Сущность и задачи коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность является одной из важней­ших областей человеческой деятельности, возникших в ре­зультате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организа-ционных операций, направленных на совершение процес­са купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с це­лью получения прибыли.

В процессе коммерческой деятельности торговые орга­низации и предприятия, а также физические лица, зани­мающиеся предпринимательством, изучают спрос населе­ния и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков то­варов, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых ус­луг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в оп­ределенной последовательности.



В качестве субъектов коммерческой деятельности высту­пают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятель­ности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Основными принципами коммерческой деятельности являются:

• соблюдение действующего законодательства;

• высокая культура обслуживания покупателей;

• оптимальность коммерческих решений;

• доходность, прибыльность. Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать

законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.

Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант дол-ясен верить в торговый бизнес, расценивая его как при­влекательное творчество. Признавая необходимость кон­куренции, он должен понимать и необходимость сотруд­ничества, а также доверять себе и другим, уважать про­фессионализм и компетентность.

Переход от административно-командной системы к ры­ночной экономике потребовал основательной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна стро­иться на принципах полного равноправия торговых парт­неров, строгой материальной и финансовой ответственно­сти сторон за выполнение принятых обязательств. При этом коренным образом изменилась правовая база ком­мерческой деятельности, чему, в первую очередь, способ­ствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского ко­декса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих ком-


мерческую деятельность торговых организаций и пред­приятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом существенно расширился круг коммерческих струк­тур, появились их новые организационно-правовые фор­мы. Монопольная система государственной торговли сме­нилась системой свободного предпринимательства, осно­ванной на самостоятельности и независимости хозяйст­вующих субъектов.

Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач. Прежде всего, они должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товаро­оборот продукцию предприятий-изготовителей и других по­ставщиков различных форм собственности, а также граж­дан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельно­стью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность дого­воров поставки, укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию дли­тельных хозяйственных связей с поставщиками.

Важное значение имеет повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емко­сти рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осущест­вляться на основе маркетингового подхода.

Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изме­нения, что требует постоянного совершенствования техно­логии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих опе­раций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными за­пасами и формированием ассортимента товаров, контро­лем исполнения договоров и др. С этой целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.


2.2. Содержание коммерческой деятельности

Операции, связанные с осуществлением коммерческой ] деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В I каждый из них входят операции, выполняемые на соот- I ветствующем этапе коммерческой деятельности. При этом I следует отметить, что коммерческая деятельность, осуще- I ствляемая структурами, занимающимися оптовой торгов­лей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это осо­бенно характерно для операций, связанных с формирова­нием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой дея­тельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребитель­ских свойствах, качестве и т. п.). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого на­селения, его покупательной способности. И, наконец, ком­мерческие структуры, работающие на рынке, должны рас­полагать информацией о потенциальных возможностях кон­курентов.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельно­сти — определению потребности в товарах. При этом оп­ределяется емкость рынка и его сегментов, обосновывает­ся ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которы­ми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и т. д.).


На следующем этапе коммерческой деятельности реша­ется вопрос об установлении договорных отношений с по­ставщиками товаров. Должны быть согласованы все мо­менты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой дея­тельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оп­товым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением то­варов, разгрузкой транспортных средств, приемкой това­ров по количеству и качеству, их хранением, перемещени­ем и т. д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям — на предприятиях оптовой тор­говли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях оптовой торгов-л и в качестве следующих этапов коммерческой деятельно­сти необходимо выделить:

• управление товарными запасами;

• управление ассортиментом товаров;

• рекламно-информационную работу;

• оптовую продажу товаров;

• оказание услуг оптовым покупателям.

Управление товарными запасами в оптовом звене пред­полагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в со­ответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых по­купателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерче­ские решения по их нормализации, избегая при этом за­медления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением.


Управление ассортиментом товаров также является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей сте­пени удовлетворял бы запросы оптовых покупателей (мага­зинов, мелкорозничных предприятий и др.).

Успешное осуществление операций по оптовой продаже товаров во многом зависит от эффективности рекламно-информационной работы коммерческих служб. Она долж­на быть систематической, хорошо спланированной, обес­печивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям. Это достигается путем выбора рациональных видов и средств рекламы, обоснования це­лесообразности их применения.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже това­ров является одним из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От ее успе­ха зависит экономическая эффективность работы пред­приятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой дея­тельности, успешно провести с ним операции по оформле­нию продажи товаров, организовать контроль за выполне­нием условий договора.

