Организация и технология розничной продажи товаров
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-техно-логического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи. Под методами продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы
продажи товаров:
• самообслуживание;
• индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);
• по образцам;
• с открытой выкладкой;
• по предварительным заказам.
Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, това-роснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Ис-
ключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи в них состоит из следующих основных операций:
• встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
• получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
• самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в контрольно-кассовый узел магазина;
• подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
• оплата купленных товаров;
• упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
• возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).
Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешает-
ся требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в контрольно-кассовый узел. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В контрольно-кассовом узле покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый контрольно-кассовый узел. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы пик следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы». Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с устройством для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.
За рубежом, а также в некоторых российских магазинах в последнее время успешно внедрены магазинные карты, которые практически аналогичны банковским картам и
основаны на той же аппаратно-программной платформе. Их использование позволяет не только упростить расчетные операции в магазине, но и систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой политики и борьбы за покупателя. Выпуская специальные карты и распространяя их среди своих клиентов, магазин тем самым осуществляет их закрепление, «привязку» к себе.
Наличие карты дает право покупателю рассчитывать на особое отношение к себе со стороны магазина и автоматически делает его привилегированным клиентом, что выражается в виде доступа к системе торговых скидок или предоставления дополнительных услуг (бесплатная рассылка каталогов торговой фирмы, информация о новых товарах, заказ по телефону и т. д.). При этом магазин может проводить определенную маркетинговую политику, устанавливая размеры торговых скидок в зависимости от социальной группы и индивидуального покупательского поведения клиента.
Магазинные карты бывают двух видов: дисконтные и предоплатные (расчетные).
Заплатив вступительный взнос, держатель дисконтной карты впоследствии каждый раз при предъявлении ее получает установленную торговую скидку.
Клиент, имеющий предоплатную карту, вносит собственные денежные средства в кассу магазина в виде авансового платежа за еще не купленный товар. В дальнейшем при обслуживании осуществляется простое списывание средств клиента с карты. Для того чтобы заинтересовать покупателя в наличии предотплатной карты, магазины разрабатывают, как правило, соответствующую систему торговых скидок и услуг, предлагаемых клиенту. Таким образом, расчетная (предоплатная) карта включает в себя элементы, присущие дисконтным картам.
Использование магазинных карт благотворно влияет на товарооборот магазина. Кроме того, приобретая предоп-
латные карты, клиент фактически кредитует магазин на стоимость еще не отпущенного товара, что дает магазину дополнительные заемные средства, а также способствует повышению статуса и престижа данного торгового предприятия. Магазинная карта является также эффективным рекламным атрибутом предприятия, ее выпустившего, она повышает престиж не только магазина, но и самого клиента, так как пластиковые карты традиционно считаются престижной формой оплаты за товары и услуги.
Магазинная автоматизированная система работы с пластиковыми картами позволяет также вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок, что имеет несомненную ценность для маркетинговой службы торгового предприятия.
В настоящее время распространение получили магазинные системы на картах с магнитной полосой и с микросхемой (смарт-карты). Вторая разновидность карт является более перспективной, так как они почти полностью защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терминалов-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.
В магазинах могут быть использованы три варианта организации пункта обслуживания по смарт-картам.
Во-первых, можно использовать обыкновенный электронный кассовый аппарат автоматизированной системы кассового обслуживания, снабженный дополнительно выносным устройством считывания данных с карт и клавиатурой для ввода ПИН-кода (персонального идентификационного номера клиента) — пинпадом.
Во-вторых, может быть использован специализированный торговый терминал-касса.
В-третьих, в качестве терминала в магазине может быть использован обыкновенный персональный компьютер с принтером для распечатки торговых чеков и пинпадом для ввода ПИН-кода.
При обслуживании покупателя оператор вставляет карту клиента в пинпад и предлагает ему ввести свой ПИН-код. Если ПИН-код набран неверно или номер карты находится в списке карт, запрещенных к обслуживанию, то операция не выполняется, а карта в зависимости от ситуации возвращается покупателю или изымается.
Далее продавец набирает на терминале стоимость товара. Терминал вычисляет сумму, обновляет содержимое электронной карты с учетом произведенных покупок, запоминает операцию в реестре и распечатывает торговые чеки.
Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок включает выполнение следующих операций:
• встреча покупателя и выявление его намерения;
• предложение и показ товаров;
• помощь в выборе товаров и консультация;
• предложение сопутствующих и новых товаров;
• проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;
• расчетные операции;
• упаковка и выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать све-
дения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, модельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда и времени. Качество их выполнения, а следовательно и качество обслуживания покупателей существенно зависит от квалификации торгового персонала, а также организации и обслуживания рабочего места продавца.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки.
Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.
Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.
Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей. Это позволяет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.
При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционным методом, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увели-
чить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки индивидуального обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).
При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.
Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа уста-
навливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших сельских населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.
23.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами
Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:
• связанные с оказанием помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
• информационно-консультационные;
• по созданию удобств покупателям.
Первая группа услуг включает:
прием и исполнение заказов на товары;
упаковку товаров;
доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю;
организацию работ по послепродажному обслуживанию (установка технически сложных товаров на дому у покупателя, сборка мебели и др.);
предоставление кабины для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет;
предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов и др.
К информационно-консультационным услугам относят:
предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином аудио- и видеосредствами;
консультации специалистов по товарам;
проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продовольственных товаров).
К услугам по созданию удобств покупателям относят следующие:
организацию и создание мест отдыха;
предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
хранение купленных товаров;
прием и хранение вещей покупателей;
организацию питания покупателей (создание буфета, кафетерия);
реализацию продовольственных товаров с потреблением на месте;
парковку личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.
Перечень услуг, оказываемых конкретным предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживания контингента покупателей.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию и т. д.).
Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.
Наиболее благоприятные условия для оказания дополнительных услуг имеются в универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя; доставка товаров на дом; установка купленных в магазине технически
сложных товаров на дому у покупателей; организация коллективных выездов жителей отдаленных населенных пунктов для приобретения товаров в универсальных и специализированных кооперативных магазинах; организация при крупных магазинах кафетериев и др.
Раскрой купленных в магазине тканей выполняет закройщик. Для этих целей в торговом зале, в стороне от покупательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть торговой площади (до 12 м2), на которой оборудуется рабочее место закройщика. Здесь устанавливают примерочную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хранения принятых в раскрой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т. д.
Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупателем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе покупателя закройщик дает ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести различные принадлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик может выезжать в отдаленные населенные пункты с автомагазином и там раскраивать ткани, приобретенные покупателями в автомагазине.
Крупные универмаги и специализированные магазины проводят прием заказов на пошив одежды из приобретенных в них материалов. Для приема и выполнения заказов приглашают мастеров местных ателье или швейных мастерских.
Магазины оказывают и такую услугу, как подгонка по фигуре покупателя одежды, здесь же приобретенной. Для этих целей в универмагах, где под готовую одежду отведено не менее 200 м2 торговой площади, следует выделить под соответствующую мастерскую помещение площадью не менее 8 м2 и оборудовать его швейной машинкой, гладильным столом и другой необходимой мебелью.
Одним из распространенных видов услуг является доставка товаров на дом покупателю. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры,
холодильники, строительные материалы и т. д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров используют транспорт автотранспортных организаций либо транспорт, принадлежащий торговому предприятию.
Установку купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п.) обеспечивают преимущественно универмаги и крупные специализированные магазины.
Для жителей малых и отдаленных сельских населенных пунктов удобными являются коллективные выезды для приобретения товаров в универмагах и крупных специализированных магазинах особенно для покупок товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйственные предприятия выделяют транспорт. Выезд покупателей организуется по графикам.
Кафетерии организуют в крупных универмагах, универсамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным оборудованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, » кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.
Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекарственных средств и др.; прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-автоматов; установка игровых автоматов и другие.
23.7. Внемагазинные формы продажи товаров
К внемагазинным формам продажи товаров относят:
• продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий;
• розничную посылочную торговлю;
• продажу товаров через автоматы;
• продажу товаров на ярмарках и базарах.
