Организация и технология розничной продажи товаров

Продажа товаров завершающая стадия торгово-техно-логического процесса в магазине. Операции, выпол­няемые на этой стадии, являются наиболее ответственны­ми, так как они связаны с непосредственным обслужива­нием покупателей.


Характер и структура операций по продаже товаров за­висят в первую очередь от ассортимента реализуемых то­варов и методов их продажи. Так, на выбор товаров повсе­дневного спроса покупатель затрачивает значительно мень­ше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи. Под методами продажи понимают сово­купность приемов и способов реализации товаров покупа­телям.

В розничной торговле применяют следующие методы

продажи товаров:

• самообслуживание;

• индивидуальное обслуживание покупателей (через при­лавок обслуживания);

• по образцам;

• с открытой выкладкой;

• по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи това­ров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность ма­газинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выло­женным в торговом зале товарам, возможность самостоя­тельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные то­вары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологи­ческая планировка торгового зала и других помещений ма­газина, организация материальной ответственности, това-роснабжение, а также функции работников магазина.

Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Ис-


ключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хру­сталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, ра­дио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслу­живания через прилавок индивидуального обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохран­ностью, выполнению расчетных операций. Процесс про­дажи в них состоит из следующих основных операций:

• встреча покупателя и предоставление ему необходи­мой информации о реализуемых товарах, оказывае­мых услугах и т. д.;

• получение покупателем инвентарной корзины или те­лежки для отбора товаров;

• самостоятельный отбор товаров покупателем и дос­тавка их в контрольно-кассовый узел магазина;

• подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

• оплата купленных товаров;

• упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

• возврат инвентарной корзины или тележки для отбо­ра товаров на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, про­верка исправности товаров и т. д.).

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблю­дение установленных правил торговли. Так, не разрешает-


ся требовать от покупателей, входящих в торговый зал ма­газина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять лич­ные вещи. При желании покупатель может оставить у вхо­да в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвен­тарную корзину или тележку и доставляют в контрольно-кассовый узел. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В кон­трольно-кассовом узле покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право про­водить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупа­телями, в магазине рекомендуется оборудовать единый кон­трольно-кассовый узел. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы пик следует регулировать. Для расчетов с по­купателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы». Ускорению расчетов с покупате­лями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизиро­ванных расчетных узлов с устройством для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и дру­гими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчет­ные операции с покупателями.

За рубежом, а также в некоторых российских магазинах в последнее время успешно внедрены магазинные карты, которые практически аналогичны банковским картам и


основаны на той же аппаратно-программной платформе. Их использование позволяет не только упростить расчет­ные операции в магазине, но и систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой политики и борьбы за покупателя. Выпуская специальные карты и распространяя их среди своих клиентов, магазин тем са­мым осуществляет их закрепление, «привязку» к себе.

Наличие карты дает право покупателю рассчитывать на особое отношение к себе со стороны магазина и автомати­чески делает его привилегированным клиентом, что выра­жается в виде доступа к системе торговых скидок или предоставления дополнительных услуг (бесплатная рассыл­ка каталогов торговой фирмы, информация о новых това­рах, заказ по телефону и т. д.). При этом магазин может проводить определенную маркетинговую политику, уста­навливая размеры торговых скидок в зависимости от со­циальной группы и индивидуального покупательского по­ведения клиента.

Магазинные карты бывают двух видов: дисконтные и предоплатные (расчетные).

Заплатив вступительный взнос, держатель дис­контной карты впоследствии каждый раз при предъявлении ее получает установленную торговую скидку.

Клиент, имеющий предоплатную карту, вно­сит собственные денежные средства в кассу магазина в виде авансового платежа за еще не купленный товар. В дальнейшем при обслуживании осуществляется простое списывание средств клиента с карты. Для того чтобы за­интересовать покупателя в наличии предотплатной карты, магазины разрабатывают, как правило, соответствующую систему торговых скидок и услуг, предлагаемых клиенту. Таким образом, расчетная (предоплатная) карта включает в себя элементы, присущие дисконтным картам.

Использование магазинных карт благотворно влияет на товарооборот магазина. Кроме того, приобретая предоп-


 


латные карты, клиент фактически кредитует магазин на стоимость еще не отпущенного товара, что дает магазину дополнительные заемные средства, а также способствует повышению статуса и престижа данного торгового пред­приятия. Магазинная карта является также эффективным рекламным атрибутом предприятия, ее выпустившего, она повышает престиж не только магазина, но и самого клиен­та, так как пластиковые карты традиционно считаются престижной формой оплаты за товары и услуги.

Магазинная автоматизированная система работы с пла­стиковыми картами позволяет также вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок, что имеет несомненную ценность для маркетинговой службы торгового предприятия.