Наряду с продажей товаров, предприятия, занимаю­щиеся оптовыми операциями, оказывают своим партне­рам по хозяйственным связям торговые услуги. Это могут быть рекламно-информационные услуги, а также посред­нические услуги по поиску поставщиков товаров и опто­вых покупателей. Сюда лее следует отнести и организаци­онно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров, организации розничной продажи, мар­кетинга и т. п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество вы­полнения могут стать определяющими для укрепления по­зиций на рынке.


На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что осо­бенно касается операций, следующих за оптовыми закуп­ками товаров. Здесь также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и управлением ассор­тиментов товаров. Однако эти операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками на­хождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет и рек­ламно-информационная деятельность предприятий роз­ничной торговли, иной характер имеют и оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров — население.

Поскольку в розничной торговой сети завершается про­цесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной про­дажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребите­лем товара. Поэтому очень важно не только предложить роз­ничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы прода­жи, прогрессивные системы расчета за покупки и т. д.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходи­мо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерче­ский результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их кото-Рьтх являются:


• уровень квалификации коммерческих работников;

• правовая база коммерческой деятельности;

• состояние материально-технической базы торговых предприятий;

• ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг;

• уровень конкуренции на рынке;

• финансовое состояние предприятия;

• наличие развитых информационных систем и др.

Торговые предприятия должны учитывать степень влия­ния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.

2.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности

Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. Ее принято называть коммерче­ской информацией. К ней следует относить информацию о:

• покупателях и мотивах покупок;

• требованиях рынка к товару;

• конъюнктуре рынка;

• конкурентной среде;

• потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.

Получить достоверную коммерческую информацию мож­но путем проведения комплексных маркетинговых исследо­ваний. Ее можно получить как из внутренних, так и внеш­них источников. К числу внутренних источников относят­ся статистическая и бухгалтерская отчетность пред­приятия, данные оперативного учета результатов коммер-


ческой деятельности. Таким образом можно получить ин­формацию о ходе реализации товаров, о товарных запа­сах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т. д. В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государст­венной статистики, периодической печати, а также ин­формацию, полученную при специальных обследованиях. Используя эту информацию, можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах и т. д.

Рассмотрим значение отдельных видов информации в коммерческой деятельности торговых предприятий.

Информация о покупателях и мотивах покупок являет­ся основой для принятия коммерческих решений. Анализ этой информации позволяет принять решения, снижаю­щие риск выпуска или закупки неходовых товаров, а так­же решения, обеспечивающие увеличение объемов реали­зации товаров, укрепление финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: числен­ность обслуживаемого населения, его состав, уровень до­ходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Используя эту информацию, коммерче­ские структуры могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для увеличения объемов продаж товаров и улучшения эконо­мических показателей своей деятельности.

Информация о требованиях рынка к товару необходи­ма для того, чтобы торговое предприятие могло осущест­вить правильный выбор- товаров и услуг, которые оно предложит покупателям. Поэтому коммерческие службы Должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупа­телей. Необходимо также уделить внимание исследованию


«жизненного цикла» товара, то есть периода, в течение ко­торого товар покупается на рынке. Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она опре­деляется как совокупность характеристик товара, отли­чающих его от аналогичных товаров по степени удовле­творения потребностей конкретного потребителя. То есть это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет не­посредственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены — низкое качество. По­этому коммерческие службы торгового предприятия долж­ны располагать информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует также учитывать и престижность товара, которая опреде­ляется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем. В связи с эти существует еще и понятие престижных цен, когда определенная кате­гория покупателей не приобретает товары и услуги по це­нам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требо­ваниям, и они по своему общественному положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устанавливают конкретные группы потребителей.

Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преиму­щества товара, способствовать ускорению его реализации и т. д.

Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны ком­плексно подходить к ее изучению и анализу.


Информация о конъюнктуре рынка дает возможность коммерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уро­вень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений.

Информацией о спросе населения являются сведения, характеризующие объем, структуру, закономерности и тен­денции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирова­ния и развития. Все это является базой для обоснования по­требности в товарах как по общему объему, так и в ассор­тиментном разрезе.

Определить товарное предложение можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производ­ства, о товарных запасах, о товарах-новинках и т. д.

Изучая информацию о спросе и предложении, коммер­ческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реа­лизации товаров. При превышении спроса над предложе­нием возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются из­лишние товарные запасы, что приводит к увеличению из­держек, связанных с их хранением и реализацией.

Среди другой информации о конъюнктуре рынка важ­ное значение, имеет информация о географическом поло­жении и месторасположении рынка, его границах и регио­нальных различиях, емкости и степени открытости, сте­пени насыщенности товарами и уровне цен и др.

