ЛЕКЦИЯ 1. Предмет истории экономических учений, их научная и методологическая основы

Со времен древних цивилизаций, а именно: с появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни перед обществом возникло множество насущных проблем, важность и актуальность которых сохраняется до сих пор и вряд ли когда будет утрачена. Наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема поиска и толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, основанная на логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.[1]

В процессе исторического развития обще­ства неизбежно появляются экономические идеи - представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально ис­пользовать. Долгое время экономические идеи ос­таются отрывочными, разрозненными, но постепенно они формируются в определен­ные системы экономических взглядов - возникают экономические учения.

История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несет самостоятельную нагрузку. В литературе принято следующее определение предмета этой науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов.[2]

Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества. При изучении этой науки следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений.[3]

Согласно кумулятивномувзгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы. Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.

Другой, эволюционный,взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность, и новые экономические теории не могут быть простым улучшением старых. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представить значительный интерес в другое. И тогда старая экономическая идея может оказаться неожиданно привлекательной для тех, кто пытается создать новые модели для новых способов экономического поведения.

История экономических учений будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных альтернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с течением времени.

В процессе формирования каждое экономическое уче­ние выражает систему взглядов того или иного класса на хозяйственные явления, на те или иные вопросы хозяйственной де­ятельности, на экономические отношения в обществе. Складывается такая система постепенно в процессе развития общества и данного общественного класса. История экономических учений изучает воззрения рабов и рабовладельцев, феодалов и крес­тьян, буржуазии и рабочего класса, интел­лигенции.

В литературе почти не сохранились материалы, ха­рактеризующие программные требования рабов античной Греции, скудны источники для характеристики экономи­ческих воззрений рабов античного Рима. Более обширные сведения имеются об экономической программе римского крестьянства, получившей свое отражение в аграрных проектах братьев Гракх. Экономические же требования феодального крестьянства ярко выражены во многих до­кументах своей эпохи, в особенности периода позднего феодализма.[4]

Таким образом, в классовом обществе экономические учения носят классовый характер. Новому и старому ба­зису, новым и старым классам соответствуют прогрессив­ные и реакционные экономические учения.

В истории науки существовало несколько подходов к созданию картины экономической действительности. Строго говоря, у каждого ученого - своя картина. Тем не менее, с известной долей допущения можно выделить классическую, марксистскую, историческую, институциональную, кейнсианскую школы. Каждая школа ставит перед собой конкретные задачи и решает их присущими ей методами. Цель истории экономических учений - показать своеобразие каждой школы, ее задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства.

Профессор императорского московского университета А.И. Чупров в 1892 году писал: «Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшественников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания, на долю строителя, редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не слагаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией, или компромиссом».[5]

Необходимым условием познания истории развития экономических учений является их систематизация. В большинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории, как правило, общественно-эко­номические формации. Действительно, экономические учения рабовладельческого общества предшествуют уче­ниям феодального общества, последние предшествуют экономическим воззрениям капитализма.

Однако жесткий схематизм здесь недопустим. Перио­дизация истории экономических учений отдельной стра­ны и периодизация всемирной истории экономических учений не всегда совпадают, как не совпадает экономи­ческое развитие отдельно взятых стран. Так Россия поз­же других стран вступила на путь капитализма. Напри­мер, учение Н. Г. Чернышевского, направленное прежде всего против крепостничества в России, находит свое ме­сто во всемирной истории экономических учений в эпоху феодализма, на стадии кризиса феодального общества и перехода к капиталистической системе хозяйства; отно­сится оно и к направлению утопического социализма.[6]

Особое место занимают экономические учения Китая, Индии, арабских стран, Африки - по отношению к ним принятая периодизация мало подходит.

Кроме того, среди ученых-экономистов существуют различные подходы к определению этапов экономическо­го развития общества - отсюда и различия в этапизации истории экономических учений.[7]

Таким образом, изучая историю экономи­ческих учений, важно знать, в каких исторических усло­виях возникло то или иное учение, какую роль оно играло в общественном развитии. Следует помнить, что система экономических взглядов формируется средой, окружаю­щей экономистов, средой, которая их вырастила и воспи­тала; что носители экономических идей - не абстракт­ные личности, а члены определенного общества, опреде­ленного класса, определенной семьи. Именно поэтому, изучая направления развития экономической мысли, в особенности идеи отдельных ученых, важно учитывать и историческую обстановку, и происхождение носителя идеи.

