Модернизация
Среди современных теорий социальных изменений важное место занимают теории модернизации. П. Штомпка различает три понятия модернизации:
1) синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;
2) синоним «современности», т. е. комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX век;
3) усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация»).
Можно сформулировать следующие частные критерии, реализация совокупности которых позволяет говорить о полной модернизации общества:
— в социальной области: разделение функций, выполняемых разными индивидами в обществе, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями вещной зависимости;
— в экономике: применение технологий, основанных на научном знании; появление вторичного (промышленность, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства; углубление общественного и технологического разделения труда; развитие рынков капитала, товаров и труда;
— в политической области: образование централизованных государств, разделение властей, участие широких масс населения в политической деятельности, установление демократии, формирование осознанных интересов различных социальных групп;
— в духовной области: дифференциация культурных систем и ценностных ориентации, секуляризация образования и всеобщая грамотность, плюрализм в науке, философии, религии, развитие средств массовой информации, приобщение населения к достижениям культуры.
Механизм модернизации в развитых странах можно описать следующей схемой:
1) зарождение новых идей как реакция на кризисные явления в обществе, изменение ценностных ориентации у большинства или, по крайней мере, у активной части населения;
2) появление социальной силы, выдвигающей идеи обновления;
3) выход субъектов модернизации на арену идейно-политической борьбы и создание благоприятных социально-политических и правовых условий модернизации;
4) осуществление модернизационных изменений как «снизу» (благодаря инициативе субъектов обновления), так и «сверху» (с помощью мер государственного регулирования, законодательства, общенациональных программ преобразований);
5) выход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение возникших в ходе модернизации социальных конфликтов, «накопление сил» для следующей модернизации.
Современные концепции модернизации делают все больший акцент на самобытности путей развития государств, принадлежащих к отличным от западноевропейской цивилизациям. Корректируя собственные взгляды, С. Эйзенштадт признает, что «...разрушение старого не обязательно способствует возникновению нового и сопровождается им. Часто разрыв традиционных связей и утрата традиционных ценностей ведет к дезинтеграции, дезориентации и хаосу, а не к укоренению новых ценностей и институтов».
Обновленная концепция модернизации включает следующие положения: 1) значимость сложившихся социокультурных типов как основы устойчивости общества; 2) важность ценностно-смысловых факторов в регуляции политической и хозяйственной жизни; 3) вариативность институциональных, символических, идеологических интерпретаций реальных процессов модернизации в различных обществах. Такая модель модернизации уже является полицентричной и допускает большое разнообразие форм и направлений.
Российская модернизация носит противоречивый, частичный характер. Как пишет видный исследователь модернизации Д. Рюшемейер: «Во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры. Часто такие социальные несообразности представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения. Но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений... Если давать формальное определение, то частичная модернизация представляет собой такой процесс социальных изменений, который ведет к институ-ционализации в одном и том же обществе относительно модернизированных социальных форм и менее модернизированных структур».