STEP- анализ

В литературе по стратегическому менеджменту получил распространение так называемый STEP-анализ (PEST-анализ)

STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political). Основные положения STEP-анализа:

· Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все они тесным и сложным образом взаимосвязаны;

· Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее;

· STEP-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

· Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают не только говорить о внешнем окружении, но и думать о нем;

· У людей воспитывается культура учета факторов внешнего окружения и появляется «видение» внешнего окружения;

· Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения;

· Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения;

· Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

Проводить STEP-анализ несложно. Надо конкретизировать все социальные, технологические, экономические, политические факторы, влияющие на рынок и на развитие компании в нем. В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться. А именно:

- Разработка перечня главных стратегических факторов, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия;

- Оценка важности каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.

- Оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-ти балльной шкале: «пять» – сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» – отсутствие воздействия, угрозы;

- Определение взвешенной оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывание суммарной взвешенной оценки для данного предприятия.

STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества, как системы.


 

Таблица 7

Тенденции, имеющие существенное значение для корпоративной стратегии

Политика Экономика
- Текущее законодательство на рынке - Будущие изменения в законодательстве - Европейское/международное законодательство - Регулирующие органы и нормы - Правительственная политика, изменение - Государственное регулирование конкуренции - Торговая политика - Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции - Выборы на всех уровнях власти - Финансирование, гранты и инициативы - Группы лоббирования/давления рынка - Международные группы давления - Экологические проблемы - Выборы Президента - Отношения организации с Правительством и федеральной властью в целом - Прочее влияние государства в отрасли - Экономическая ситуация и тенденции - Экономическая ситуация (ВВП) - Динамика ставки рефинансирования - Уровень инфляции - Инвестиционный климат в отрасли - Заграничные экономические системы и тенденции - Общие проблемы налогообложения - Налогообложение, определенное для продукта / услуг - Сезонность / влияние погоды - Рынок и торговые циклы - Платежеспособный спрос населения - Платежеспособный спрос главных потребителей продукта - Специфика производства - Товаропроводящие цепи и дистрибуция - Потребности конечного пользователя - Обменные курсы валют - Основные внешние издержки - Динамика занятости населения - Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
Социум Технология
- Демография - Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы - Принятие нового Трудового кодекса - Структура доходов и расходов - Базовые ценности - Тенденции образа жизни - Здоровый образ жизни - Отношение к работе и отдыху - Отношение к образованию - Бренд, репутация компании, имидж - Модели поведения покупателей - Мода и образцы для подражания - Главные события и факторы влияния - Мнения и отношение потребителей - Потребительские предпочтения - Представления СМИ - Точки контакта покупателей - Этнические / религиозные факторы - Реклама и связи с общественностью - Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей - Нехватка квалифицированных кадров - Развитие конкурентных технологий - Финансирование исследований - Связанные / зависимые технологии - Замещающие технологии/решения - Зрелость технологий - Изменение и адаптация новых технологий - Производственная емкость, уровень - Информация и коммуникации, влияние интернета - Потребители, покупающие технологии - Законодательство по технологиям - Потенциал инноваций - Доступ к технологиям, лицензирование, патенты - Проблемы интеллектуальной собственности

 

Таблица 8

Основная таблица STEP-анализа

Группа факторов Фактор Проявление Возможные ответные меры предприятия
1. Экономические Угроза высоких темпов инфляции. Эмиссия денежная Обесценивание накоплений завода Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств
Рост курса доллара Трудности с получением долгосрочных кредитов Сокращение кап. строительства и свертывание НИОКР с отдаленными во времени результатами
1.2. Дефицит государственного бюджета Сокращение или прекращение дотаций Отсутствие оплаты за продукцию Лоббирование в органах государственного управления Улучшение качества технико-экономических обоснований проектов по новейшим методикам
1.3. Изменение структуры государственных расходов 1.4. Спад производства Отмена гос. заказа на продукцию, задержка оплаты Дефицит и удорожание ресурсов Банкротство поставщиков и покупателей Снятие с производства продукции, ранее шедшей на гос. заказ Стимулирование оказания услуг по кооперации и поставок с помощью кредитов поставщикам смежникам, бартер
1.5. Рост безработицы (в т. ч. из-за конверсии) Удешевление рабочей силы. Высвобождение работников Формирование рациональной кадровой структуры
1.6. Изменение системы налогообложения Отток средств из сферы производства в бюджет Сокращение или рост платежеспособного спроса Завышение себестоимости продукции. Изыскание путей минимизации налогов. Нарушение налогового законодательства или рост налоговой дисциплины.
2. Правовые 2.1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам
2.2. Реестр монополистов Резкое увеличение отчислений средств заводов-монополистов в бюджет Лоббирование. Осторожная ассортиментная политика (предпочтение немонопольным товарам)
3. Политические 3.1. Ориентация на рыночное регулирование экономики   Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности Изыскание новых направ­лений деятельности
Ослабление дисциплины платежей и поставок Страхование поставок, стимулирование партнеров
3.2. Снижение стабильности в обществе Увеличение вероятности социальных потрясений Страхование от политических рисков
3.3. Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество Косвенное стимулирование участия в политике лиц, представляющих ин­тересы предприятия. Активная политическая позиция руководства предприятия
4. Международные 4.1. Либерализация внешнеэкономического сотрудничества   Возможность выхода на внешний рынок Получение международного сертификата на продукцию
Приток зарубежных товаров-конкурентов Использование ценового преимущества, снижение издержек
5. Социальные 5.1. Рост мобильности населения Отток работников в т. ч. с вредных и тяжелых произ­водств Совершенствование системы стимулирования. Автоматизация и механизация труда
Снижение уровня образования 5.3. Рост уровня образования Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологий Рост эффективности производства Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров
6. НТП (научно-технический прогресс) 6.1. НТП в сфере производства Появление новых материалов, оборудования, технологии Дополнительные вложе­ния в ноу-хау и обновление мощностей
Сокращение сроков амортизации Увеличение объема амортизационных отчислений
6.2. НТП в социальной сфере Рост уровня потребностей населения Маркетинг. Улучшение условий труда и быта работников предприятия

 

STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.