В настоящее время распространение получили магазин­ные системы на картах с магнитной полосой и с микросхе­мой (смарт-карты). Вторая разновидность карт является бо­лее перспективной, так как они почти полностью защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терми­налов-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.

В магазинах могут быть использованы три варианта ор­ганизации пункта обслуживания по смарт-картам.

Во-первых, можно использовать обыкновенный элек­тронный кассовый аппарат автоматизированной системы кассового обслуживания, снабженный дополнительно вы­носным устройством считывания данных с карт и клавиа­турой для ввода ПИН-кода (персонального идентификаци­онного номера клиента) — пинпадом.

Во-вторых, может быть использован специализирован­ный торговый терминал-касса.

В-третьих, в качестве терминала в магазине может быть использован обыкновенный персональный компьютер с принтером для распечатки торговых чеков и пинпадом для ввода ПИН-кода.


При обслуживании покупателя оператор вставляет кар­ту клиента в пинпад и предлагает ему ввести свой ПИН-код. Если ПИН-код набран неверно или номер карты нахо­дится в списке карт, запрещенных к обслуживанию, то операция не выполняется, а карта в зависимости от си­туации возвращается покупателю или изымается.

Далее продавец набирает на терминале стоимость товара. Терминал вычисляет сумму, обновляет содержимое элек­тронной карты с учетом произведенных покупок, запомина­ет операцию в реестре и распечатывает торговые чеки.

Индивидуальное обслуживание покупателей через при­лавок включает выполнение следующих операций:

• встреча покупателя и выявление его намерения;

• предложение и показ товаров;

• помощь в выборе товаров и консультация;

• предложение сопутствующих и новых товаров;

• проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;

• расчетные операции;

• упаковка и выдача покупок.

Пришедший в магазин покупатель должен встретить при­ветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внеш­ний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в оп­ределении их отношения к моделям, фасонам и другим при­знакам товаров. Эта операция должна выполняться торго­вым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец пока­зывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать све-


 




дения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способст­вовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потреби­телей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промыш­ленных предприятий, производящих товары народного по­требления, модельеров, врачей-косметологов и других спе­циалистов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.

На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается мно­го труда и времени. Качество их выполнения, а следовательно и качество обслуживания покупателей существенно зависит от квалификации торгового персонала, а также организации и обслуживания рабочего места продавца.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.

При продаже технически сложных товаров с гарантий­ным сроком службы, кроме перечисленных операций, про­давец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, вы­писать товарный чек и его копию вручить покупателю.

Продажа товаров по образцам предусматривает вы­кладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы доста­точно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупно­габаритных товаров, а также тех товаров, которые требу­ют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки.


Этим методом осуществляют продажу бытовых холодиль­ников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоцик­лов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.

Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наимено­вание изготовителя, цену. В случае необходимости продав­цы оказывают покупателям консультативную помощь.

Продажу крупногабаритных товаров по образцам соче­тают с доставкой их покупателям на дом со складов мага­зина, оптовых баз или промышленных предприятий-изго­товителей. Это позволяет сократить потребность рознич­ных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобре­тенных товаров.

При продаже товаров с открытой выкладкой покупате­ли имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консульти­рованию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осу­ществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционным методом, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными об­разцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на вы­полнение функций, связанных с показом товаров и ин­формацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увели-


 




чить пропускную способность магазина и повысить произ­водительность труда продавцов. Обычно этот метод при­меняется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через при­лавки индивидуального обслуживания (тканей, обуви, чу­лочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольст­венных товаров).

При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабо­чем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают на­сыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Вы­кладывая товары, их группируют по видам и ценам. Вы­ложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специаль­ными зажимами.

Торговля по предварительным заказам удобна для по­купателей, так как позволяет им экономить время на при­обретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также не­продовольственные товары сложного ассортимента. Зака­зы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по мес­ту работы или на дому покупателей. Они могут быть пода­ны в устной или письменной форме. Расчет осуществляет­ся путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимо­сти товаров в момент их получения. Предварительно зака­занные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные то­вары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непро­довольственным товарам срок выполнения заказа уста-


навливается в зависимости от вида товаров и возможно­стей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших сельских населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользова­ния, не теряя при этом время на поездки в другие насе­ленные пункты для их приобретения.

23.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям раз­личного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:

• связанные с оказанием помощи покупателю в совер­шении покупки и при ее использовании;

• информационно-консультационные;

• по созданию удобств покупателям.
Первая группа услуг включает:

прием и исполнение заказов на товары;

упаковку товаров;

доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю;

организацию работ по послепродажному обслуживанию (установка технически сложных товаров на дому у покупа­теля, сборка мебели и др.);

предоставление кабины для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет;

предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов и др.