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера,[8] первыми публикациями, посвященными изучению истории экономических концепций стали статьи французского физиократа П. Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» в 1767 и 1768 годах. Также серьезный анализ ранних экономических воззрений был проведен родоначальником современной экономической теории Адамом Смитом в его трактате 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый в данной работе рассматривает основные концепции того времени - меркантилизм и физиократию.[9]

В XVIII веке вместе с развитием экономической теории появляются и работы посвященные изучению уже сложившихся экономических доктрин. Так, в 1824-1825 годах появляются обзоры экономических воззрений последователя Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллоха. В 1829 году французский экономист Жан-Батист Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». Также анализ экономических воззрений можно обнаружить в книге 1848 года немецкого экономиста Бруно Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» и публикациях его соотечественника Вильгельма Рошера. В 1850-1868 годах выходит несколько статей, посвященных обзору экономических доктрин итальянского ученого Франческо Феррары. В 1858 году русский экономист И.В. Вернадский выпускает «Очерк истории политической экономии». В 1871 году немецкий философ Евгений Дюринг публикует «Критику истории национальной экономии и социализма», а в 1888 году вышла книга ирландского экономиста Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».[10]

В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов.

Среди российских работ по истории экономических учений XIX и начала ХХ веков выделяются «Очерк истории политической экономии» 1883 года И.И. Иванюкова, «История политической экономии» 1892 года А.И. Чупрова, «История политической экономии» 1900 года Л.В. Федоровича и «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» 1909 года А.Н. Маклашевского. В рамках книги «Экономические очерки», российский ученый В.К. Дмитриев анализирует основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена, модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.

Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист Альфред Маршалл, включивший в свой трактат 1891 года «Принципы экономической науки» приложение под названием «Развитие экономической науки». «История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг.» английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 году содержит интерпретацию идей Д. Рикардо, Джеймса и Джона Стюарта Миллей, Т. Мальтуса и других. Таким образом, формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX - начале ХХ вв., к этому времени историю экономических учений уже начали преподавать в парижской Сорбонне.

Среди работ начала XX века, посвященных изучению экономических воззрений, выделяются работы К. Маркса, Ш. Жида и Ш. Риста, Э. Хекшера.

Во второй половине ХХ века вышло большое количество исследований по истории экономических учений, среди авторов которых были такие крупные экономисты, как Й. Шумпетер, М. Блауг, Р. Хайлбронер, Дж. Стиглер, У.К. Митчелл и многие другие.[11]

Интерес экономистов к истории своей науки носит дискретный характер. Вопрос о том, как решали те или иные проблемы экономисты прошлого, неизменно возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением насущных проблем современности. И как полагает в этой связи видный современный исто­рик экономической мысли Т. Негиши, «ныне влиятельная теория не обязательно во всех отношениях превосходит предыдущие, от­рицаемые в данный момент... так что возможность... возвращения старых идей нельзя понять, лишь изучая новые».[12]

Таким образом, история экономических учений изучает: под влиянием каких условий складываются взгляды на экономическую действительность, как меняется трактовка базовых экономических категорий, и совершенствуются методы экономических исследований.

Как и другие отрасли экономи­ческой науки, история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа.

Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каж­дая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.

Научный метод познания идей, взглядов и мыслей в истории экономической учений предполагает решение гносеологических, познавательных задач. Недостаточно выявить, чьи интересы отражает та или иная теория. Надо знать, что она дала или не дала по сравнению с предшествовавшими.

Разработка метода экономической науки восходит к тру­дам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономичес­кой и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления - логики.[13] Разработанные Аристотелем приемы по­знания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и дру­гие широко используются до сих пор при анализе экономических явле­ний и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической науки совершенствовались приемы и методы его позна­ния, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анали­за результатов.

Но прежде чем рассмотреть сущность приемов и методов научного познания в экономической науке, целесообразно охарактеризо­вать содержание основ­ных методологических принципов, на которые она опирается.

