акции «внучки», для получения которых требовалось предъявить 4 «маменьки» и 1 «дочку». В результате невиданная спекулятивная и биржевая горячка охватила все слои Франции и иностранцев. Цена акций росла с поражающей быстротой, и в несколько часов многие нажили баснословные богатства. Параллельно с выпуском акций шел и выпуск банковских билетов, принимаемых в уплату за акции.

Однако разочарование в магической силе ценности бумажных денег наступило быстро. Так как доход компании был невелик по сравнению с общей курсовой стоимостью всех акций, то дивиденд по ним оказался ничтожным. В течение нескольких недель курс акций понизился и продолжал безостановочно падать, а вместе с этим рос излишек банковских билетов. Их владельцы стали стремиться купить на них недвижимость и товары, вследствие чего цены на них стали расти. В 1720 г. было запрещено под страхом конфискации держать дома звонкую наличность свыше 500 ливров, что еще некоторое вре­мя поддерживало размен билетов, так как никто не мог потребовать размена больше 500 ливров. Далее последовал указ о запрете обращения золотой и серебряной монеты. Но эти меры не смогли спасти банк от гибели к концу 1720 г.

Эксперимент Джона Ло отбил во Франции охоту прибегать к бумажным деньгам и надолго до 1776 г. задержал в ней развитие банковского дела, что определило отставание Франции в темпах промышленного подъема от Англии.

Однако аргументация Джона Ло была использована в 1751 г. Бенджамином Франклином для доказательства пользы бумажных денег, когда не хватает драгоценных металлов. Его предложения были направлены против великодержавной Англии, которая задерживала экономическое развитие американских колоний, навязывая им жесткую, ограничительную систему металлических денег. Кроме того, Франклин выступил в интересах фермеров и простых горожан против ростовщиков и купцов, желавших возвращения денег, отданных в ссуду, в звонкой монете, что вынуждало должников залезать в долговую кабалу или соглашаться на низкую заработную плату.

Для практического меркантилизма в Италии не было ни экономических, ни политических условий. Однако было много работ, трактовавших вопросы экономической теории, особенно вопросы денежного обращения, так как банковское дело и ростовщичество развивалось в Италии с давних пор. Наиболее ярким представителем позднего меркантилизма был Антонио Серра, который, отвергая концепцию монетаризма, придерживался теории торгового баланса. В работе «Краткий трактат о причинах, которые могли привести к изобилию золота и серебра в тех королевствах, где нет рудников применительно к Неаполитанскому королевству» (1613) он отмечает, что развитие промышленности является более выгодным для страны с точки зрения экспорта, так как продукция аграрной сферы не пригодна для длительного хранения и транспортировки за рубеж. Итальянский мыслитель пытался анализировать факторы, от которых зависит богатство страны, выделяя природные ресурсы, квалификацию рабочей силы, развитие индустрии и коммерции, роль правительства.

В Германии меркантилизм принимал искаженные формы. Сказывалась экономическая отсталость и политическая раздробленность страны. Процветала финансовая наука, поучившая название «камералистика», сторонники которой изыскивали для господ новые виды доходов фискального характера. Представитель меркантилизма Йоганн Бехер утверждал, что всегда лучше продавать товары другим, чем покупать их.

Идеология меркантилизма впоследствии поучила самые различные оценки. Одни, как Ф. Лист, видели ее сущность в создании и развитии производительных сил страны в качестве предпосылки национального богатства. Другие, как К. Маркс, осуждали меркантилистов за то, что они искали источник богатства нации в сфере обращения, а не в сфере производства, упоминая последнее лишь с позиции его возможностей обеспечить приток денег в страну. А. Смит ввел взгляд на меркантилизм как на своего рода предрассудок. Крупнейший экономист XX в. Дж. Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» посвятил меркантилизму главу под названием «Заметки о меркантилизме, законах против ростовщичества, деньгах, оплаченных марочным сбором, и теориях недопотребления», продемонстрировав свой интерес к экономической политике меркантилистов. Однако Й. Шумпетер отмечал, что меркантилизм представлял собой не столько научное направление, сколько практическую политику, и порожденная им литература, будучи вторичным и побочным явлением, содержит в общем и целом только зачатки науки.[43]

В процессе изучения трудов меркантилистов становится очевидным, что есть основания для таких полярных оценок значимости меркантилистических идей. Между тем практическая направленность меркантилистской системы в области торговых операций и денежного обращения и ее влияние на дальнейшее формирование экономической науки ни в коем случае не должны недооцениваться.

Учение меркантилистов имело следующие недостатки:

– в силу исторических условий меркантилизм ограничился изучением явлений в сфере обращения в отрыве от производства;

– в методологии меркантилисты не вышли за рамки эмпиризма, ограничились поверхностными обобщениями явлений обмена, поэтому не могли понять сущности многих экономических процессов;

– не были решены вопросы теории товарного производства, хотя цена и противопоставлялась издержкам производства;

– уделяя значительное внимание деньгам, они не выявили их сущности, не смогли объяснить, почему деньги как всеобщая форма богатства противостоят всем другим товарам. Не понимали, что деньги – это товар, но особый товар, так как он выполняет роль всеобщего эквивалента. Односторонне трактовав функции денег, монетаристы сводили их к накоплению богатства, теоретики торгового баланса добавили функцию мировых денег;

– не понимали роли внутренней торговли, хотя она была важной сферой купеческих доходов. Считали, что внутренняя торговля не дает прироста национального богатства, поскольку доходы торговца одновременно приводят к расходам покупателя;

– прибыльными меркантилисты объявили лишь экспортные отрасли производства, наценку при продаже товаров ошибочно считали первоисточником прибыли;

– односторонний подход к анализу экономики сказывался при трактовке производительного труда, которым, по их мнению, являлся лишь труд, занятый в экспортных отраслях.

Однако, оценивая достижения мыслителей той эпохи, нельзя забывать, что в экономическом мышлении они решили сложную задачу – преодолели устоявшиеся веками религиозно-этические принципы.

В рамках меркантилизма появляется новое название экономической науки - «политическая экономия», предполагающее исследование экономических вопросов на макроуровне (страны, полиса). Именно меркантилистами было введено емкое понятие «национальное богатство», которое позднее широко использовалось экономистами и заменило теологический термин «общее благо».

Меркантилизм – это первая теоретическая разработка капиталистического способа производства, капитализм трактовался как новый способ производства, выявлялись его черты. Поздний меркантилизм был прогрессивным: содействовал развитию торговли, судостроения, международному разделению труда, другими словами, развитию производительных сил.