К информационно-консультационным услугам относят:

предоставление информации о товарах и их изготовите­лях, об услугах, оказываемых магазином аудио- и видео­средствами;


 




консультации специалистов по товарам;

проведение рекламных презентаций товаров (показ то­варов, дегустация продовольственных товаров).

К услугам по созданию удобств покупателям относят следующие:

организацию и создание мест отдыха;

предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);

хранение купленных товаров;

прием и хранение вещей покупателей;

организацию питания покупателей (создание буфета, кафетерия);

реализацию продовольственных товаров с потреблением на месте;

парковку личных автомашин покупателей на организо­ванную стоянку у магазина.

Перечень услуг, оказываемых конкретным предприяти­ем торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождени­ем, спецификой обслуживания контингента покупателей.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосред­ственно связанные с продажей товаров (консультации про­давцов и специалистов, рекламную информацию и т. д.).

Другие услуги, предоставление которых связано для ма­газинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.

Наиболее благоприятные условия для оказания дополни­тельных услуг имеются в универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом пре­имущественное распространение получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя; доставка това­ров на дом; установка купленных в магазине технически


сложных товаров на дому у покупателей; организация кол­лективных выездов жителей отдаленных населенных пунк­тов для приобретения товаров в универсальных и специа­лизированных кооперативных магазинах; организация при крупных магазинах кафетериев и др.

Раскрой купленных в магазине тканей выполняет за­кройщик. Для этих целей в торговом зале, в стороне от поку­пательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть торговой площади (до 12 м2), на которой оборудуется рабочее место закройщика. Здесь устанавливают примероч­ную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хра­нения принятых в раскрой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т. д.

Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупа­телем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе покупателя закройщик дает ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести различные при­надлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик может выезжать в отдаленные населен­ные пункты с автомагазином и там раскраивать ткани, приобретенные покупателями в автомагазине.

Крупные универмаги и специализированные магазины проводят прием заказов на пошив одежды из приобретенных в них материалов. Для приема и выполнения заказов при­глашают мастеров местных ателье или швейных мастерских.

Магазины оказывают и такую услугу, как подгонка по фигуре покупателя одежды, здесь же приобретенной. Для этих целей в универмагах, где под готовую одежду отведе­но не менее 200 м2 торговой площади, следует выделить под соответствующую мастерскую помещение площадью не менее 8 м2 и оборудовать его швейной машинкой, гла­дильным столом и другой необходимой мебелью.

Одним из распространенных видов услуг является дос­тавка товаров на дом покупателю. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры,


холодильники, строительные материалы и т. д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров исполь­зуют транспорт автотранспортных организаций либо тран­спорт, принадлежащий торговому предприятию.

Установку купленных в магазине технически сложных то­варов на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п.) обеспечивают преимущественно универмаги и крупные специализированные магазины.

Для жителей малых и отдаленных сельских населенных пунктов удобными являются коллективные выезды для приобретения товаров в универмагах и крупных специа­лизированных магазинах особенно для покупок товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйст­венные предприятия выделяют транспорт. Выезд покупа­телей организуется по графикам.

Кафетерии организуют в крупных универмагах, уни­версамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным обору­дованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, » кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магази­нах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекар­ственных средств и др.; прием стеклопосуды на дому у на­селения; консультации покупателей по домашнему консер­вированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-авто­матов; установка игровых автоматов и другие.


23.7. Внемагазинные формы продажи товаров

К внемагазинным формам продажи товаров относят:

• продажу товаров через сеть мелкорозничных предпри­ятий;

• розничную посылочную торговлю;

• продажу товаров через автоматы;

• продажу товаров на ярмарках и базарах.
Использование той или иной формы продажи товаров

зависит от численности жителей в населенном пункте, на­личия торговых предприятий и их ассортиментного про­филя, производственных условий, сезона и других обстоя­тельств.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предпри­ятий занимает большое место в торговом обслуживании населения.

Мелкорозничная торговая сеть представлена павильо­нами, киосками, торговыми автоматами, магазинами на дому, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки и т. д.). Мелкорозничные предприятия, расположенные в населен­ных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоя­тельное значение. В некоторых случаях они, не имея само­стоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).

Предприятия мелкорозничной торговой сети могут иметь различный товарный профиль. Так, к числу мелко­розничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи — фрукты», «Хлеб», «Мороженое», «Соки — воды» и др. Непродовольствен­ными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтова-ры», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе отно­сятся бензозаправочные станции. Довольно широко рас-


пространены мелкорозничные предприятия, торгующие то­варами повседневного спроса.

Наиболее распространенным типом мелкорозничных предприятий являются «Продукты». Обычно в их ассорти­менте не менее пяти товарных групп. При этом на предпри­ятиях, оснащенных холодильным оборудованием (обычно хо­лодильными шкафами ШХ-0,4 или ШХ-0,56), реализуют и скоропортящиеся продовольственные товары.

