Понятие и сущность процесса товародвижения

Процесс доведения товаров от предприятий-изготови­телей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением1. Он включа­ет не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, свя-

1 В государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товародвижение определено как процесс физического перемещения товаров от производителя в мес­та продажи или потребления.


занные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

На предприятиях торговли завершается процесс круго­оборота средств, вложенных в произведенные предметы по­требления, происходит превращение товарной формы стои­мости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения — одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наи­более благоприятные потоки и направления движения това­ров, более экономичные виды транспорта для перевозки то­варов из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.

От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависит качест­во торгового обслуживания населения, а также время обо­рота товарно-материальных ценностей. Поэтому товаро­движение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количест­ве, широком ассортименте, высокого качества, при мини­мальных затратах труда, материальных средств и времени. Основными звеньями технологической цепи товародви­жения являются производственные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребле­ния, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной

продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародви­жения предусматривает прохождение товара через мини­мальное число звеньев.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в сле­дующие группы:


 

• производственные;

• транспортные;

• социальные;

• торговые.

К числу производственных факторов относят: размеще­ние производства, специализация производственных пред­приятий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения ока­зывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источни­кам сырья часто приводит к неравномерному распределе­нию их на территории страны, удалению от районов по­требления, а это, в свою очередь, усложняет процесс това­родвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние на организацию товародви­жения оказывает специализация производ­ственных предприятий на выпуске сравни­тельно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсорти­ровки на предприятиях оптовой торговли. Поэтому специа­лизация производства приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или бо­лее звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребле­ния имеет ярко выраженный сезонный харак­тер, что в свою очередь связано с сезонностью произ­водства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе то­вародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответст-


вугощих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К транспортным факторам относятся: состояние транс­портных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хо­рошо развитую транспортную сеть, следовательно, достав­ка товаров в некоторые из них сопряжена с определенны­ми трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также от­вечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответст­вующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т. д.

Важное влияние на процесс товародвижения оказыва­ют социальные факторы, основными из которых являют­ся: расселение населения, уровень денежных доходов на­селения и т. д.

Так, при невысокой плотности населения сложнее орга­низовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев.

На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торго­вые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснаб-жения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс товародвижения зави­сит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары слож­ного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене.


Создания особых условий в процессе товародвижения тре­буют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения рознич­ной торговой сети товарами.

На характер процесса товародвижения большое влия­ние оказывают его форма и звенность.