Информация о конкурентной среде позволяет коммер­ческим структурам объективно оценить их реальное поло­жение на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка товарами конкуренция соз­дает предпосылки для приведения рыночных цен в соот­ветствие с действительной стоимостью и качеством това­ров. Поэтому, изучая конкурентов-поставщиков товаров,


следует выявить их позицию на рынке, изучить характе­ристику предлагаемых ими товаров, их финансовое поло­жение, надежность и гарантии при выполнении договор­ных обязательств и другую информацию. Не менее тща­тельным должно быть изучение конкурентов-покупателей товаров, при котором следует выделить их сильные и сла­бые стороны и объективно оценить позицию своего пред­приятия на рынке.

Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, чтобы можно было правильно определить направле­ния развития предприятия, обеспечивающие его устойчи­вое экономическое положение. С этой целью анализируют­ся показатели, характеризующие экономический потенци­ал и хозяйственную деятельность предприятия.

При оценке конкурентоспособности предприятия учи­тывают использование передовой технологии и новой тех­ники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, фи­нансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенциальные возможности пред­приятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.

На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.

2.4. Коммерческая тайна и ее защита

Коммерческая тайна представляет собой преднамерен­но скрываемые по коммерческим соображениям экономи­ческие интересы и сведения о различных сторонах произ­водственной, хозяйственной, управленческой, научно-тех-


нической, финансовой деятельности предприятия или ор­ганизации, охрана которых обусловлена интересами кон­куренции и возможными угрозами их экономической безопасности.

Формой проявления коммерческой тайны являются ком­мерческие секреты — сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности от хищения, выведывания или утечки.

Носителями коммерческой информации являются руко­водители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам.

Засекречивая информацию, предприятия или организа­ции должны исходить не только из принципа своей безо­пасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и ус­луг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли.

Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, напри­мер, сведения о финансовой деятельности предприятия или организации, деловые планы и планы производства новой продукции, информация о маркетинге, списки кли­ентов, организационные схемы, информация о сотрудни­ках и другая деловая информация.

К коммерческой тайне, безусловно, следует отнести на­учно-исследовательские проекты, конструкторские и тех­нологические разработки по производству какой-либо про­дукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.

Предприятию необходимо позаботиться об охране за­ключенных им договоров, которые должны храниться в оп­ределенном месте у ответственного лица. Выдавать их сле­дует под расписку с письменного разрешения руководителя пРедприятия или организации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям


при доказательстве их соответствующих положении в слу­чаях возникновения спора и его разрешения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.

К коммерческой тайне относится информация о рацио­нализаторском предложении или изобретении, находящем­ся на стадии разработки или оформления. И если изобре­тение после выдачи на него патента не нуждается в защи­те при помощи коммерческой тайны, то рационализатор­ское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предпри­ятия прогрессивное техническое решение.

К разряду коммерческой тайны необходимо относить и информацию типа «ноу-хау», которую рекомендуется охра­нять и от своего персонала, с тем чтобы при переходе на работу в конкурирующее предприятие сотрудник не мог ее передать.

Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться следующие правила:

• необходим строгий контроль за допуском персонала к! секретным документам;

• для контроля за секретным делопроизводством долж­ны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями;

• руководителем предприятия или организации должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответ­ствующих сотрудников;

• необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерче­ской тайны предприятия.

Желательно введение системы материального и мораль­ного стимулирования сотрудников, имеющих доступ к сек­ретной информации.


Руководитель предприятия должен осуществлять лич­ный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Существует множество способов защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия или ор­ганизации.

Так, подготовку документов, содержащих важные све­дения, следует поручать наиболее проверенным сотрудни­кам. При этом количество экземпляров документа должно быть строго ограничено. Необходимо позаботиться и о том, чтобы при копировании документов множительная техни­ка была под надежным контролем. Под контролем ответст­венных лиц должна уничтожаться копировальная бумага и красящая лента. Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямого хищения или унич­тожения можно использовать меры физической защиты (замки на дверях, решетки на окнах и т. п.). Они, как пра­вило, применяются в сочетании с административными мерами (пропускной режим, режим секретности, служба безопасности и т. д.). Кроме того, применяются техниче­ские системы охраны, которые представляют собой до­вольно сложные электромеханические, радиотехнические, акустические и другие устройства.

2.5. Риски в коммерческой деятельности

Риски являются неотъемлемыми атрибутами коммерче­ской деятельности. К ним относят возможное понесение Ущерба или убытков вследствие осуществления коммерче­ской деятельности. .

Не существует коммерческой деятельности, гарантиро-ванной в получении прибыли при отсутствии рисков. Ка-*кдый участник коммерческой деятельности пытается по-


лучить прибыль путем решения проблем существующих рисков, предпринимает всевозможные усилия, чтобы из­бежать ситуации, непосредственно связанной с рисками. Вместе с тем, наличие фактора риска является серьезным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов.