Павильоны и киоски типа «Промтовары» торгуют голов­ными уборами, трикотажными изделиями, галантереей, парфюмерией, хозяйственными и некоторыми другими

товарами.

В павильонах и киосках «Товары повседневного спроса» реализуют продовольственные товары и ограниченный ас­сортимент непродовольственных товаров частого спроса.

Мелкорозничные торговые предприятия размещают не только на рынках, вокзалах, в зоне отдыха и других местах наибольшего сосредоточения населения, но и в малых насе­ленных пунктах. При их размещении учитывают профиль мелкорозничного предприятия, наличие других предпри­ятий торговли и другие факторы. Особую роль мелкороз­ничные предприятия играют в торговом обслуживании жи­телей малых сел и деревень, где отсутствует магазин и строительство его нецелесообразно. Здесь чаще всего рас­пространены павильоны и киоски «Продукты», «Товары по­вседневного спроса», а также магазины на дому.

Эффективность работы мелкорозничных предприятий торговли во многом зависит от организации снабжения их товарами, установленного режима работы. Товароснабже-ние их должно быть ритмичным, так как большинство из них не имеют условий для хранения значительных запасов товаров. Режим работы павильонов и киосков должен быть удобным для покупателей.

Его устанавливают с учетом места расположения пред­приятий и контингента обслуживаемых покупателей. На-


пример, режим работы мелкорозничных торговых пред­приятий, расположенных у кинотеатров, на рынках, вок­залах, в зонах отдыха, должен быть увязан с режимом ра­боты этих предприятий, с интенсивностью покупательских потоков, а режим работы предприятий, расположенных в малых населенных пунктах, должен быть удобным для их жителей.

Для продажи товаров по месту работы сельских жите­лей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, авто­прицепы и разные развозки.

Автомагазины выпускаются на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и др.

Салон автомагазина оснащают изотермическим шка­фом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными дверцами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании. Для демон­страции готового платья и других товаров служат вешала, свободная площадь под которыми может быть использова­на для перевозки крупногабаритных товаров, доставляе­мых по заказам покупателей, или товаров в таре-обору­довании.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Про­дукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спроса», «Книги».

Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состо­ит из следующих важнейших товарных групп: хлеб и хле­бобулочные изделия; кондитерские изделия; бакалейные товары; консервы; гастрономические продукты; безалко­гольные напитки; табачные изделия и спички; сопутст­вующие непродовольственные товары.

В автомагазинах «Промышленные товары» реализуют ткани, одежду, головные уборы, белье, обувь массового


пошива, галантерейные и парфюмерно-косметические то­вары, некоторые культтовары и хозяйственные товары.

Продовольственными и непродовольственными товара­ми примерно тех же групп торгуют и автомагазины «Това­ры повседневного спроса», но ассортимент товаров в них отличается от ассортимента автомагазинов первых двух типов как по широте, так и по глубине.

Автомагазины «Книги» имеют в своем ассортименте лите­ратуру различных направлений, а также периодические из­дания и соггзггствующие (в основном канцелярские) товары.

Торгово-технологический процесс в автомагазине состо­ит из следующих основных операций:

• отборка и приемка товаров на оптовой базе;

• размещение и укладка товаров в салоне автомагазина;

• выезд автомагазина в пункты обслуживания;

• подготовка автомагазина к торговле;

• предложение и продажа товаров, включая расчетные операции;

• прием предварительных заказов и оказание других услуг;

• возвращение автомагазина на стоянку и его осмотр;

• санитарная обработка кузова;

• опломбирование автомагазина и сдача его под охрану;

• составление отчета и сдача выручки.
Товароснабжение автомагазинов осуществляют оптовые

базы и другие поставщики. При этом они должны обеспе­чивать выделение автомагазинам максимального количе­ства фасованных товаров и первоочередную их загрузку, возможность предварительной отборки и комплектования товаров по заявкам водителей-продавцов. Оптовые базы и склады, снабжающие автомагазины, должны беспрепятст­венно принимать от них товары, не нашедшие покупателя. Хранение товаров в автомагазине должно осуществ­ляться с соблюдением товарного соседства, закрепления за


товарами постоянных мест. Своевременно должно прово­диться санитарное обслуживание автомагазина.

В автомагазинах самообслуживания особое внимание уделяют предварительной подготовке товаров к продаже, рациональному их размещению в салоне и выкладке на торговом оборудовании.

Торговля через автомагазины все более широкое рас­пространение получает в крупных городах, чему способст­вовало развитие сети автомагазинов при предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие про­довольственные товары.

Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие при­влекательный вид. Их устройство и оборудование позво­ляют покупателям беспрепятственно ознакомиться с ас­сортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах.

К числу услуг, предоставляемых покупателям автомага­зинами, относятся: информация о времени приезда авто­магазина в пункт обслуживания и о наличии в нем това­ров; прием заказов на товары; комплектование подароч­ных наборов товаров; упаковка товаров; доставка зака­занных крупногабаритных товаров на дом покупателя; сбор стеклотары.

Для упорядочения движения и работы автомагазинов составляют маршруты и графики работы. Это позволяет покупателям заранее подготовиться к приезду автомага­зина. Маршруты и графики могут меняться в зависимости от изменения климатических условий, особенностей про­ведения сельскохозяйственных работ и с учетом других факторов.

Торговля через автоматы является одной из прогрес­сивных форм продажи товаров. Чаще всего с помощью ав­томатов продаются жидкие и мелкоштучные продовольст­венные товары (напитки, растительное масло, мороженое,


 




кондитерские, табачные изделия), а также видеокассеты, газеты, журналы, почтовые открытки и др.

Размещение торговых автоматов вне магазинов (на площадях, улицах, вокзалах и т. п.) позволяет осуществлять торговлю в любое время суток.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специаль­ные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высы­лаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно по­лучить из специальных каталогов или перечней товаров в местном почтовом отделении. В каталогах и перечнях по­мещают также правила покупки товаров посредством по­сылочной торговли.

Продажа товаров на ярмарках и базарах позволяет при­близить места реализации товаров к покупателям, расши­рить продажу товаров. Ярмарки представляют собой пе­риодические крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют различные предприятия и организации торговли, культурно-просветительные учреждения. Базары тоже представляют собой периодические торги, организуе­мые торговыми предприятиями и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т. д.).

Проведению ярмарок и базаров предшествует большая подготовительная работа: выбирается место и определяет­ся время их проведения, благоустраивается территория, возводятся необходимые сооружения, проводится реклам­ная работа, комплектуется ассортимент товаров, подби­раются соответствующие работники. Необходимо также предусмотреть возможность посещения ярмарок и базаров жителями отдаленных сел и деревень.


ГЛАВА 24

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ТОРГОВЛИ

24.1. Защита прав потребителей

В Российской Федерации имеется целая группа норма­тивных актов (как законов, так и постановлений прави­тельства), регулирующих отдельные сферы потребитель­ского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к раз­личным отраслям законодательства. Перечень норматив­ных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гаран­тии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы администра­тивного и уголовного законодательства. Например, в Уго­ловном кодексе Российской Федерации имеется специаль­ная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей (статья 200). Нормы, предусматри­вающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правона­рушениях.

Основное регулирование отношений с участием потре­бителей осуществляется Гражданским кодексом Россий-


ской Федерации и Законом Российской Федерации «О за­щите прав потребителей». Кроме того, в сфере потреби­тельского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, преясде всего, Законы Российской Федерации «О сертифи­кации продукции и услуг», «Об организации страхового де­ла в Российской Федерации», «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рын­ках», Федеральный закон «О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов.

Для того чтобы исключить ограничение прав потребите­лей ведомственными инструкциями, в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нор­мы, касающиеся потребителей. Только Правительство Рос­сийской Федерации имеет право принимать правила и ин­струкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей. Это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

Основные права и обязанности как организаций, про­дающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами поль­зуются, закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В преамбуле Закона приведены основные понятия, ис­пользуемые в нем: потребитель, изготовитель, продавец,

исполнитель и др.

Потребителем признается гражданин, имеющий наме­рение заказать или приобрести либо заказывающий, при­обретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с осущест­влением предпринимательской деятельности.

В качестве другой стороны во взаимоотношениях с по­требителями выступают изготовители, исполнители или


продавцы, которыми могут являться организации незави­симо от их организационно-правовой формы, а также ин­дивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их по­требителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги.

Изготовителем признается та организация или инди­видуальный предприниматель, которые производят това­ры для реализации их потребителям.

Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют потребителям това­ры по договору купли-продажи.

Исполнителем выступает организация или индивиду­альный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» дается так­же определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответ­ствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям догово­ра или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), а также образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию. Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (ра­боты, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных за­трат времени, или выявляется неоднократно, или проявля­ется вновь после его устранения, или другие подобные не­достатки.

В этой же части Закона сказано, что безопасность това­ра (работы, услуги) определяется его безопасностью для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хране­ния, транспортировки и утилизации, а также безопасно­стью процесса выполнения работы (оказания услуги).


Продавец обязан передать потребителю товар, а испол­нитель выполнить работу или оказать услугу, качество ко­торых должно соответствовать договору.