Использование той или иной формы продажи товаров
зависит от численности жителей в населенном пункте, наличия торговых предприятий и их ассортиментного профиля, производственных условий, сезона и других обстоятельств.
Продажа товаров через сеть мелкорозничных предприятий занимает большое место в торговом обслуживании населения.
Мелкорозничная торговая сеть представлена павильонами, киосками, торговыми автоматами, магазинами на дому, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки и т. д.). Мелкорозничные предприятия, расположенные в населенных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоятельное значение. В некоторых случаях они, не имея самостоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).
Предприятия мелкорозничной торговой сети могут иметь различный товарный профиль. Так, к числу мелкорозничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи — фрукты», «Хлеб», «Мороженое», «Соки — воды» и др. Непродовольственными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтова-ры», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе относятся бензозаправочные станции. Довольно широко рас-
пространены мелкорозничные предприятия, торгующие товарами повседневного спроса.
Наиболее распространенным типом мелкорозничных предприятий являются «Продукты». Обычно в их ассортименте не менее пяти товарных групп. При этом на предприятиях, оснащенных холодильным оборудованием (обычно холодильными шкафами ШХ-0,4 или ШХ-0,56), реализуют и скоропортящиеся продовольственные товары.
Павильоны и киоски типа «Промтовары» торгуют головными уборами, трикотажными изделиями, галантереей, парфюмерией, хозяйственными и некоторыми другими
товарами.
В павильонах и киосках «Товары повседневного спроса» реализуют продовольственные товары и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров частого спроса.
Мелкорозничные торговые предприятия размещают не только на рынках, вокзалах, в зоне отдыха и других местах наибольшего сосредоточения населения, но и в малых населенных пунктах. При их размещении учитывают профиль мелкорозничного предприятия, наличие других предприятий торговли и другие факторы. Особую роль мелкорозничные предприятия играют в торговом обслуживании жителей малых сел и деревень, где отсутствует магазин и строительство его нецелесообразно. Здесь чаще всего распространены павильоны и киоски «Продукты», «Товары повседневного спроса», а также магазины на дому.
Эффективность работы мелкорозничных предприятий торговли во многом зависит от организации снабжения их товарами, установленного режима работы. Товароснабже-ние их должно быть ритмичным, так как большинство из них не имеют условий для хранения значительных запасов товаров. Режим работы павильонов и киосков должен быть удобным для покупателей.
Его устанавливают с учетом места расположения предприятий и контингента обслуживаемых покупателей. На-
пример, режим работы мелкорозничных торговых предприятий, расположенных у кинотеатров, на рынках, вокзалах, в зонах отдыха, должен быть увязан с режимом работы этих предприятий, с интенсивностью покупательских потоков, а режим работы предприятий, расположенных в малых населенных пунктах, должен быть удобным для их жителей.
Для продажи товаров по месту работы сельских жителей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, автоприцепы и разные развозки.
Автомагазины выпускаются на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и др.
Салон автомагазина оснащают изотермическим шкафом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными дверцами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании. Для демонстрации готового платья и других товаров служат вешала, свободная площадь под которыми может быть использована для перевозки крупногабаритных товаров, доставляемых по заказам покупателей, или товаров в таре-оборудовании.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Продукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спроса», «Книги».
Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состоит из следующих важнейших товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; бакалейные товары; консервы; гастрономические продукты; безалкогольные напитки; табачные изделия и спички; сопутствующие непродовольственные товары.
В автомагазинах «Промышленные товары» реализуют ткани, одежду, головные уборы, белье, обувь массового
пошива, галантерейные и парфюмерно-косметические товары, некоторые культтовары и хозяйственные товары.
Продовольственными и непродовольственными товарами примерно тех же групп торгуют и автомагазины «Товары повседневного спроса», но ассортимент товаров в них отличается от ассортимента автомагазинов первых двух типов как по широте, так и по глубине.
Автомагазины «Книги» имеют в своем ассортименте литературу различных направлений, а также периодические издания и соггзггствующие (в основном канцелярские) товары.