Риски могут возникать под воздействием различных внешних факторов. Это могут быть факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия следует отнести:

• законодательство, регулирующее коммерческую дея­тельность;

• непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

• налоговая система;

• взаимоотношения с партнерами;

• действия конкурентов;

• коррупция и рэкет.

В качестве факторов косвенного воздействия могут вы­ступать:

• политические условия;

• экономическая обстановка в стране;

• экономическое положение на рынке;

• международные события;

• форс-мажорные обстоятельства.

Именно эти факторы усиливают риск в коммерческой деятельности в первую очередь. Однако есть и в нут- I ренние факторы, влияющие на уровень рисков в коммерческой деятельности, основными из которых явля­ются:

• потеря товара из-за небрежности работников торго­вого предприятия;

• вероятность нечестности служащих, что может на­нести материальный ущерб предприятию;


 

• низкая квалификация коммерческих работников, ре­зультатом деятельности которых может быть риско­ванная коммерческая сделка;

• приостановка деловой активности предприятия и др.

Определить степень риска можно с помощью статисти­ческого или экспертного методов. Статистический метод основан на приемах математической статистики с исполь­зованием показателей финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия (прибыль, инвестиции и др.). При экс­пертном методе учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различ­ных величин потерь. При этом, в зависимости от степени риска, выделяют допустимый, критический и катастрофи­ческий риски. Допустимый риск предполагает вероятность потери прибыли, критический — потери прибыли и недо­получение части дохода, катастрофический — возмож­ность банкротства. Чаще всего используют одновременно статистический и экспертный методы.

Снизить степень вероятного риска можно путем изы­скания надежных партнеров по коммерческой деятельно­сти, образования специального резервного фонда для са­мострахования, а также путем страхования торгового биз­неса.

В практике биржевой торговли получило распростране­ние страхование рисков от неблагоприятных изменений Цен по контрактам и коммерческим операциям, преду­сматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Такое страхование рисков называется хеджиро­ванием. Оно совершается путем встречных покупок (про­даж) фьючерсных контрактов. Если на рынке предполага­ется продажа (закупка) реального товара, то хеджирование осуществляется путем приобретения (продажи) соответст­вующего по количеству и срокам ликвидации контракта, и наоборот. Таким образом, при ликвидации фьючерсного контракта покупатель (продавец) получит ту разницу в це-


не, которую он потеряет в случае неблагоприятного изме­нения цены на рынке реального товара.

2.6. Организационно-правовые формы

юридических лиц, осуществляющих

коммерческую деятельность

Действующее законодательство определяет юридиче­ское лицо следующим образом: это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или опера­тивном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должно иметь само­стоятельный баланс и смету.

Поскольку юридические лица являются весьма сложны­ми социально-экономическими и организационно-право­выми образованиями, большое значение имеет их класси­фикация по различным признакам.

Так, в зависимости от формы собственности, на кото­рой базируется юридическое лицо, они разделяются на го- ] сударственные, муниципальные и частные. Государствен­ные и муниципальные юридические лица чаще всего функционируют в форме унитарных предприятий, сущ­ность которых будет раскрыта ниже.

По основным целям деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерче­ские организации. Организации, преследующие извлече­ние прибыли в качестве основной цели своей деятельно­сти, распределяющие ее между своими участниками (членами, учредителями, акционерами), являются ком­мерческими. Эти организации могут создаваться в


форме хозяйственных товариществ и обществ, производ­ственных кооперативов, государственных и муниципаль­ных унитарных предприятий.

Организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение "прибыли, либо не имеющие целью распределе­ние ее между участниками, являются некоммерче­скими и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществ­лять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

И, наконец, по организационно-правовым формам, ус­тановленным главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица подразделяются на хозяй­ственные товарищества и общества (в т. ч. акционерные общества), производственные кооперативы, государствен­ные и муниципальные унитарные предприятия и неком­мерческие организации.

Хозяйственное товарищество — это объединение нескольких лиц на основе соглашения между ними для осуществления предпринимательской деятельно­сти. Хозяйственные товарищества создаются в форме пол­ного товарищества или товарищества на вере (коммандит­ного). Участниками полного товарищества и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индиви­дуальные предприниматели и (или) коммерческие органи­зации. Вкладчиками в товариществе на вере могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственными обществами являются организации, создаваемые одним или несколькими лицами на. основе передаваемого ими в собственность общества имущества (имущественных прав) для осуществления пред­принимательской деятельности. Хозяйственные общества с°здаются в форме общества с ограниченной ответственно-


стью, общества с дополнительной ответственностью, закры- [ того акционерного общества и открытого акционерного об­щества. Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.

Рассмотрим перечисленные выше организационно-пра­вовые формы юридических лиц более подробно.