Если в договоре отсутствуют условия о качестве товара, работы или услуги, то продавец или исполнитель обязаны передать потребителю товар, выполнить работу или ока­зать услугу, пригодные для целей, в которых их обычно ис­пользуют.

При продаже товара по образцу и (или) описанию, а также если требования к качеству товара (работы, услуги) предусмотрены стандартом, продавец (исполнитель) обя­зан передать потребителю товар (выполнить работу, ока­зать услугу), соответствующий этим требованиям, образцу

и (или) описанию.

Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на то­вары (работу), предназначенные для длительного использо­вания, срок службы,в течение которого он обязует­ся обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрега­тов), устанавливается в обязательном порядке, если они по истечении определенного периода могут представлять опас­ность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Феде­рации.

Срок службы товара (работы) может исчисляться еди­ницами времени, а также другими единицами измерения (километрами, метрами и т. п.).

На ряд товаров (продовольственные, парфюмерно-кос-метические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, а также на некоторые работы, перечень которых также устанавливается Правительст-


вом), изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар (рабо­та) считается непригодным для использования по назначе­нию.

Законом Российской Федерации «О защите прав потре­бителей» определено также, что изготовитель или исполни­тель вправе устанавливать на товар или работу гаран­тийный срок, в течение которого они по выбору потребителя обязаны выполнить его требования о ремонте, замене товара ненадлежащего качества и другие, преду­смотренные Законом требования.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем, или установить гарантийный срок большей продолжительности, чем уста­новленный изготовителем. В этом случае требования, ко­торые потребитель вправе предъявлять к продавцу, поря­док и сроки удовлетворения этих требований, а также его ответственность устанавливаются договором между потре­бителем и продавцом.

Для того чтобы обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные органи­зации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей.

Потребитель вправе потребовать предоставления необ­ходимой и достоверной информации об изготовителе (ис­полнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.

Так, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан дове­сти до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) разме­щает эту информацию на вывеске.


Индивидуальный предприниматель, являющийся изго­товителем, исполнителем или продавцом, должен предос­тавить потребителю информацию о государственной реги­страции и наименовании зарегистрировавшего его органа. Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или про­давца подлежит лицензированию.

Информация о товарах должна содержать:

обозначения стандартов, обязательным требованиям ко­торых должны соответствовать товары;

сведения об основных потребительских свойствах това­ров, а в отношении продуктов питания — сведения о со­ставе, весе и объеме, калорийности, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязатель­ными требованиями стандартов, а также противопоказа­ниях для их применения при отдельных видах заболева­ний;

цену и условия приобретения товаров;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного исполь­зования;

срок службы или срок годности;

место нахождения (юридический адрес) изготовителя

(продавца);

информацию о безопасности товаров;

информацию о правилах продажи товаров;

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу).

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация о товарах доводится до сведения потреби­телей в технической документации, прилагаемой к това­рам, на этикетках, маркировкой и т. д. Например, марки-


ровкой представляется информация об обязательном под­тверждении соответствия товаров требованиям безопасно­сти товаров для жизни, здоровья потребителя и окружаю­щей среды.

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабже­ны информацией о месте их изготовления.

Закон не только предусматривает обязанность изгото­вителя или продавца предоставить потребителю информа­цию о себе и о реализуемых товарах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

Предусмотрена также ответственность продавца (изго­товителя) за нарушение прав потребителей, имуществен­ная ответственность за вред, причиненный вследствие не­достатка товара, а также компенсация морального вреда, размер которой определяется судом.

Права потребителя при продаже ему товара с недостат­ками установлены во второй главе Закона РФ «О защите прав потребителей».

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены на товар аналогичной модели (марки, артику­ла);

• замены на такой же товар другой марки (модели, ар­тикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• расторжения договора купли-продажи.

В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования. Он вправе требовать их замены на товар аналогичной модели


или на такой же товар другой марки лишь только при об­наружении в товаре существенных недостатков.

По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявить по своему выбору два тре­бования: о замене товара или о возврате уплаченной за не­го суммы. Эти требования могут быть предъявлены только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.

На время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен на период ремонта или замены аналогичный товар в безвозмездное пользование с бес­платной доставкой. Правительством Российской Федера­ции устанавливается перечень товаров длительного поль­зования, на которые это требование не распространяется. Это автотранспортные средства (кроме автомототранс-портных средств, приобретенных инвалидами с разреше­ния органов социальной защиты населения Российской Фе­дерации), мебель, электробритвы, электрофены и некоторые

другие товары.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительству Российской Фе­дерации предоставлено право утверждать правила отдель­ных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров.