Торгово-технологический процесс в автомагазине состоит из следующих основных операций:
• отборка и приемка товаров на оптовой базе;
• размещение и укладка товаров в салоне автомагазина;
• выезд автомагазина в пункты обслуживания;
• подготовка автомагазина к торговле;
• предложение и продажа товаров, включая расчетные операции;
• прием предварительных заказов и оказание других услуг;
• возвращение автомагазина на стоянку и его осмотр;
• санитарная обработка кузова;
• опломбирование автомагазина и сдача его под охрану;
• составление отчета и сдача выручки.
Товароснабжение автомагазинов осуществляют оптовые
базы и другие поставщики. При этом они должны обеспечивать выделение автомагазинам максимального количества фасованных товаров и первоочередную их загрузку, возможность предварительной отборки и комплектования товаров по заявкам водителей-продавцов. Оптовые базы и склады, снабжающие автомагазины, должны беспрепятственно принимать от них товары, не нашедшие покупателя. Хранение товаров в автомагазине должно осуществляться с соблюдением товарного соседства, закрепления за
товарами постоянных мест. Своевременно должно проводиться санитарное обслуживание автомагазина.
В автомагазинах самообслуживания особое внимание уделяют предварительной подготовке товаров к продаже, рациональному их размещению в салоне и выкладке на торговом оборудовании.
Торговля через автомагазины все более широкое распространение получает в крупных городах, чему способствовало развитие сети автомагазинов при предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары.
Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно ознакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах.
К числу услуг, предоставляемых покупателям автомагазинами, относятся: информация о времени приезда автомагазина в пункт обслуживания и о наличии в нем товаров; прием заказов на товары; комплектование подарочных наборов товаров; упаковка товаров; доставка заказанных крупногабаритных товаров на дом покупателя; сбор стеклотары.
Для упорядочения движения и работы автомагазинов составляют маршруты и графики работы. Это позволяет покупателям заранее подготовиться к приезду автомагазина. Маршруты и графики могут меняться в зависимости от изменения климатических условий, особенностей проведения сельскохозяйственных работ и с учетом других факторов.
Торговля через автоматы является одной из прогрессивных форм продажи товаров. Чаще всего с помощью автоматов продаются жидкие и мелкоштучные продовольственные товары (напитки, растительное масло, мороженое,
кондитерские, табачные изделия), а также видеокассеты, газеты, журналы, почтовые открытки и др.
Размещение торговых автоматов вне магазинов (на площадях, улицах, вокзалах и т. п.) позволяет осуществлять торговлю в любое время суток.
Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечней товаров в местном почтовом отделении. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.
Продажа товаров на ярмарках и базарах позволяет приблизить места реализации товаров к покупателям, расширить продажу товаров. Ярмарки представляют собой периодические крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют различные предприятия и организации торговли, культурно-просветительные учреждения. Базары тоже представляют собой периодические торги, организуемые торговыми предприятиями и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т. д.).
Проведению ярмарок и базаров предшествует большая подготовительная работа: выбирается место и определяется время их проведения, благоустраивается территория, возводятся необходимые сооружения, проводится рекламная работа, комплектуется ассортимент товаров, подбираются соответствующие работники. Необходимо также предусмотреть возможность посещения ярмарок и базаров жителями отдаленных сел и деревень.
ГЛАВА 24
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ТОРГОВЛИ
24.1. Защита прав потребителей
В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов (как законов, так и постановлений правительства), регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.
Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации имеется специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей (статья 200). Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях.
Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексом Россий-
ской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, преясде всего, Законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов.
Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Только Правительство Российской Федерации имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей. Это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.
Основные права и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользуются, закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В преамбуле Закона приведены основные понятия, используемые в нем: потребитель, изготовитель, продавец,
исполнитель и др.
Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В качестве другой стороны во взаимоотношениях с потребителями выступают изготовители, исполнители или
продавцы, которыми могут являться организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги.
Изготовителем признается та организация или индивидуальный предприниматель, которые производят товары для реализации их потребителям.
Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют потребителям товары по договору купли-продажи.
Исполнителем выступает организация или индивидуальный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» дается также определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), а также образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию. Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В этой же части Закона сказано, что безопасность товара (работы, услуги) определяется его безопасностью для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасностью процесса выполнения работы (оказания услуги).