Полным, товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются пред- ( принимательской деятельностью от имени товарищества. Главная отличительная черта полного товарищества — не­ограниченная солидарная ответственность его участников по обязательствам товарищества всем своим имуществом (субсидиарная ответственность). Кроме того, полное това­рищество предусматривает личное участие его членов в хозяйственной деятельности, т. е. конкретное лицо может! быть участником только одного полного товарищества (в отличие' от акционерных обществ и обществ с ограничен-1 ной ответственностью, где одно лицо может быть участии-! ком любого их количества).

Управление и ведение дел в полном товариществе щ значительной мере определяется его учредительным дого-1 вором. Каждый участник полного товарищества имеет! один голос независимо от размера вклада (если учреди­тельным договором не предусмотрен иной порядок опреде-1 ления количества голосов его участников).

Прибыль и убытки полного товарищества распределя-1 ются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не установлено учреди­тельным договором или иным соглашением. Устранение! кого-либо из участников от участия в прибылях и убытках] не допускается.

Закон не требует наличия у хозяйственных товариществ! (в отличие от хозяйственных обществ) обязательного ми-! нимума складочного капитала. Поэтому данная организа-1


ционно-правовая форма может быть использована, когда масштабы деятельности превышают собственный капитал участников товарищества.

В настоящее время в России полные товарищества не получили сколько-нибудь широкого распространения, в основном из-за того, что данная организационно-правовая форма юридического лица предусматривает неограничен­ную солидарную ответственность участников.

Товарищество на вере (коммандитное) состоит из двух категорий участников: полных товарищей (комплемента­риев) и участников-вкладчиков (коммандитистов). Права и обязанности комплементариев аналогичны правам и обя­занностям участников полного товарищества, включая полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом. Конкретное лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.

Права и обязанности коммандитистов определяются уч­редительным договором, а ответственность ограничивает­ся пределами их вкладов в имущество товарищества.

Управление деятельностью товарищества на вере осу­ществляется только полными товарищами. Участники-вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества, выступать от его имени иначе как по доверенности, они не имеют права голоса. Главная цель участия коммандитистов в деятельности товарищества на вере заключается в получении части прибыли товарищест­ва., причитающейся на их долю в складочном капитале.

Сумма начального капитала для регистрации товарище­ства на вере (как и полного товарищества) не регламенти­рована и зависит лишь от конкретных условий договора о совместной предпринимательской деятельности.

Акционерные общества. Они получили достаточно ши­рокое распространение в России. Акционерным обществом пРизнается общество, уставный капитал которого разде-


лен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Различают открытые и закрытые акционерные общества.

Открытым признается акционерное общество, уча­стники которого могут отчуждать принадлежащие им ак­ции без согласия других акционеров. При этом акции сво­бодно продаются всем желающим на условиях, установ­ленных законом и иными правовыми актами. Число ак­ционеров открытого общества не ограничивается.

Закрытым признается акционерное общество, ак­ции которого распределяются только среди его учредите­лей или иного заранее определенного круга лиц. Число ак­ционеров (учредителей, участников) закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

Уставный капитал акционерного общества образуется из номинальной стоимости акций, приобретенных акцио­нерами, и не может быть меньше тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного фе­деральным законом на момент регистрации, — для откры­того общества и стократного минимального размера опла­ты труда — для закрытого общества.

Различают обыкновенные и привилегированные акции.

Каждая обыкновенная акция предоставляет ее владельцу одинаковый объем прав, в которые входят: возможность участия в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции общего соб­рания, право на участие в органах управления обществом и его контрольных органах, на покрытие дивидендов, на получение части имущества общества в случае его ликви­дации и т. д.

Права владельцев привилегированных ак­ций различного типа определяются законодательством и Уставом конкретного общества.


Управление обществом осуществляют его органы:

высший — общее собрание акционеров;

коллегиальный — наблюдательный совет или совет ди­ректоров;

исполнительный, который может быть как коллегиаль­ным — правление, так и единоличным — директор (гене­ральный, исполнительный).

Распределение компетенции органов управления осуще­ствляется в соответствии с Уставом общества и с требова­ниями законодательства об акционерных обществах.

Таким образом, основополагающими признаками и осо­бенностями акционерного общества являются:

1. Ограниченная ответственность членов общества по его обязательствам, равная величине их вклада, т. е. сумме имеющихся акций (если же быть более точным, то ограни­чивается риск, а не ответственность участия акционерного общества, так как перед кредиторами общества взятый в отдельности акционер не отвечает вовсе).

2. Акционерное общество несет ответственность по обя­зательствам только своим имуществом. При этом оно не несет ответственности по обязательствам акционеров вне дел общества и наоборот.

