Стимулы деятельности государственных служащих

Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности.

Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служа­щие имеют право: на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств бюджета; в установленных случаях льготы по налогообложению, на жилую площадь. Пре­дусмотрены надбавки к должностным окладам за особые усло­вия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные вып­латы по итогам службы за квартал и год и др.

Меры поощрения. Общие меры поощрения установлены за­конодательством о труде, специальные — правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса конкрет­ных категорий государственных служащих.

Общими мерами поощрения являются денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощре­ния в виде награждения орденами и медалями, присвоения по­четных званий, присуждения государственных премий.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Россий­ской Федерации; почетные звания РФ. Основания и порядок награждения ими регламентируются Положением о государ­ственных наградах Российской Федерации, утвержденным Ука­зом Президента РФ от 2 марта 1994 г., с изменениями, внесен­ными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г.[68], положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341[69].

Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч­ное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории и др.

Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение деятельности государственных служащих, направлены на повы­шение эффективности государственной деятельности.

Ответственность государственных служащих содержит значительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирова­ния действенности служебной деятельности. Она органично связана с правовыми основами этой деятельности государствен­ных служащих, необходимостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их на­рушения государственными служащими, особенно наделенны­ми юридически-властными полномочиями, затрагивают непос­редственно интересы государства, могут ущемлять права и сво­боды граждан.

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дис­циплинарной, административной, материальной, гражданско- правовой и уголовной ответственности. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административ­ного права. Вопросы дисциплинарной, административной и мате­риальной ответственности (в том числе государственных служа­щих) по административному праву рассматриваются в IV раз­деле.