К наиболее значимым методологическим принципам экономической науки следует отнести такие, как ир­рационализм, релятивизм, эволюционизм, органицизм, полифун­кционализм.[14]

Иррационализм - методологический принцип, который предполагает отрицание познавательного значения разума либо отводит разуму вспомогательную роль и поэтому допускает утверждение того, что как человек и окружающий его мир, так и история иррациональны по своей природе, а также выдвигает на первый план аспекты ду­ховной жизни, выходящие за пределы мышления, как-то: воля, чувство, интуиция, воображение, мистическое озарение и т.д.

Релятивизм - принцип методологии, базирующийся на абсолютизации положений об изменчивости действительности и условности наших знаний о ней, вследствие чего факты развития познания, сопровождающиеся преодолением достигнутого преж­де уровня, рассматриваются как доказательные аргументы его (по­знания) неистинности, как основание для отрицания объектив­ных истин.

Эволюционизм - методологический принцип, в соответствии с которым процесс развития системы рассматривается как медлен­ное изменение количественных характеристик, позволяющих кон­статировать происходящие постепенные и глубокие качественные изменения, характеризовать особенности этих изменений в приро­де и общественных процессах, включая экономику, культуру и иные системы.

Органицизм - методологический принцип, который допускает только целостный (системный) подход к изучению объек­тов, а составляющие их элементы и отношения между ними харак­теризуются как внутренние, т.е. лишь как компоненты (части) ис­следуемого объекта.

Полифункционализм - принцип методологии, допускающий необходимость изучения деятельности индивида в самых разнообразных проявлениях с тем, чтобы избежать сведение множества социальных функций к определению только одной, в соответствии с которой человек характеризуется главным образом как максимизатор функ­ции полезности.[15]

Экономическая наука использует разнообразные приемы и методы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, логическая (научная) абстракция, исторический и логический методы, анало­гия, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделе­ние целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдель­ных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Анализ и синтез вы­ступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания и должны применяться экономической наукой в единстве.

Однако исследование принципов организации рыночного хо­зяйства на основе объединения результатов анализа имеет относительно непродолжительную историю. Благодаря немецкой исторической школе лишь во второй половине XIX в. впервые была обоснована взаимозависимость (функциональная связь) как экономических, так и неэкономических факторов и эле­ментов с учетом их влияния на экономическую систему. И лишь с завершением «маржинальной революции» и воз­никновением неоклассического направления экономической мыс­ли в конце XIX в. функциональный анализ утвердился в части выявления взаимо­связи сферы производства и сферы обращения и характеристики равновесия в экономической системе.

В значительной мере становление функционального мето­да, т.е. единства методов анализа и синтеза, связано с творчеством А. Маршалла.[16]

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. В свою очередь, дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Оба эти метода, равно как методы анализа и синтеза, применимы только в единстве, так как в экономической науке не существует постоян­ного набора аксиом, не подвергающихся сомнению. Как пока­зывает ее история, «положения, считавшиеся фундаментальными и аксиоматическими... постоянно подвергаются сомнению».

Среди методов изучения, которыми располагает экономическая наука, значительное место занимают историчес­кий и логический методы. Эти методы, так же как анализ и синтез, индукция и дедукция, применяются в единстве и не противостоят друг другу.

Конечно, это не единственно возможный подход. Например, вполне возможен подход проблемный, при котором отбираются все теории по определенной экономической проблеме, и проводится их логическое сопоставление. Исторический метод в экономической науке предполагает, во-первых, характеристику каждой теории (учения) «во времени и пространстве». Каждое экономическое учение возникало в конкретной стране, где в это время существовала определенная экономическая и политическая система, где был достигнут определенный уровень развития культуры и науки. Все это оказывало свое влияние на автора теории - в народном хозяйстве какие-то проблемы были в это время наиболее острыми; политическая система давала больше или меньше возможностей для свободных научных исследований; общий уровень культуры, образования и науки стимулировал или тормозил развитие экономической теории; развитие других наук, естественных или общественных, порождало идеи, которые могла использовать экономическая наука. Во-вторых, помимо воздействия «внешних» факторов у развития каждой науки есть внутренняя природа, обусловленная любознательностью ученых, и своя внутренняя логика. Как уже говорилось, в экономической науке происходит смена одних теоретических подходов другими. Каждый из них проходит сначала стадию зарождения, выработки новых методологических приемов и теоретических идей, затем на их основе исследование идет вширь, данный теоретический подход используется для исследования все большего числа экономических явлений, происходит становление теории. Но со временем применяемый методологический подход себя исчерпывает, т.е. все проблемы вроде бы исследованы, но в то же время выясняется, что существуют факты, которые либо не могут быть объяснены данной теорией, либо которые еще не достаточно изу­чены.[17]