3. Акционерный капитал делится на равные по величи­не доли (акции). Акционеры получают часть прибыли в ви­де дивиденда, а также часть имущества предприятия в случае его ликвидации пропорционально их долям в ак­ционерном капитале (сумме акций).

4. В акционерных обществах не требуется непремен­ное вовлечение их участников в производственно-хо­зяйственную деятельность. Достаточно лишь участво­вать материально в формировании акционерного капи­тала. Участники общества могут получать дивиденды на итоженные средства без непосредственного личного Участия в его хозяйственной деятельности. Такая воз­можность позволит юридическим лицам и гражданам


одновременно быть участниками любого числа акцио-1 нерных обществ.

5. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, на котором каждый из них имеет право голоса в количестве, пропорциональ­ном доле имеющихся акций (за исключением владельцев привилегированных акций).

Акционерная форма хозяйствования имеет перспективы значительного развития, так как она обладает целым рядом преимуществ. Они сводятся, в основном, к следующему:

1. Создание акционерных обществ — один из самых! эффективных способов быстрого привлечения значитель­ных финансовых ресурсов для решения крупных хозяйст­венных задач путем выпуска акций и других ценных бу­маг. Причем, предприятия с большей эффективностью! хозяйственной деятельности имеют шанс привлечения финансовых ресурсов в первую очередь, так как обеспен чивают акционерам более выгодные условия для помещен ния своих средств — высокий дивиденд в сочетании с нан дежностью. В результате этого положение сильных пред­приятий еще более укрепляется, а убыточные предприятия «вымываются», т. е. происходит саморегулирование эконо мики в масштабах всей страны путем внутри- и межот раслевого перераспределения финансовых ресурсов и кон центрации их на более эффективных участках обществен­ного производства.

2. ^Привлечение в качестве акционеров предприятий^ партнеров (поставщиков, потребителей) усиливает надеж-| ность хозяйственных связей. Система участия, т. е. пере-| крестное владение акциями, придает устанавливающимся хозяйственным отношениям качественно новый характер, переводит их на иной уровень, значительно превосходя-1 щий узкий набор ведомственных устремлений.

3. Продажа акций лицам, работающим в акционерном! обществе по найму, существенно усиливает их стимул к|


высокоэффективному труду. В данном случае в значитель­ной мере отпадает проблема воспитания «чувства хозяи­на», так как владельцы акций «на собственном кармане» начинают ощущать положение дел своего предприятия.

4. Управление акционерным обществом осуществляется самими собственниками в лице акционеров. Они отвечают за правильность принятых решений своими средствами. Поэто­му принятию решений предшествует их обсуждение, обосно­вание, оценка последствий, что является важным условием повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Мировой и нарождающийся отечественный опыт под­тверждают достаточно высокую эффективность функцио­нирования акционерной формы хозяйствования.

Общества с ограниченной ответственностью. Они по­лучили наибольшее распространение в России. Обществом с ограниченной ответственностью является коммерче­ская организация, созданная одним или несколькими ли­цами, уставный капитал которой разделен на доли опре­деленных учредительными документами размеров. Участ­ники общества с ограниченной ответственностью не отве­чают по его обязательствам, но несут риск убытков, свя­занных с деятельностью общества, в пределах стоимости вложенных ими вкладов.

Число участников такого общества не должно быть бо­лее пятидесяти.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе свободно произвести отчуждение своей доли или ее части любому другому участнику. Однако такие действия в отношении третьих лиц ограничены правом преимуще­ственного приобретения другими участниками общества и Даже могут быть запрещены уставом.

Управление деятельностью общества с ограниченной от-тственностью осуществляет его высший орган — общее °рание участников и исполнительный орган — коллеги-ЬНЬ1Й или единоличный.


 




Участник общества в любой момент может выйти из не- ] го, независимо от согласия других участников. В этом слу- I чае ему должна быть выплачена стоимость части имуще­ства, соответствующей его доле в уставном капитале.

Общества с ограниченной ответственностью имеют много I общего с акционерными обществами. У них целый ряд еди­ных основополагающих принципов образования и функцио­нирования, которые сводятся к следующему:

1. Общество с ограниченной ответственностью, как и
акционерное общество, является, в первую очередь, объе-1
динением капиталов (имущества), а не личного участия в
предпринимательской деятельности, хотя и не исключает

такого участия.

2. Общество с ограниченной ответственностью, анало­
гично акционерному обществу, несет ответственность по
обязательствам только в пределах своего имущества, а
его участники несут риск убытков, связанных с деятель­
ностью общества, в пределах стоимости внесенных ими

вкладов.

3. Участниками обществ с ограниченной ответственно­стью, как и акционерных обществ, могут быть и юридиче­ские лица, и граждане.