Продавец обязан передать потребителю товар, а исполнитель выполнить работу или оказать услугу, качество которых должно соответствовать договору.
Если в договоре отсутствуют условия о качестве товара, работы или услуги, то продавец или исполнитель обязаны передать потребителю товар, выполнить работу или оказать услугу, пригодные для целей, в которых их обычно используют.
При продаже товара по образцу и (или) описанию, а также если требования к качеству товара (работы, услуги) предусмотрены стандартом, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям, образцу
и (или) описанию.
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товары (работу), предназначенные для длительного использования, срок службы,в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), устанавливается в обязательном порядке, если они по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.
Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также другими единицами измерения (километрами, метрами и т. п.).
На ряд товаров (продовольственные, парфюмерно-кос-метические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, а также на некоторые работы, перечень которых также устанавливается Правительст-
вом), изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» определено также, что изготовитель или исполнитель вправе устанавливать на товар или работу гарантийный срок, в течение которого они по выбору потребителя обязаны выполнить его требования о ремонте, замене товара ненадлежащего качества и другие, предусмотренные Законом требования.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем, или установить гарантийный срок большей продолжительности, чем установленный изготовителем. В этом случае требования, которые потребитель вправе предъявлять к продавцу, порядок и сроки удовлетворения этих требований, а также его ответственность устанавливаются договором между потребителем и продавцом.
Для того чтобы обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.
Так, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает эту информацию на вывеске.
Индивидуальный предприниматель, являющийся изготовителем, исполнителем или продавцом, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или продавца подлежит лицензированию.
Информация о товарах должна содержать:
обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания — сведения о составе, весе и объеме, калорийности, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказаниях для их применения при отдельных видах заболеваний;
цену и условия приобретения товаров;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования;
срок службы или срок годности;
место нахождения (юридический адрес) изготовителя
(продавца);
информацию о безопасности товаров;
информацию о правилах продажи товаров;
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу).
Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой и т. д. Например, марки-
ровкой представляется информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности товаров для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.
Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Закон не только предусматривает обязанность изготовителя или продавца предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.
Предусмотрена также ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителей, имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатка товара, а также компенсация морального вреда, размер которой определяется судом.
Права потребителя при продаже ему товара с недостатками установлены во второй главе Закона РФ «О защите прав потребителей».
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);
• замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• расторжения договора купли-продажи.
В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования. Он вправе требовать их замены на товар аналогичной модели
или на такой же товар другой марки лишь только при обнаружении в товаре существенных недостатков.
По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявить по своему выбору два требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы. Эти требования могут быть предъявлены только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
На время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен на период ремонта или замены аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. Это автотранспортные средства (кроме автомототранс-портных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения Российской Федерации), мебель, электробритвы, электрофены и некоторые
другие товары.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров.
24.2. Организация государственного контроля
торговли
Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.
Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция). Ее деятельность направлена на искоренение злоупотреблений в торговле и недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.
Госторгинспекции подчинены территориальные управления по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также инспекционные пункты в отдельных городах и районах.
Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.
Свою деятельность в деле защиты прав и интересов гРаждан территориальные управления координируют с ор-
ганами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей.
В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем.
Департамент Госторгинспекции организует работу и осуществляет контроль за деятельностью территориальных управлений. В его функции также входит:
участие в разработке предложений по совершенствованию правил торговли;
внесение в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии предложений о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
осуществление непосредственного контроля за продавцом, изготовителем и выполнение в отношении них тех же функций, что и у территориальных управлений;
внесение в органы государственного управления предложений о мерах по улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения;
разработка методических материалов, инструкций, рекомендаций по организации работы территориальных управлений.
Госторгинспекция наделена очень широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:
осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов;
производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту.
Госторгинспекция имеет право составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требований нормативной документации. Она имеет право передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших неоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей.
Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции .
ГЛАВА 25
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ
КОНТРОЛЬНО КАССОВЫХ МАШИН
25.1. Правила продажи отдельных видов товаров
Продажа товаров на предприятиях розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Они утверждаются Правительством Российской Федерации и распространяются на предприятия, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи, независимо от их организационно-правовой формы.