В данном случае исторический метод тесно переплетается с логическим методом, при помощи которого, в частности, да­ется обоснование того, какой раздел экономической теории следует изучать сначала - микроэкономику или макроэкономику и т.д. При этом, как утвержда­ет А. Маршалл, рассматривая отношения экономической науки к фактам отдаленного прошлого, «специалист по экономической ис­тории может расширить границы наших знаний и выдвинуть новые и ценные идеи, даже если он довольствуется наблюдением тех сов­падений и причинных связей, которые лежат близко от поверх­ности».[18]

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. К примеру, при обосновании важнейших положений одним из центральных в экономической науке является понятие «теория», которое было заимствовано по принципу аналогии из физики. К числу других примеров аналогии из физики можно отнести и такие распространенные ныне в экономической науке поня­тия, как «эластичность», «равновесие» и др. В экономичес­кой науке немало аналогий и из сферы медицины, с помощью которых стало традицией объяснять закономерности функционирования экономики на макроуровне, как будто бы речь идет о функционировании человеческого организма, и т.д. Так, широко приме­няется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равнове­сию в физическом его понимании.

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изо­билует противоречиями. При этом как элементы, так и обстоятельства экономической деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга.

Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости экономическая наука, желающая по­нять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причин­но-следственные связи между ними, широко использует метод научной (логической) абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, вре­менного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различ­ным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследо­ватель. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно, абстрак­ция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сфор­мулировать научные категории, которыми оперирует экономическая на­ука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «ве­личина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предполагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочте­ниях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потреби­телей и т. д.

Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представ­ляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметра­ми). Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на про­дукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, уста­навливаемой государством, т. е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.

Метод экономико-математического моделирования, как один из системных методов исследования, возник в результате так называемой «маржинальной революции», произо­шедшей в экономической науке в конце XIX в., но широкое рас­пространение получил в XX столетии. Основу данного метода составляют диф­ференциальные и интегральные исчисления, начало которым в области экономической теории положили известные экономисты: О. Курно, У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето, А. Мар­шалл и др.

Однако сами по себе математические приемы, в какой бы форме они ни были представлены, не должны быть самоцелью в экономи­ческом анализе, где, говоря словами М. Алле, в самом деле, суще­ствует «проблема лавирования между «литературной теорией» и "ма­тематическим шарлатанством"».[19] И нельзя не согла­ситься и с Р. Коузом в том, что «если глупость слишком велика, чтобы быть высказанной вслух, ее можно спеть. В современной же экономической теории ее можно облечь в математическую форму».[20]

Однако сегодня ни у кого не вызывает сомнений утверждение А. Маршалла о том, что «подготовка в области математики полезна тем, что она позволяет овладеть максимально сжатым и точным языком для ясного выражения некоторых общих отношений и не­которых коротких процессов экономических рассуждений, кото­рые действительно могут быть выражены обычным языком, но без равноценной четкости схемы».[21]

Важное значение в экономической науке придается такому методу исследования, как экономический эксперимент, хотя ве­роятные результаты данного метода не всегда можно предвидеть. Этот метод предполагает целенаправленное искусственное воспро­изведение (имитацию) экономического явления или процесса с целью его изучения и подтверждения и (или) изменения гипотез, сформулированных ранее. В истории экономической мысли попыт­ки сознательного массового экономического экспериментирования связаны с именами таких личностей, как Р. Оуэн, П. Прудон и др. в XIX в., Ф. Тейлор, Г. Форд, Дж.М. Кейнс, М. Фридмен, Н. Хрущев и др. - в XX в.[22]

Таким образом, можно констатировать, что современная экономи­ческая наука обладает собственным предметом изуче­ния, а также методологическими принципами и методами анализа. В практической деятельности экономическая наука имеет огромное значение особенно сейчас, когда Россия переживает весьма слож­ный кризис, выход из которого будет менее продолжительным и разрушительным, если в основе антикризисных мер будут лежать, прежде всего, достижения экономической науки.