24.2. Организация государственного контроля

торговли

Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и тор­говли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии,


Государственного комитета санитарно-эпидемиологичес­кого надзора Российской Федерации, Министерства Россий­ской Федерации по антимонопольной политике и поддерж­ке предпринимательства и другими органами государствен­ного управления в пределах своей компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, каче­ством и безопасностью товаров народного потребления яв­ляется Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства эко­номического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция). Ее деятельность направлена на иско­ренение злоупотреблений в торговле и недопущение посту­плений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами контроля Госторгинспекции являются пред­приятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, гражда­не, реализующие, производящие товары или услуги.

Госторгинспекции подчинены территориальные управле­ния по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также ин­спекционные пункты в отдельных городах и районах.

Территориальные управления проводят проверки со­блюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осущест­вляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, кон­тролируют правильность пользования весовыми и измери­тельными приборами, торговым, технологическим и дози­рующим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обес­печивают широкую гласность результатов проверки.

Свою деятельность в деле защиты прав и интересов гРаждан территориальные управления координируют с ор-


 




ганами государственной власти и управления, обществен­ными организациями потребителей.

В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предпри­ятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изгото­вителем.

Департамент Госторгинспекции организует работу и осуществляет контроль за деятельностью территориальных управлений. В его функции также входит:

участие в разработке предложений по совершенствова­нию правил торговли;

внесение в Государственный комитет Российской Феде­рации по стандартизации и метрологии предложений о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

осуществление непосредственного контроля за продав­цом, изготовителем и выполнение в отношении них тех же функций, что и у территориальных управлений;

внесение в органы государственного управления пред­ложений о мерах по улучшению качества товаров и повы­шению культуры обслуживания населения;

разработка методических материалов, инструкций, реко­мендаций по организации работы территориальных управ­лений.

Госторгинспекция наделена очень широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспре­пятственного доступа на торговые и промышленные пред­приятия независимо от форм собственности и ведомст­венной принадлежности. Ей также предоставлено право:

осуществлять контроль за наличием у продавца, изгото­вителя сертификата на реализуемые товары и соответст­вием их требованиям стандартов или других нормативных документов;


производить контрольные закупки товаров с целью оп­ределения правильности расчетов с покупателями, изы­мать образцы (пробы) товаров для проведения исследова­ния их качества;

давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих со­мнение в части их соответствия стандарту.

Госторгинспекция имеет право составлять акты и да­вать обязательные к исполнению продавцом, изготовите­лем предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при про­изводстве товаров, о снятии с реализации опасных (вред­ных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требо­ваний нормативной документации. Она имеет право пере­давать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших неод­нократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализа­цию недоброкачественной продукции, наносящей значи­тельный ущерб интересам потребителей.

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Гос­торгинспекции .


ГЛАВА 25

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

И ЭКСПЛУАТАЦИИ

КОНТРОЛЬНО КАССОВЫХ МАШИН

25.1. Правила продажи отдельных видов товаров

Продажа товаров на предприятиях розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с Прави­лами продажи отдельных видов товаров. Они утвержда­ются Правительством Российской Федерации и распро­страняются на предприятия, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи, независи­мо от их организационно-правовой формы.

Режим работы магазина или другого предприятия роз­ничной торговли, находящегося в государственной или му­ниципальной собственности, устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или орга­нов местного самоуправления. В остальных случаях режим работы предприятия устанавливают самостоятельно.

Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания опреде­ляются продавцом (магазином или другим предпри­ятием розничной торговли) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.


Он. обязан соблюдать обязательные требования к тор­говым предприятиям, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожар­ных правилах и других нормативных документах, а также должен располагать необходимыми помещениями, обору­дованием и инвентарем, обеспечивающими надлежащие условия торговли.

До сведения покупателей должно быть доведено с по­мощью вывески фирменное наименование организации, место ее нахождения и режим работы. А если продавец яв­ляется индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить также покупателю информацию о государ­ственной регистрации и наименовании зарегистрировав­шего его органа.

Если деятельность продавца подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

В обязанность продавца входит доведение до сведения по­купателей достоверной информации о товарах и их изготовителях, которая должна содержать:

• наименование товара;

• фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя това­ра, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на при­нятие претензий от покупателей и производящей ре­монт и техническое обслуживание товара;

• обозначение стандартов, требованиям которых дол­жен соответствовать товар;

• сведения об основных потребительских свойствах то­вара;

• правила и условия эффективного и безопасного ис­пользования товара;

• гарантийный срок, если он установлен для конкрет­ного товара;


• срок службы или срок годности, если они установле­ны для данного товара, а также сведения о необхо­димых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; • цену и условия приобретения товара. Покупатель должен быть проинформирован, если при­обретаемый им товар был в употреблении или в нем устра­нялся недостаток.

