Развитие и механизмы распространения культуры

В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерностей:

• зависимость типа культуры от социально-экономических политических условий жизни общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

• преемственность в культурном развитии, которая может быть пространственной (горизонтальной) и временной (вертикальной);

• неравномерность развития культуры (высокий уровень развития художественной культуры может иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

• особую роль личности в развитии культурного процесса.

Основными факторами развития культуры являются открытия и изобретения. Открытие — это получение новых знаний о мир (например, великие географические открытия). Изобретение - новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. Открытие и изобретение являются разновидностями новации, под которой понимается создание или признание новь элементов в культуре.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимствование, так и путем стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия— это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контактможет не ос­тавить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения культуры в совре­менном обществе разработал французский исследователь А. Моль. В соответствии с этой моделью любое распростране­ние культуры начинается с признания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой ин­формации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предло­жений. Став достоянием культуры масс, данная инновация обре­тает черты устойчивого культурного образца, который трансли­руется через механизмы социализации личности.

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

• появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

• изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения культурной продукции;

• новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью,т.е. избиратель­ным подходом к переносу ценностей из другой культуры. Соци­ологи выделяют четыре основные причины этого явления:

• культура еще не созрела для восприятия данных культурных инноваций;

• нововведения грозят разрушить традиционную культуру;

• идеология запрещает заимствование новых культурных элементов как «чуждых» и не отвечающих традициям данного общества;

• члены общества не принимают эти культурные инновации.

Развитие и распространение культуры может принимать противоречивый, порой конфликтный характер. Американс­кий исследователь У. Огборн ввел понятие культурного лага (опаздывания), которое отражает ситуацию, когда материальная культура изменяется быстрее, чем духовная (адаптивная), таким образом порождает ряд социальных проблем, требующих нравственной оценки (возможность клонирования человека, за­грязнение окружающей среды, появление компьютерных тех­нологий и т.д.).

Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, которые подверглись коло­низации со стороны европейских стран. Так, когда в некоторых странах Центральной и Южной Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не объеди­нение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянными конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная акку­муляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия— это процесс, благодаря которо­му культура передается от одного поколения к другому через на­учение. В результате становится возможным преемственность в развитии культуры. Это достигается в том случае, если переда­ются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второ­степенные. В противном случае может произойти разрыв куль­турной цепи.

Культурная аккумуляцияпредставляет собой процесс накоп­ления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблю­дается явление культурного истощения.

Под культурной интеграциейпонимается взаимосвязь раз­личных элементов культуры, придающая ей определенную цело­стность. Интеграция, или единство культуры формируется бла­годаря сходству ее базисных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установлен­ных социальных норм. Такое явление Э. Дюркгейм назвал социальной аномией.

 

Социокультурные суперсистемы

В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность): Запади Восток. Их различия:

1. В отношении личности западный человек основывает видение мира на самом себе, а Восток культивирует идею отказа от личного Я в пользу безличного абсолюта.

2. В отношении к миру, к реальности Запад склонен подчеркивать активную позицию человека по отношению к внешнему миру. Восток предпочитает уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека.

3. В отношении возможностей разума для Запада характерны рациональность, прагматизм. Восток тяготеет к интуитивному познанию, чем и обусловлено внимание к медитации и самовнушению.

П.Сорокин, и в этом его большая заслуга перед социологической мыслью, принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. В основу своего исследования он положил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. Он выделил 3 типа социокультурных суперсистем:

1.Умозрительная (идеациональная)культура характеризуется следующими признаками:

а) реальность по своей природе духовна, нематериальна; она вечна и неизменна;

б) потребности и цели людей в основном духовны;

в) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

2.Признаки чувственной культуры прямо противоположны:

а) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

б) потребности и цели людей чисто плотские или чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт);

в) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

3.Промежуточная идеалистическаякультура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшение самого себя, так и трансформации окружения.

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.