4. Участники обществ с ограниченной ответственно­стью, так же как и акционеры, обладают числом голосов, получают часть прибыли в виде дивиденда, а также часть имущества общества в случае его ликвидации пропорцио­нально их вкладам в уставный капитал.

5. Размер уставного капитала и в обществах с ограничен­
ной ответственностью, и в акционерных обществах не может?
быть меньше суммы, установленной законом. Для обществ с
ограниченной ответственностью она не может быть меньше
стократного минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, общества с ограниченной ответственней стью имеют и существенные различия с акционерным* обществами. Они сводятся к следующему:


 

1. В обществе с ограниченной ответственностью отсут­ствует свободный порядок передачи доли участника треть­ему лицу. Уставом общества может быть предусмотрен за­прет на такую передачу.

2. Общество с ограниченной ответственностью не вы­пускает акций. В подтверждение внесенного вклада уча­стникам выдается письменное свидетельство, которое не относится к категории ценных бумаг. В обществе с огра­ниченной ответственностью происходит не свободная про­дажа ценных бумаг, а передача долей в имуществе.

3. Общество с ограниченной ответственностью не обя­зано публиковать результаты своей отчетности, в то время как акционерное общество открытого типа обязано публи­ковать годовой отчет и бухгалтерский баланс.

4. Организационно-правовая форма общества с ограни­ченной ответственностью рассчитана на сравнительно не­большое количество участников, предел которого специ­ально определяется законом. В открытых акционерных обществах количество участников не лимитируется. Здесь, наоборот, должен устанавливаться нижний предел числен­ности участников.

Общества с дополнительной ответственностью явля­ются разновидностью обществ с ограниченной ответст­венностью. Поэтому на них распространяют свое действие практически все положения, регламентирующие деятель­ность обществ с ограниченной ответственностью, за одним главным исключением.

При недостаточности имущества общества с дополни­тельной ответственностью для удовлетворения требований его кредиторов участники общества могут быть привлече-HbI к имущественной ответственности по долгам их лич­ным имуществом, причем, в солидарном порядке. Однако Размер этой ответственности ограничен: он касается не сего их личного имущества (как в полном товариществе), только его части. Речь идет об одинаковом для всех


кратном размере к сумме внесенных вкладов (например, ] трехкратном, пятикратном и т. п.).

Таким образом, общество с дополнительной ответственно-] стью занимает как бы промежуточное положение между то-1 вариществами с их неограниченной ответственностью уча-] стников и обществами с ограниченной ответственностью.

Производственные кооперативы. Про-1 изводственным кооперативом признается добровольное] объединение граждан для совместной хозяйственной дея~\ тельности на основе личного трудового участия и объеди-\ нения его членами имущественных взносов (паев). Произ-1 водственный кооператив является коммерческой органи-1

задней.

Члены производственного кооператива несут по обяза-1 тельствам кооператива субсидиарную ответственность в| размере и порядке, предусмотренных законом о производ­ственных кооперативах и уставом кооператива.

Отличия производственных кооперативов от хозяйст венных обществ и товариществ заключаются в следую

щем:

1. Производственный кооператив — объединение гражя дан, участвующих в его деятельности личным трудом, на не являющихся предпринимателями.

Паевые взносы членов кооператива и их размер сами п! себе не влияют ни на количество голосов, ни на размер по! лучаемого дохода членами кооператива. Каждый член коо| ператива имеет только один голос независимо от размера пая, а чистый доход распределяется между членами коо! ператива в соответствии с их трудовым участием, а н| пропорционально их вкладам, как это имеет место в хо| зяйственных обществах и товариществах.

Таким образом, производственный кооператив — эт! особая форма организации трудовой и предприниматель! ской деятельности граждан, основанная на началах равеи ства всех его участников.


2. Производственный кооператив предусматривает обя­зательный минимум членов — не менее пяти человек (хо­зяйственные общества могут быть организованы одним лицом). Если в производственном кооперативе менее пяти участников, то он подлежит ликвидации.

Гражданским кодексом Российской Федерации преду­смотрена возможность участия в производственных коо­перативах лиц, вносящих лишь имущественный вклад, но не привлекающихся к личному трудовому участию в его деятельности. Однако в уставах кооперативов должно быть установлено ограничение на такое участие по коли­честву паев и голосов, имеющихся у этих «финансовых участников».

Структура управления производственным кооперативом построена с учетом принципа кооперативной демократии и преследует цель обеспечения участия в управлении де­лами кооператива всех его членов.

Высшим органом управления является общее собрание кооператива. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в руководящие органы производ­ственного кооператива не могут быть избраны лица, не яв­ляющиеся его членами, т. е. запрещено привлечение наем­ных управляющих. Производственный кооператив явля­ется одним и единственным собственником своего имуще­ства. Деление этого имущества на паи является лишь спо­собом определения размера возможного требования членов кооператива в случае выхода из него или его ликвидации.