Режим работы магазина или другого предприятия розничной торговли, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. В остальных случаях режим работы предприятия устанавливают самостоятельно.
Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом (магазином или другим предприятием розничной торговли) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
Он. обязан соблюдать обязательные требования к торговым предприятиям, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, а также должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими надлежащие условия торговли.
До сведения покупателей должно быть доведено с помощью вывески фирменное наименование организации, место ее нахождения и режим работы. А если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить также покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность продавца подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
В обязанность продавца входит доведение до сведения покупателей достоверной информации о товарах и их изготовителях, которая должна содержать:
• наименование товара;
• фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
• обозначение стандартов, требованиям которых должен соответствовать товар;
• сведения об основных потребительских свойствах товара;
• правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
• гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
• срок службы или срок годности, если они установлены для данного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; • цену и условия приобретения товара. Покупатель должен быть проинформирован, если приобретаемый им товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки их в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Магазин или другое предприятие розничной торговли должны предоставить потребителю информацию об ока-
зываемых услугах, ценах на них и условиях их оказания, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам и т. д.).
Покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Он имеет право осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Цена реализуемых на данном предприятии товаров, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением тех случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
Покупателю могут быть предложены услуги в связи с продажей товаров только с его согласия. Он вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товаров, а также потребовать возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.
В случае доставки крупногабаритных товаров силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить их погрузку на транспортное средство покупателя.
При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.
Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар дру-гих размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом.
Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Эти требования подлежат удовлетворению при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца. Это правило не распространяется на товары, не подлежащие обмену и включенные в соответствующий перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товаров;
возмещения расходов на устранение недостатков товара;
расторжения договора купли-продажи.
Одновременно покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В Правилах продажи отдельных видов товаров изложены особенности продажи:
• продовольственных товаров;
• текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви;
• технически сложных товаров бытового назначения;
• парфюмерно-косметических товаров;
• автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;
• изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
• лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
• животных и растений;
• товаров бытовой химии;
• пестицидов и агрохимикатов;
• экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях;
• оружия и патронов к нему.
Особенности продажи продовольственных товаров. Кроме уже упоминавшейся информации о товаре, покупателю должна быть предоставлена в зависимости от свойств продовольственных товаров информация, содержащая:
наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая вкусовые добавки;
сведения о пищевой ценности, весе или объеме;
область применения (для пищевых продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания, пищевых добавок);
способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания);
условия хранения товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения;
дату изготовления;
противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний.
Перед поступлением в торговый зал или иное место продажи товары должны быть подготовлены к реализации (освобождены от тары, оберточных или увязочных материалов, должны быть удалены загрязненные поверхности или части товара и т. д.). Необходимо произвести проверку качества товаров по внешним признакам, наличия на них
необходимой документации и информации. На расфасованных товарах следует указать их наименование, массу, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасования, срок годности, номер или фамилию фасовщика.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. При этом упаковочные материалы должны соответствовать обязательным требованиям стандартов.
По просьбе покупателя должна быть произведена нарезка гастрономических изделий.
Хлеб и хлебобулочные изделия в местах мелкорозничной торговли разрешается продавать только в упакованном
виде.
Особенности продажи текстильных, трикотажных., швейных и меховых товаров и обуви. До подачи в торговый зал эти товары должны пройти предпродажную подготовку (распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества, чистку, утюжку и т. д.). Товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и ростам и выставлены в торговом зале.
Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.
Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары — по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха — информацией о виде меха.
На товарных ярлыках должны быть указаны: наименование товара, артикул, цена, размер (для одежды и т. д.) и рост (для одежды и белья).
Покупателю должны быть предоставлены условия для примерки швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви.
Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяже-льгх, объемных тканей при продаже должно производиться jp-ггем наложения жесткого стандартного метра на ткань, ле-ясашую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Для отмеривания всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, можно использовать вмонтированную в прилавок или стол клейменую металлическую мерную ленту.
Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
При отпуске товаров работник торгового предприятия должен в присутствии покупателя проверить качество товара (путем внешнего осмотра), а также точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки. Отпускаются товары в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.