VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
1. Работа с учебной литературой как важный вид исследовательской деятельности направлена на формирование и развитие у слушателей навыков и умений самостоятельного творческого поиска в осмыслении путей организации противодействия коррупции. Рекомендованная учебная литература (монографические исследования, учебные пособия) содержат в себе теоретические и методологические проблемы научного анализа идеологии коррупции, социокультурных особенностей противодействия идеологии коррупции с позиций комплексного социологического подхода к изучению социальных проблем, так и общенаучных методов; в ней представлены также результаты конкретных социологических исследований и обобщен опыт проведения и организации исследования по разным аспектам.
Поэтому, при самостоятельной работе слушатели должны обратить внимание на следующие моменты:
· уметь различать конкретно-научные аспекты содержания проблемы;
· уметь выделять наиболее важные, узловые моменты (стороны) анализируемых противоречий;
· уяснить различные научные подходы в решении проблемы;
· знать и понимать содержание основных понятий и терминов;
· уметь обобщать и соотносить отдельные теоретические выводы с положениями общесоциологической теории;
· уметь выделять основные идеи.
Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы при условии систематического труда и обучения рациональным приёмам работы с учебной литературой.
Слушателям, прослушивающим курс «Основы противодействия коррупции в государственной и муниципальной службе», рекомендуется после прочтения (изучения) учебного материала ответить на следующие вопросы:
1. На какую проблему ориентирует автор читателя?
2. Почему у автора появилась необходимость рассматривать данную проблему?
3. Какие новые идеи он выдвигает и как он их обосновывает и доказывает?
4. Для решения каких задач необходимы эти доказательства?
5. Подтверждаются ли эти доказательства в реальной жизни?
Следующий этап работы с учебной литературой - обсуждение результатов ответов на вопросы с сокурсниками на круглых столах.
Для лучшего усвоения темы и постановки вопросов рекомендуется вести записи прочитанного учебного материала. Существует несколько форм ведения записей (план, тезисы, выписки, аннотации, резюме, конспект).
Слушателям предлагается вести записи в форме тезисов - сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала книги или конспекта, выделение самого основного в содержании изучаемой книги, сосредоточение внимания на наиболее существенном, краткая, четкая формулировка обобщенных теоретико-методологических положений.
Научное сообщение (подготовка реферата, доклада) - один из важных видов самостоятельной работы студентов и слушателей, направленный на углубленное изучение литературы по избранной теме, что создает возможность комплексно использовать навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления и умение на научной основе анализировать явления действительности. При подготовке научного сообщения студент или слушатель должен помнить, что, если при изучении учебной литературы главной задачей был анализ материала, выявление основных идей, то в период написания работы идет другой процесс - синтез, обобщение примеров, рангов, положений, систематизация ценного важного, что он понял в результате усвоения темы. Подготовленное сообщение должно свидетельствовать о знании указанной дополнительной литературы по данной теме, её основной проблематики, отражать точку зрения автора научного сообщения на эту проблематику, его умения осмысливать явления науки на основе теоретических и практических знаний.
Работа над рефератом начинается с выбора тем, предложенных преподавателем или выбранных самостоятельно. Следующий этап работы – это работа с основной и дополнительной литературой.
Целесообразно разбить предложенную литературу на три группы источников:
1. Известные труды классиков юридической науки.
2. Монографические издания, где рассматриваются различные точки зрения на данную проблему.
3. Материалы периодической печати, где представлены новые факты и события.
Изучение предложенной литературы необходимо начинать с их тщательного просмотра, чтобы определить характер работы с каждым источником. Для лучшей работы следует наметить первоначальный план научного сообщения и, уже исходя из этого, изучать литературу. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, и все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько композиционных решений составления плана: хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности); описательное (тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенное явление); аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).
3. В конкретных юридических исследованиях используют следующие методы: наблюдение, анкетирование, интервью, контент-анализ, социометрия, экспертный опрос, социальный эксперимент. При подготовке к семинарским занятиям студентам и слушателям предлагается на выбор практическое применение одного из методов сбора первичной информации.