Производственный кооператив должен иметь, как ми­нимум, два обязательных фонда: паевой (уставный) и ре­зервный (страховой). Может быть образован также неде­лимый фонд, который не делится на паи участников, и ньитлаты из него при выходе из кооператива не произво­дятся. Раздел неделимых фондов между членами коопера­тива возможен только при его ликвидации после удовле-ВоРения требований кредиторов.


 




Унитарные предприятия. В форме уни-| тарных предприятий создаются только государственные и| муниципальные коммерческие организации. Имущество их[ находится либо в государственной, либо в муниципальной! собственности, является неделимым и принадлежит пред­приятиям на праве хозяйственного ведения или оператив­ного управления.

Руководство предприятием, как правило, осуществляет-] ся на основе единоначалия, его руководитель назначается и освобождается собственником, но, зачастую, по согласо­ванию с трудовым коллективом.

Некоммерческие организации. Как от^ мечалось выше, некоммерческие организации могут осу­ществлять предпринимательскую деятельность, если он^ направлена на достижение целей, ради которых созданы эти организации, и соответствует этим целям.

Рассмотрим некоторые организационно-правовые фор! мы некоммерческих организаций, предусмотренные Градв данским кодексом Российской Федерации.

Потребительские кооперативы. Потребительским кося перативом (союзом, обществом) является добровольное! объединение лиц на началах их членства для удовлетворения разнообразных потребностей участников такого образова-1 ния, осуществляемое путем объединения паевых взносов.

Деятельность потребительских кооперативов регулиру! ется кроме Гражданского кодекса другими нормативными актами. В нашей стране существует хорошо организован-] ная, разветвленная система потребительской кооперации. I

Потребительский кооператив не предполагает обязателы ного личного участия своих членов в общих делах. Не ис! ключается возможность одновременного участия одного а того же гражданина в нескольких потребительских коопе]

ративах.

Структура управления потребительским кооперативом строится на тех же принципах, что и структура управле*


ния производственным кооперативом (высший орган — общее собрание-, исполнительный — правление и т. д.).

Потребительский кооператив как юридическое лицо яв­ляется единым и единственным собственником своего имущества. "Члены потребительского кооператива приобре­тают права требования на это имущество, пропорциональ­ные их паям (вкладам).

Потребительский кооператив может осуществлять пред­принимательскую деятельность. Полученные от такой дея­тельности доходы, в отличие от других некоммерческих организаций, распределяются между членами кооперати­ва либо идут на иные нужды, определяемые общим соб­ранием. Такого рода деятельность не должна менять ус­тавных задач потребительского кооператива и поэтому не ведет его к превращению в производственный коопера­тив или в хозяйственное общество, т. е. в коммерческую организацию.

Объединения (ассоциации, союзы) юридических лиц. Ком­мерческие организации в целях координации их предпри­нимательской деятельности, а также представления и за­щиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. При этом такие ассоциации и союзы становят­ся некоммерческими организациями.

В ассоциации и союзы могут объединяться и некоммер­ческие организации. При этом такие ассоциации и союзы также остаются некоммерческими организациями.

Предприятия, входящие в ассоциацию или союз, сохра­няют свою хозяйственную самостоятельность, статус юри­дического лица, не меняют форм собственности.

Важно подчеркнуть, что ассоциация (союз) не является вышестоящим органом по отношению к входящим в нее самостоятельным предприятиям. Она выполняет те функ­ции и обладает теми полномочиями, которые добро­вольно делегировали ей участники.


Имущество ассоциаций является совместным имущест­вом их участников, т. е. участники не обладают обособлен-) ными правами на данное имущество, они не вправе рас­поряжаться своей долей в имуществе без согласия остальных участников.

Сама ассоциация не несет имущественной ответствен­ности по обязательствам своих членов. Но члены ассоциа-1 ции (союза) несут дополнительную ответственность по eel долгам своим имуществом. Характер и пределы такой до-] полнительной ответственности определяются в учреди-, тельных документах.

В члены ассоциации могут быть включены любые при­знающие ее устав предприятия и организации, деятель-] ность которых соответствует целям и задачам ассоциации. Решение о членстве в ассоциации принимается общим со­бранием (конференцией, советом) участников. Условием включения нового участника в ассоциацию является егя предварительное письменное согласие с положениями col глашения о создании и деятельности ассоциации и ее ус| тава. Членство в ассоциации наступает с момента внесе! ния долевого вклада, размер и состав которого опреде-^ ляются по соглашению между участниками и новым уча-1 стником.


ГЛАВА 3