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки их в установленном порядке знаком соответствия и озна­комления потребителя по его требованию с одним из сле­дующих документов:

сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинни­ка сертификата, нотариусом или органом по сертифика­ции товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные из­готовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер серти­фиката соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о со­ответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и ор­ган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Магазин или другое предприятие розничной торговли должны предоставить потребителю информацию об ока-


зываемых услугах, ценах на них и условиях их оказания, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам и т. д.).

Покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Он имеет право осмотреть пред­лагаемый товар, потребовать проведения в его присутст­вии проверки свойств или демонстрации его действия, ес­ли это не исключено ввиду характера товара и не противо­речит правилам, принятым в розничной торговле.

Цена реализуемых на данном предприятии товаров, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением тех случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предос­тавление льгот для отдельных категорий покупателей.

Покупателю могут быть предложены услуги в связи с продажей товаров только с его согласия. Он вправе отка­заться от услуг, предлагаемых при продаже товаров, а также потребовать возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

В случае доставки крупногабаритных товаров силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить их по­грузку на транспортное средство покупателя.

При продаже товара с условием о его принятии покупа­телем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента пере­дачи ему непродовольственного товара надлежащего каче­ства, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар дру-гих размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необ­ходимый перерасчет с продавцом.


Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступле­нии соответствующего товара в продажу. Эти требования подлежат удовлетворению при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребитель­ские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказа­тельства приобретения товара у данного продавца. Это правило не распространяется на товары, не подлежащие обмену и включенные в соответствующий перечень, ут­вержденный Правительством Российской Федерации.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего ка­чества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, арти­кула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недос­татков товаров;

возмещения расходов на устранение недостатков товара;

расторжения договора купли-продажи.

Одновременно покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследст­вие продажи товара ненадлежащего качества.

В Правилах продажи отдельных видов товаров изложе­ны особенности продажи:

• продовольственных товаров;

• текстильных, трикотажных, швейных и меховых то­варов и обуви;

• технически сложных товаров бытового назначения;

• парфюмерно-косметических товаров;

• автомобилей, мототехники, прицепов и номерных аг­регатов;


 

• изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

• лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

• животных и растений;

• товаров бытовой химии;

• пестицидов и агрохимикатов;

• экземпляров фильмов, воспроизведенных на видео­носителях;

• оружия и патронов к нему.

Особенности продажи продовольственных товаров. Кроме уже упоминавшейся информации о товаре, покупа­телю должна быть предоставлена в зависимости от свойств продовольственных товаров информация, содержащая:

наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая вкусовые добавки;

сведения о пищевой ценности, весе или объеме;

область применения (для пищевых продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания, пи­щевых добавок);

способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания);

условия хранения товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения;

дату изготовления;

противопоказания для употребления в пищу при от­дельных видах заболеваний.

Перед поступлением в торговый зал или иное место про­дажи товары должны быть подготовлены к реализации (освобождены от тары, оберточных или увязочных мате­риалов, должны быть удалены загрязненные поверхности или части товара и т. д.). Необходимо произвести проверку качества товаров по внешним признакам, наличия на них


необходимой документации и информации. На расфасо­ванных товарах следует указать их наименование, массу, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасования, срок годности, номер или фамилию фасовщика.

Развесные продовольственные товары передаются по­купателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. При этом упаковочные материалы должны соответствовать обязательным требованиям стан­дартов.

По просьбе покупателя должна быть произведена нарез­ка гастрономических изделий.

Хлеб и хлебобулочные изделия в местах мелкорозничной торговли разрешается продавать только в упакованном

виде.

Особенности продажи текстильных, трикотажных., швейных и меховых товаров и обуви. До подачи в торго­вый зал эти товары должны пройти предпродажную под­готовку (распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества, чистку, утюжку и т. д.). Товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и ростам и выставлены в торговом зале.

Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.

Ткани группируются по видам и роду волокна, из кото­рого они изготовлены, меховые товары — по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информаци­ей о процентном содержании волокон, из которых она изго­товлена, а изделия из меха — информацией о виде меха.

На товарных ярлыках должны быть указаны: наимено­вание товара, артикул, цена, размер (для одежды и т. д.) и рост (для одежды и белья).

Покупателю должны быть предоставлены условия для примерки швейных, верхних трикотажных изделий, го­ловных уборов, меховых товаров и обуви.


Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяже-льгх, объемных тканей при продаже должно производиться jp-ггем наложения жесткого стандартного метра на ткань, ле-ясашую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стан­дартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.

Для отмеривания всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, можно использовать вмон­тированную в прилавок или стол клейменую металличе­скую мерную ленту.

Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная от­делка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.

При отпуске товаров работник торгового предприятия должен в присутствии покупателя проверить качество то­вара (путем внешнего осмотра), а также точность меры (количества), правильность подсчета стоимости покупки. Отпускаются товары в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.