VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

 

1. Работа с учебной литературой как важный вид исследовательской деятельности направлена на формирование и развитие у слушателей навыков и умений самостоятельного творческого поиска в осмыслении путей организации противодействия коррупции. Рекомендованная учебная литература (монографические исследования, учебные пособия) содержат в себе теоретические и методологические проблемы научного анализа идеологии коррупции, социокультурных особенностей противодействия идеологии коррупции с позиций комплексного социологического подхода к изучению социальных проблем, так и общенаучных методов; в ней представлены также результаты конкретных социологических исследований и обобщен опыт проведения и организации исследования по разным аспектам.

Поэтому, при самостоятельной работе слушатели должны обратить внимание на следующие моменты:

· уметь различать конкретно-научные аспекты содержания проблемы;

· уметь выделять наиболее важные, узловые моменты (стороны) анализируемых противоречий;

· уяснить различные научные подходы в решении проблемы;

· знать и понимать содержание основных понятий и терминов;

· уметь обобщать и соотносить отдельные теоретические выводы с положениями общесоциологической теории;

· уметь выделять основные идеи.

 

Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы при условии систематического труда и обучения рациональным приёмам работы с учебной литературой.

Слушателям, прослушивающим курс «Основы противодействия коррупции в государственной и муниципальной службе», рекомендуется после прочтения (изучения) учебного материала ответить на следующие вопросы:

1. На какую проблему ориентирует автор читателя?

2. Почему у автора появилась необходимость рассматривать данную проблему?

3. Какие новые идеи он выдвигает и как он их обосновывает и доказывает?

4. Для решения каких задач необходимы эти доказательства?

5. Подтверждаются ли эти доказательства в реальной жизни?

Следующий этап работы с учебной литературой - обсуждение результатов ответов на вопросы с сокурсниками на круглых столах.

Для лучшего усвоения темы и постановки вопросов рекомендуется вести записи прочитанного учебного материала. Существует несколько форм ведения записей (план, тезисы, выписки, аннотации, резюме, конспект).

Слушателям предлагается вести записи в форме тезисов - сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала книги или конспекта, выделение самого основного в содержании изучаемой книги, сосредоточение внимания на наиболее существенном, краткая, четкая формулировка обобщенных теоретико-методо­логических положений.

Научное сообщение (подготовка реферата, доклада) - один из важных видов самостоятельной работы студентов и слушателей, направленный на углубленное изучение литературы по избранной теме, что создает возможность комплексно использовать навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления и умение на научной основе анализировать явления действительности. При подготовке научного сообщения студент или слушатель должен помнить, что, если при изучении учебной литературы главной задачей был анализ материала, выяв­ление основных идей, то в период написания работы идет другой процесс - синтез, обобщение примеров, рангов, положений, систематизация ценного важного, что он понял в результате усвоения темы. Подготовленное сообщение должно свидетельствовать о знании указанной дополнительной литературы по данной теме, её основной проблематики, отражать точку зрения автора научного сообщения на эту проблематику, его умения осмысливать явления науки на основе теоретических и практических знаний.

Работа над рефератом начинается с выбора тем, предложенных преподавателем или выбранных самостоятельно. Следующий этап работы – это работа с основной и дополнительной литературой.

Целесообразно разбить предложенную литературу на три группы источников:

1. Известные труды классиков юридической науки.

2. Монографические издания, где рассматриваются различные точки зрения на данную проблему.

3. Материалы периодической печати, где представлены новые факты и события.

Изучение предложенной литературы необходимо начинать с их тщательного просмотра, чтобы определить характер работы с каждым источником. Для лучшей работы следует наметить первоначальный план научного сообщения и, уже исходя из этого, изучать литературу. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, и все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько композиционных решений составления плана: хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности); описательное (тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенное явление); аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).

3. В конкретных юридических исследованиях используют следующие методы: наблюдение, анкетирование, интервью, контент-анализ, социометрия, экспертный опрос, социальный эксперимент. При подготовке к семинарским занятиям студентам и слушателям предлагается на выбор практическое применение одного из методов сбора первичной информации.